26.10.17
"Столп общества"
Поиски и находки | Ни при жизни Валентина Яковлева, ни после смерти так и не состоялась его персональная выставка
Виктор СИЛИН
(Окончание. Начало в Б„–Б„–81, 82, 83
Прошёл год, и грянула Первая мировая, а за ней и революция. И жизнь пошла по-другому. Привычное течение времени, выбитое империалистической войной и Октябрьским переворотом, не могло не отразиться на повседневном быте художника. И без того скромное существование становится просто скудным и нищенским: голод и холод в зиму 19171918 года буквально изводит, лишает всякого просвета и надежды. На этом фоне "просыпается" с новой силой его давняя болезнь - туберкулёз.
Валентин обращается к родному дяде доктору Феофану Васильевичу Яковлеву. И тот ему настоятельно советует тут же безотлагательно отправиться на Алтай и пройти курс кумысолечения. Так он и поступает - отправляется с женой в дальний путь.
В Алтай они приехали весной 1918 года. "На Алтае мы прожили до осени 1919 года, - сообщала в письме Мария Ивановна. - Валя очень поправился, много работал. К осени мы совсем прожились, заработка в деревне, конечно, не было, и Валя написал в Омск, предлагая свои услуги как художника".
Иногда, тяжело вздыхая, он вспоминал Крым. Ослепительно солнечный и радостный. Но к тому времени Крым был пустой и мёртвый. Другой художник И. И. Нивинский писал: "БЂ¦На запущенных, засоренных улицах редко, редко встретишь фигуру татарина или татарки, дома и магазины заколочены или разрушены, на берегу моря и в парке совершенно никого. Такую же картину представляют и деревушки, расположенные кругом, - всюду поразительное безлюдье и запустение. Война и, вероятно, особенно голод оставили ужасающие следы".
В конце августа 1919 года из Омска пришло приглашение, по выражению жены художника, "на очень выгодное место". Чета Яковлевых, воспользовавшись заманчивым предложением, отправляется на новое место жительства. Валентин стал хорошо зарабатывать, служебными обязанностями не тяготился. "Между тем в Омск приходили всё новые и новые войска, - писала Мария Ивановна в Воронеж своей свекрови, - и за отсутствием больших помещений их расквартировали по частным квартирам. Валя взял ордер на свою комнату, в котором было сказано, что "студия художника Яковлева уплотнению не подлежит". Но рядом с нами в коридоре поместили солдат, от них Валя и заразилсяБЂ¦ Приглашённый доктор нашёл у него инфлуэнцию, но он сам был уверен, что болен тифом и умрёт, и не ошибся. Он был всё время в сознании, ничего у него не болело, смерти он не боялся и благодарил Бога, что он ему посылает такую радостную и безболезненную смерть. Дня за два до смерти он причастился и продиктовал свои прощальные письма к Вам, к дяде Фане и своим друзьям-художникам. Милая моя мамочка, утешьтесь тем, что Валя умирал такой просветлённый, счастливый. В 10 часов утра 7/20 декабря он умер".
Письмо это, написанное 20 апреля 1920 года, адресовалось Валентине Петровне Яковлевой, матери художника. Впоследствии Мария Ивановна ещё не раз пришлёт весточку в Воронеж из Москвы, где она поселится.
Всякий раз там будут слова, касающиеся сохранившихся полотен Валентина Яковлева: "Всего автопортретов три и два из них я предоставляю Вам", "Когда кто-нибудь из Вашей семьи приедет в Москву, чему я буду очень рада, - мы их (картины. - В.С. ) поделим", "Он (покойный Валентин Яковлев) всё предоставил моей совести, и я, конечно, оправдаю его довериеБЂ¦"
Но пройдёт какое-то время, многое из пережитого и прочувствованного сотрётся, а сам образ Валентина Яковлева невозвратно потускнеет в памяти бывшей жены. У неё появится новый круг общения, а потом муж и дети и то, что казалось неукоснительно обязательным к исполнению (помните: "и я, конечно, оправдаю его довериеБЂ¦"), сначала отступит на второй план, а потом и вообще исчезнет. Так и произошло с обещанием Марии Ивановны вернуть часть картин - большую часть - семье художника.
