|
23.09.16
Нацелены на безопасность и надёжность
Энергетика | На Нововоронежской АЭС-2 применен не только уникальный реактор ВВЭР-1200, но и быстроходная турбина, аналогов которой нет в мире
Основное оборудование машинного зала Нововоронежской АЭС-2, включающего самую мощную в мире быстроходную паровую турбину со скоростью вращения ротора три тысячи оборотов в минуту и турбогенератор мощностью 1200 МВт, спроектировано и изготовлено компанией "Силовые машины" из Санкт-Петербурга. Чтобы показать инновационный и самый мощный в атомной энергетике России энергоблок поколения "3+" и, разумеется, рассказать о своем участии в этом проекте, компания организовала пресс-тур в Нововоронеж для питерских журналистов, в который был приглашен и журналист "Коммуны".
Виктор Руденко
К Нововоронежу сейчас приковано внимание специалистов не только России, но и всего мира. Важность стройки для отечественной отрасли объясняется тем, что она первая за три десятка лет ведущаяся с чистого листа. Именно здесь нарабатывается современный опыт, создаются новые уникальные технологии и оборудование. Отличительной особенностью головного энергоблока - и на этом делается особый акцент - является его насыщенность пассивными системами безопасности, которые работают даже при полной потере электроснабжения и без вмешательства В нем учтены все постфукусимские требования безопасности. Энергоблоки поколения "3+" возводятся также в США и Франции, но нововоронежский стал первым в мире, вышедшим на этап энергопуска.
Каждое событие - историческое
НВАЭС, или, если быть точнее, шестой энергоблок, живет по особому графику. В мае был запущен реактор на минимально контролируемый уровень управляемой цепной реакции деления. Убедившись в надежности его работы, приступили к очередной операции - толчку турбины и выводу ее на плановый набор оборотов. 5 августа произошло историческое событие - энергетический пуск. Шестой блок выдал в энергосистему страны первые 240 МВт электроэнергии. 9 сентября Ростехнадзор дал разрешение на вывод энергоблока, работающего в режиме опытно-промышленной эксплуатации, на 50-процентную мощность. К концу года, после проведения всех необходимых испытаний, блок планируется вывести на полную мощность и передать в промышленную эксплуатацию. В день нашего визита на станцию, 14 сентября, проходило очень важное и ответственное динамическое испытание энергоблока, в ходе которого были полностью обесточены все механизмы и агрегаты энергоблока, остановлен реактор, включены аварийные дизель-генераторы. Разумеется, все системы безопасности отработали штатно. И одновременно проходили плановые учения противопожарной службы - звучали звуки сирены, расчеты быстро занимали исходные позиции у "объектов возгорания". В общем, можно было понять, что ритм, в котором живут наладчики, эксплуатационники нового блока, очень и очень напряженный.
Тот случай, когда лучше один раз увидеть
Наш гид по станции - руководитель пресс-службы НВАЭС Юрий Пегусов. Кроме того, сопровождал группу журналистов директор представительства компании "Силовые машины" в Нововоронеже Константин Драмарецкий. Знакомство с атомной станцией начинается со смотровой площадки, с которой открывается панорама новостройки. Слева - две башни-градирни для охлаждения циркуляционной воды конденсаторов турбины. По центру - шестой энергоблок, окутанный сверху трубами, словно щупальцами, - это коллекторы, пояснили нам, системы пассивного отвода тепла. Рядом строящийся седьмой блок, над которым взметнулись краны. Далее здания машинного зала и других объектов, трансформаторное хозяйство. А вдали справа - градирни третьего и четвертого энергоблоков, давно уже ставшие символом города атомщиков, здания пятого энергоблока и техническое водохранилище. Затем нас повели в машинный зал, где собственно и смонтировано оборудование, произведенное в Санкт-Петербурге. Начальник смены турбинного цеха Алексей Аксанов ознакомил со своим "хозяйством": - Оборудование "Силовых машин" представлено турбоустановкой, генератором переменного тока, возбудителем - оборудование уникальное, на атомных станциях российского и зарубежного производства не применялось. В отличие от предыдущего поколения генераторов охлаждаемых водородом, нынешний охлаждается водой, что обеспечивает повышенную