 |
18.07.16
Через "СИТО"
Культура | В Воронежском театре драмы имени А.В.Кольцова режиссёр Никита Рак с группой актёров провёл читки пяти пьес известного современного драматурга Ивана Вырыпаева
Людмила Романова, Виталий Черников
Проект получил название "СИТО" - современное исследование театральных объектов. - Театральным объектом может быть и пьеса, и музыка, и сценография.., - объяснил зрителям художественный руководитель театра, режиссёр Заслуженный деятель искусств России Владимир Петров.- Всё, что касается театра, мы можем обсуждать с вами и просеивать. Дело не в том, что если большинство что-то решит, мы тут же начнём это ставить. Нам очень хочется с вами общаться, слышать васЧитки пьес (эскизы спектаклей) уже довольно прочно вошли в обиход современного театра. И то сказать, из-за ограниченности средств иной творческий коллектив в сезон может выпустить один-два спектакля (не то что раньше - пять - шесть!). А актерам хочется играть, режиссерам - ставить. Ведь театр, как говаривал Немирович-Данченко, может возникнуть, если расстелить коврик и поставить на нем двух актеров. И вообще - Show must go on! При составлении программы семинара-лаборатории его организаторам хотелось показать вырыпаевское творчество в развитии, познакомить с разными этапами его творчества. Начало было положено показом на малой сцене эскиза спектакля по ранней пьесе "Валентинов день". Это продолжение написанной в 1972 году Михаилом Рощиным пьесы "Валентин и Валентина", дань уважения начинающего драматурга одному из своих предшественников, попытка продолжить его тему в новом веке, в совсем другой стране, где люди, как выясняется, не так уж изменились. Но меняется - и это процесс объективный - театральный язык; для описания и осмысления времени кино, театр и литература используют иной, чем лет сто назад, инструментарий. В читке участвовали актёры разных поколений - Заслуженные артистки РФ Надежда Леонова и Елена Гладышева, актёры Мария Шеховцова, Ирина Сорокина, Егор Козаченко, Мария Щербакова, Денис Кулиничев. - Иван Вырыпаев кажется мне наиболее интересным из современных драматургов, - считает худрук театра Владимир Петров. - Драматургом развивающимся... Сейчас, с его слов, Вырыпаев чувствует себя инкарнацией Александра Николаевича Островского. Он отчасти шутит, но ему действительно стали нравиться классические построения пьесы. Есть сюжет, есть характеры, развитие действияБЂ¦ Всё по теории драмы! Этот путь проследить вместе с вами интересно! Режиссёр признался, что ценит драматурга за честность: - Он мог бы писать что-то гораздо более "приемлемое". Есть такой автор - Ярослава Пулинович. Она пишет жёсткую современную мелодраму. Очень хороший драматург, грамотно строит сюжет. Всегда это о любви, предательстве, измене, ненавистиБЂ¦ Но я думаю, что она подобное делает с чёткой задачей - зарабатывать деньги. Вырыпаев - не продажный! Владимир Петров подчеркнул: подлинное искусство - "не что-то типическое, это то, что отличает художника в его взгляде на мир. Чем ярче художник, тем взгляд необычнее". Значимость проделанной Никитой Раком немалой работы очевидна, актерская увлеченность налицо. Тексты Вырыпаева хотя бы в первом приближении продуманы и освоены. Они нечто среднее между пьесой и новеллой. Актеры не столько играют персонажей, сколько рассказывают о них. Плотность текста очень велика, мыслей безумно много; зато есть о чем подумать после. Как ни странно, сосредоточенность именно на тексте, без остальных театральных подпорок, яснее очерчивает структуру произведений. Иван Вырыпаев выражает мысли и чувства своего поколения, которое принято считать инфантильным, лишенным моральных устоев, смутно различающим добро и зло, понимающим свободу как неограниченность собственных желаний. Как образно сказал Никита Рак, в то время как Бог читал им свои заповеди, уши их были заткнуты проводками от плейера. Кто-то, конечно, скажет: а зачем нам такие герои? Не отравят ли они своим "моральным ядом" приходящую в театр молодёжь? Увы, мир не состоит лишь из удачливых бизнесменов и менеджеров, особенно на таком сломе истории, какой постиг нашу страну. Многие остались за бортом жизни, не найдя себе применения. А молодёжь особенно уязвима; не видя перед собой никаких перспектив, она отчаянно разрушает себя. Мотив отчаяния - пожалуй, самый внятный и в "Кислороде", и особенно в "Невыносимо долгих объятиях". При этом Вырыпаев не отделяет себя от своих героев, хотя уж его-то неудачником никак не назовешь. Впечатление, что он сам через все это прошёл, а теперь пытается помочь другим. В текстах перемешаны высокое и низкое, философия и быт, рассыпаны остроумные замечания и обыгрываются библейские заповеди, явь перемешивается со снами и наркотическими видениями. Стиль - лихорадочная исповедь. Он оказался близок многим актерам, принявшим участие в проекте. И хотя способ существования здесь другой, к месту оказались и экспрессивность Александра Рубана, и меланхоличность Егора Козаченко, и сочность Татьяны Беляевой, и сдержанность Марии Щербаковой. Оригинальность проекта сказалась и в том, что места читок были выбраны самые разные: большая и малая сцены, зрительское фойе, гардероб и даже трюм под сценой. Зрителям раздавались билетики с надписью "СИТО", которые надо было бросить перед входом в зал в белый (это "за") или в черный (соответственно, "против") цилиндры. По итогам голосования для постановки будет выбрана та пьеса, которая наберет больше голосов. Зрители приняли новый проект с энтузиазмом. Ведь после каждого спектакля были ещё и обсуждения, где каждый мог высказать своё мнение. Думается, инициативу кольцовцев можно только приветствовать.
 Для читок были выбраны порой самые неожиданные места. Фото Валерия Драбова
Источник: газета "Коммуна", Б„–57 (26597) | Вторник, 19 июля 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|