Мария Александровна Яковлева (Маслова), самая младшая из сестёр художника, вспоминала: "Перед смертью, не имея возможности юридически передать своё завещание, брат передал его устно своей жене. Он просил своё творческое наследие вернуть матери и сестрам, а себе оставить только несколько вещей, дорогих ей как память об их совместной четырёхлетней жизни. Он желал, чтобы жена поехала в Воронеж и стала бы членом его семьи. Доктор Ковлер, лечивший моего брата, помог вдове уехать из Омска в Москву поездом Наркомздрава и увезти с собой все картины, написанные Валентином на Алтае и в Омске. Картин было четырнадцать, этюдов - десять".
В Москве Мария Ивановна нашла свою квартиру опустошённой. Но будучи человеком настойчивым и деятельным, приложила максимум сил, чтобы найти и вернуть полотна мужа. Она смогла возвратить сорок пять картин и десять этюдов. Двенадцать полотен ей предоставил художник Е.И.Камзолкин, который хранил их после выставки 1918 года. Пять отдал Феофан Васильевич Яковлев, а четырнадцать она забрала из Пролетарского музея. Мария Ивановна писала Яковлевым: "Большинство картин принадлежит Вам, я претендую только на несколько мне особенно дорогихБЂ¦
Марии Ивановне повезло: она вышла замуж за Леонида Евгеньевича Фейнберга, человека необыкновенно талантливого и разностороннего. Художник, теоретик искусства, поэт. Он дружил с Максимилианом Волошиным и Мариной Цветаевой, иллюстрировал книги Г. Уэллса, М. Ю. Лермонтова, индийские сказки "Цветы далёких берегов", сам являлся автором семи стихотворных сборников. У Марии Ивановны и Леонида Евгеньевича родились дети - сын Сергей и дочь Софья.
В общем, пошла другая жизнь.
Но Яковлевы не теряли надежду вернуть картины сына и брата. Мария Александровна Яковлева (Маслова) рассказывала:
- Как-то старшей из моих сестёр, Валентине Александровне, пришлось месяц жить в Москве. И я в это же время дважды наезжала в столицу. Побывали мы и в семье Коровиной. Однажды она предложила мне рисунок брата, почти метрового формата, выполненный на тончайшей бумаге. Я, смущённая тем, что не в состоянии его довезти, отказалась принять. Больше разговоров о передаче картин нашей семье Мария Ивановна не поднимала.
Но одна картина всё-таки появилась в семье Яковлевых. Её привёз из Москвы муж сестры художника Нины Александровны, Виктор Иванович Кузьмин. Называлась она "Вётлы". На ней была изображена группа купальщиц на берегу реки, расположившихся под высокими, развесистыми деревьями.
Было это перед войной.
А когда началась Великая Отечественная, Яковлевы посчитали, что надёжнее будет отдать картину на хранение в областной музей изобразительных искусств. Мать семейства, Валентина Петровна, находилась в хороших отношениях с известным воронежским художником А. А. Бучкури. Она-то и попросила его передать картину в музей. Но начались обстрелы города, а потом немецкая оккупация. Бучкури и его жену, тоже известную художницу, фашисты расстреляли, а в их дом попала бомба.
В Воронежском музее картины "Вётлы" Валентина Яковлева не оказалосьБЂ¦
Так ни одна из сестёр и не дождалась - не дожила до персональной выставки своего брата.
Печальная история.
Мне повезло чуть больше. Я нашёл и увидел две работы Валентина Яковлева. Это, конечно, не собрание картин на персональной выставке, но всё-таки что-тоБЂ¦
Валентин Фролов и Александр Неловкий, сохранившие
картины художника. Фото Михаила Вязового.
Валентин Яковлев. "Автопортрет".
Портрет Валентины Александровны Яковлевой, старшей сестры художника.
Источник: газета "Коммуна" | Б„–85 (26729) | Пятница, 27 октября 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017