 |
06.01.16
Тихая Богучарка Петра Глебова
Год кино
7 октября прошлого года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении Года российского кино в 2016 году. В этой связи Министерство культуры разработало комплекс мер по развитию отечественного кинематографа с целью увеличения национального кинопроизводства, модернизации ряда киностудий, создания "фильмов-событий", поддержания и создания условий для роста кинопоказа в регионах. Сегодня же, начиная цикл публикаций, посвященных Году кино, мы обратились к малоизвестным страницам кинематографа, связанных с воронежским краем. А точнее, с исполнителем роли Григория Мелехова в фильме "Тихий Дон".
Евгений Романов, краевед, г.Богучар
Когда после окончания семилетки в семье Глебовых зашла речь о профессии, как вспоминал Пётр, "я сказал, что хотелось бы поближе к природе что-нибудь: я же привык с мая по октябрь босиком ходить, охотник сызмальства. Решил почему-то, что мелиорация как-то с утками связана, значит - охотиться буду". Такими размышлениями предварялась трудовая биография Народного артиста СССР Петра Петровича Глебова. После окончания Брасовского мелиоративно-дорожного техникума в августе 1935 года двадцатилетний техник по водоснабжению Петр Глебов был распределен в город Богучар. В Богучарском мелиоративном товариществе при районном землеустроительном отделе еще работали те, кто вместе с писателем Андреем Платоновым начинал проводить осушение в пойме рек Богучарка и Дон. В то время в мелиоративном товариществе имени писателя Андрея Платонова слободы Лысогорка (сейчас она входит в Богучар) бурно кипела работа по осушению болот. Петр Глебов вспоминал: "Работал техником на болотах, составлял карту для будущего осушения реки Богучарки". Житель села Полтавка Вячеслав Абрамович Дмитриенко рассказывал мне, что во время разлива пароходы из Таганрога подходили к Богучару, а в районе села Полтавка, случалось, даже тонули кони, но когда вода уходила, то в районе Буцака - между сёлами Песковатка и Купянка - появлялись болота с многочисленными тучами гнуса. На основе карт гидротехника Петра Глебова в 1936 году впоследствии были прорыты три канала, которые сокращали извилистое течение реки и позволили осушить болота в районе сел Дядин, Полтавка, Купянка и Дьяченково. Друг Петра Глебова Юрий Папоров о днях пребывания будущего знаменитого актера в Богучаре сообщал, что Пётр Петрович "в свободное от работы время активно участвовал в художественной самодеятельности". Он участвовал в репетициях и спектаклях на сцене Народного дома. Местный театр располагался тогда на улице Театральной (сейчас улица имени М.А.Шолохова), построен он был еще в 1900 году по инициативе В.Ф. Фердинандова. В 30-х годах XX века, как вспоминал один из самодеятельных актеров, "представления шли, главным образом в кинотеатре "Шторм" и в летнем саду, на эстраде". В своем письме в 1987 году к директору Богучарского краеведческого музея Антонине Анниковой актер Анатолий Лях писал об актерах: "Хочу только поведать вам, что из них помню И.П.Корыстина, Калюжную, Р.С.Синор, В.Шандурина, Константина Плотникова, Митрофана Макаренко, Николая Василенко, Анатолия Аленникова, Александру Вихрову". Следует напомнить, что с 1928 по 1935 год в Богучарском районе проводилась так называемая "украинизация". Обучение в школах, газеты и документация велись на украинском языке. Поэтому и на сцене театра постановки шли и на русском, и на украинском языках. Репертуар театра был довольно большим и разносторонним. "Из них, - как вспоминал Анатолий Лях, - "Лес", "Без вины виноватые", "Не все коту масленица", "Ой не ходи, Грицко, тай на вечерник", "Бесталанная", "Наталка- Полтавка", "Любовь Яровая", "Сватания на Гончаровке", "Платон Кречет" и другие". Работники Богучарского краеведческого музея дополнили этот репертуарный список еще постановками "Овод", "На дне", "Странный человек" и "Ревизор". В начале 30-х годов XX века здесь широко стали демонстрировать советские кинокартины. Нет сомнения, что фильм "Тихий Дон" (первая экранизация романа М.А.Шолохова была сделана в 1930 году кинорежиссерами Иваном Правовым и Ольгой Преображенской) Петр Глебов смотрел в богучарском кинотеатре. Он вспоминал: "Еще до отъезда я увидел Абрикосова на экране в роли Григория Мелехова. Это была его первая роль, но она меня ошеломила. Мне тогда очень сильно захотелось стать актером". В те 30-е годы прошлого века старший брат Петра Глебова, Григорий, работал у К.С.Станиславского в Оперно-драматической студии. Зная, что младший брат мечтает об актерской профессии, он порекомендовал ему приехать в Москву и сдать приемные экзамены в Студию. Петр Глебов так и сделал. И уже в июле он вернулся в Москву и поступил в Оперно-драматическую студию, где занимался у М.Н.Кедрова. В трудовой книжке Петра Глебова, заполненной заведующим отделом кадров, есть запись: "Общий стаж работы по найму до поступления в Театр им. К.С. Станиславского 2 года. Подтверждено документами. Гос. Оперно-Драматический Театр им. Кс. Станиславского. 1937.IX.1. Зачислен на должность артиста драмы. Пр. 99 от 01.IX.37 г.". Уже после войны в 1957 году Петр Глебов сыграл одну из лучших своих ролей - Григория Мелехова в экранизации романа Михаила Шолохова "Тихий Дон", созданной режиссёром Сергеем Герасимовым в 1957БЂ”58 годах. Пётр Петрович вспоминал: "Вечерами песни задушевные под гармонь пели, верхом в ночное с ребятами гоняли. Я и предположить не мог, что эти крестьянские навыки мне когда-нибудь пригодятся. Просто мне всегда хотелось быть на мужика похожим: и серьёзным отношением к жизни, и лаконичной, выразительной речью, и статью. Помню, на съёмках "Тихого Дона" я буквально потряс киношный народ, запросто вскочив на коня". Директор Богучарской районной киносети Игнат Никифорович Щербань рассказывал, что в 1956 году в район приезжал кинорежиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов, и они с ним ездили на Дон, где его кинооператор снимал виды реки Дон в районе села Галиевка, но, к сожалению, эти фрагменты не вошли в "Тихий Дон". Сам фильм снимался в другом месте - неподалеку от города Каменска-Шахтинского, на хуторе Диченский. Недалеко от хутора был "построен" хутор Татарский БЂ” казачьи курени и широкий майдан с церковью.
 Таким Народного артиста СССР Петра Глебова и запомнили все кинозрители Советского Союза. Фото из открытых источников
Источник: газета "Коммуна", Б„–1 (26541) | Среда, 6 января 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|