 |
14.06.16
Моцарт и бизнес
Дневник Международного платоновского фестиваля
Одним из гостей и участников культурного форума стал композитор, пианист и дирижёр из Израиля Беньямин Юсупов
Анна Шалагина
Через пару дней после авторского концерта , в котором музыкант выступил вместе с Максимом Рысановым и Воронежским молодежным симфоническим оркестром, он встречался со студентами и педагогами Воронежского государственного института искусств. Похоже, что разговор, который велся на этой встрече, самому герою был не менее важен и интересен, чем слушателям. Отвечая на вопросы из зала, музыкант все больше погружался в те проблемы, что его тревожат. Конечно, говорил о музыке и о творчестве, но беседа постоянно модулировала в сферы, казалось бы, прагматичные и далекие от искусства, и в то же время, как видно, очень актуальные и волнующие. В каком мире существует современный художник и как он может выживать в нем? Что требуется от композитора, дабы быть ему востребованным и не оказаться за бортом? Вопросы- вечные, но ответы время давало на них разные. Маэстро даже привел любопытную собственную концепцию истории музыки, в центр которой поместил феномен композитора: на разных этапах цивилизации его место в иерархии общекультурных и социальных ценностей то поднималось к вершине, то оказывалось где-то уже очень от нее отдаленным, и тогда взгляд на композитора - со стороны музыкантов, общества, власти - резко устремлялся сверху вниз. Примерно таким, можно сказать - низверженным с вершины, Беньямин Юсупов видит и сегодняшнее положение художника в современных процессах музыкальной культуры. "Роль пророка перешла к исполнителю", - не без горечи говорит он. Все чаще в разговоре "о высоком" фигурировало слово "бизнес". С момента, когда композитор перестал быть единственно возможным исполнителем собственной музыки, то есть с того самого революционного момента, когда появилась нотация и возможность записывать музыку, материальные интересы композитора и исполнителя начали постепенно расходиться. И если еще в XIX веке издательства делали ставку на композитора, чья музыка приносила хороший доход, а заработки исполнителя при этом были весьма скромными, то теперь крупные агентства связывают свои дивиденды с брендовыми именами исполнителей, которые играют - беспроигрышно - музыку известную и понятную. Композиторы тем временем, и уже давно, не стремятся писать "понятно": для исполнения своих сочинений предпочитают малые составы, столь же малочисленна их слушательская аудитория. Как далек от бизнеса Булез с его известной тирадой "я пишу для Бога"! Но композитор не должен быть "закрытой кельей", считает Юсупов, он должен думать, могут ли понять его люди. С его постулатом нельзя не согласиться: основная функция в развитии музыкального искусства принадлежит творчеству. - Композитор - это архитектор, а исполнители - лишь дизайнеры, и сколько бы трактовок они ни предлагали, суть их творчества минимальна, - говорит Беньямин Юсупов. - Только композитор может запечатлеть наше время в музыке, только он может создать звуковое свидетельство нашей эпохи. Построить здание. Юсупов ратует за здоровое отношение к музыкальному "производству". Важно, чтобы композитор получал за свой труд столько, сколько он стоит. И, может быть, нужно задуматься о "придворных" композиторах, скажем, при оркестрах. Припомнился, впрочем, и Моцарт, который в свое время отказался быть придворным композитором и зарабатывал лишь гонорарами. Композитору найти пути продвижения на Западе непросто, и пример тому - творческая жизнь самого героя. Беньямин Юсупов получал свое становление как композитор, а потом и как дирижер, в Московской консерватории. В начале 90-х эмигрировал в Израиль и там оказался на правах свободного художника. "Я должен сочинять так, чтобы эту музыку исполняли пятьдесят раз, а не два". Для каждого сочинения, убежден он, нужно находить новый замысел, особый подход: художник сегодня не стремится вписаться ни в какие определенные стилевые рамки и всякий раз начинает свой поиск сначала. Сегодня можно услышать любую музыку, погрузиться в любую культуру - и композитор обязан реагировать на происходящее вокруг. Такое погружение в разные стили и национальные колориты Юсупов производит в своем шестичастном концерте "Голоса скрипки" - это произведение было написано специально для Вадима Репина, который и исполнил его два года назад на Первом Транс-Сибирском Арт-фестивале: здесь есть ретроспекция старинной музыки, ирландской, поднимаются пласты индийской, цыганской, джазовой и, наконец, романтической музыки. В концерте для флейты NOLA, что в переводе означает "изнывать, тонко чувствовать", автор тоже открывает новое "чувствование" - флейтовых тембров: эту музыку публика на этой творческой встрече могла услышать в записи. Композитор говорил, что ему важно, кто участвует в первом исполнении: от этого во многом зависит судьба только что созданной музыки. Он посвящает свои произведения знаменитым музыкантам. Мише Майскому был посвящен Виолончельный концерт, Максиму Венгерову - сочинение "Viola Tango Rock Concerto". И те открывают его миру.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|