|
19.09.16
Взгляд фаталиста под дождём и листопадом
Год кино | После двухмесячного перерыва возобновил работу киноклуб в "Петровском": сезон открыл не самый простой фильм Отара Иоселиани
Показ предварила небольшая лекция для воронежцев о творчестве режиссёра, которую прочитал Ярослав Солонин, ведущий клуба. Фамилия Иоселиани звучит не столь диковинно для ушей российского зрителя, как, к примеру, Рехвиашвили, Гогоберидзе или Баблуани. Но и не так привычно, как Данелия.
Георгий Клинов
- Начиная с полнометражки "Листопад", Иоселиани заявил о себе как о большом художнике, - отметил Ярослав. - Фильмы раннего периода можно охарактеризовать как экзистенциальные драмы. "Листопад", "Жил певчий дрозд" - всё это о симпатичных молодых людях, не желающих мутировать во "взрослую жизнь", полную компромиссов с собственной совестью и свободой. После эмиграции во Францию Иоселиани, до мозга костей приверженец старой европейской культуры, всё больше стал размышлять об ушедшем в далёкое прошлое "золотом веке" под натиском технократии. И не важно, что подразумевать под ушедшим: аристократическую культуру (как в "Охоте на бабочек"), традиционные культуры ("И стал свет") или остатков человечности и веры в будущее ("Зимняя песня"). Несмотря на нитевидный пульс сюжета, зрители, героически пришедшие на показ, смотрели на экран не отрываясь. Если в ранних фильмах грузинского режиссёра можно было наблюдать даже некоторый оптимизм, то в показанной в книжном клубе "Зимней песне" налицо взгляд фаталиста. Как в "Козлиной песни" Константина Вагинова. Два главных героя, пожилых интеллектуала, невозмутимо наблюдают всеобщий упадок и торжество полицейского порядка. Не утратив чувства юмора, они учат юного преступника, как обаять студентку консерватории, признавшись ей в нелюбви к "Девятой симфонии" Бетховена. За этих людей и цепляешься, как за обломок палубы после крушения "Корабля дураков". По окончании фильма все пришедшие остались на обсуждение. По словам Ярослава Солонина, из постоянных посетителей в этот раз он наблюдал только двух. Остальные пришли в первый раз и на многое смотрели с любопытством. Обсуждение получилось содержательным, хотя и неровным, немного хаотичным - под стать фильму. Большинство увидело в "Зимней песне" следующие темы: смерти, увядания, войны, упадка, классового неравенства. - Я бы сказала - ничего нового. Всё циклично. Жизнь - смерть, политические режимы, мир - война, любовь - ненависть, утонченность - пошлость. Человеческая натура остаётся неизменной, - поделилась Анна, постоянный посетитель киноклуба. На улице стемнело, и было сыро после дождя. В голове роились мысли, которые не так просто отложить в дальний ящик. Кто мы? И куда всё идёт? Как было верно отмечено в недавно вышедшей статье "Смотреть и видеть" ("Коммуна", Б„–63 от 9 августа), в киноклубы ходят те, "кто предпочитают раскопки", а не довольствуются тем, что им преподносит на блюдечке его величество масс-медиа. Конечно, нужно иметь определённую выдержку и привычку, чтобы после работы, когда самое время "расслабить мозги", прийти на киноклуб и уделить полтора-два часа просмотру картины, не гарантирующей душевное равновесие. Кинопоказы проходят по четвергам. В скором времени ожидается просмотр фильмов Жана Ренуара, Люка Бессона, Микеланджело Антониони, Александра Довженко.
Источник: газета "Коммуна", Б„–75 (26615) | Вторник, 20 сентября 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|