взрыво- и пожаробезопасность. Турбина мощностью 1200 МВт, такая мощность достигается за счет технических оптимизаций. Для смазки подшипников применена огнестойкая жидкость. На прошедших динамических испытаниях важно было сохранить работоспособность турбины и своевременную подачу масла на подшипники. Были включены аварийные дизель-генераторы, которые и обеспечивали подачу масла. Но даже же если бы дизель не включился, аварийного запаса хватило бы для сохранности турбины. Все отработало в штатном режиме. Затем наш путь лежал к башне-градирне, поражающей своими размерами, и на блочный пункт управления (БПУ). Старший начальник смены АЭС Азамат Шайбаков рассказал: - Мы находимся в святая святых. Если реактор можно назвать сердцем атомной станции, то блочный пункт управления - это ее мозг. Отсюда идет управление всеми технологическими процессамиБЂ¦ На вопрос журналистов: насколько уникально оборудование, поставленное "Силовыми машинами", ответил так: - Что касается конкретно турбины, то аналогов ей, с такой электрической мощностью и такими параметрами, в мире нет. Какое ноу-хау здесь применено - на турбинах низкого давления лопатки изготовлены из титанового сплава, что обеспечивает необходимую площадь выхлопа с допустимым уровнем напряжений и нормативным коэффициентом запаса. Этим обеспечивается высокая надежность. Турбина также уникальна тем, что в системе регулирования и смазки применяется взрывопожаробезопасная смесь - так называемая огнестойкая жидкость. Далее наш путь лежал на центральный щит управления, с которого ведется выдача выработанной уже непосредственно шестым блоком энергии. По схеме распределения генерации шестого блока видно, куда ведется подача энергии: линии идут на Лиски, Латное, Семилуки, Старый Оскол, Донбасс, ЕлецБЂ¦ Невольно ловишь себя на мысли, когда поэтапно проходишь по подразделениям станции: она словно гигантский живой организм. Можно сколько угодно читать об АЭС, рассматривать фотографии, телерепортажи, но это тот случай, когда лучше один раз увидеть. Как все это устроено, как действуетБЂ¦ И тогда совершенно по-другому воспринимается ранее увиденное и слышанное. И появляется осознанное ощущение гордости за атомную отрасль России и российское энергомашиностроение (вот где настоящие инновации и современные технологии!), профессионализм специалистов которых способен возводить такие грандиозные объекты. Тем более, что 98 процентов смонтированного на станции оборудования - отечественное. В конце тура состоялся брифинг представителей компании. Главный специалист дирекции проектирования тихоходных агрегатов "Силовых машин" Сергей Слепков рассказал об оборудовании: - Паровая турбина повышенной мощности была разработана по заказу Росатома в рамках реализации проекта АЭС-2006. Турбина, генератор рассчитаны на 50 лет эксплуатации. В ней используются уникальные технологические решения, в частности, конструкция корпусных узлов и лопаточного аппарата. Уникальна и компоновка машинного зала. Над турбиной отсутствуют паропроводы, что облегчает ее монтаж и последующее обслуживание. Подобные турбины "Силовых машин" будут установлены на строящихся Ленинградской АЭС-2 и Белорусской АЭС. А их менее мощные аналоги (по 1000 МВт) компания произведет и поставит на новые энергоблоки АЭС "Бушер" в Иране и АЭС "Куданкулам" в Индии.
"Силовые машины" в Нововоронеже
На новых энергоблоках НВ АЭС используется быстроходная, со скоростью вращения до трех тысяч оборотов в минуту, турбина мощностью 1200 МВт - это инновационная разработка специалистов компании, специально созданная для атомных энергоблоков нового поколения; турбогенераторы с водяным охлаждением не имеют аналогов в мире. "Силовые машины" - единственная в России компания, обеспечивающая комплектную поставку основного тепломеханического оборудования турбинного острова для АЭС. Оборудованием данной компании оснащено 27 атомных энергоблоков в мире.
Фото Виктора Руденко
Вид на НВАЭС-2 со смотровой площадки
Азамат Шайбаков: "Мы находимся в святая святых. Если реактор можно назвать сердцем атомной станции, то блочный пункт управления - это её мозг"
Быстроходная паровая турбина, аналогов которой в мире нет
Источник: газета "Коммуна", Б„– 76 (26616) | Пятница, 23 сентября 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|