 |
28.09.17
Мы стали беднее
Аналитика | Почему победная статистика расходится с реальной жизнью миллионов россиян?
Парадокс: статистика показывает рост ВВП и номинальных зарплат. При этом доходы населения снижаются. Что стоит за противоречием, объяснила в публикации kommersant.ru директор Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. Анатолий Хрусталёв
За счёт населения
"Дело в том, что доходы населения складываются из многих источников. Кроме зарплаты, это пенсии и пособия, которые выплачивает людям государство, а также предпринимательские доходы и доходы от собственности, - рассказала она в интервью. - Когда Росстат показывает рост зарплаты, имеется в виду "белая" зарплата, то есть та, которую показывает бухгалтерия государственных учреждений и предприятий, а также крупных и средних предприятий частного сектора. Но у нас традиционно очень большой сектор неформальной экономики - 25-30 процентов, - где платят "серую" и даже "чёрную" зарплату без уплаты налогов и демонстрации в бухгалтерском учёте. А по всем источникам доходов, кроме "белой" зарплаты, идёт снижение. Пенсии индексируются, но их рост отставал от инфляции: в 2014 году при инфляции 11,4 процента индексация была на 8,2 процента, в 2015-м при инфляции в 12,9 процента - на 11,4, в 2016-м при инфляции в 5,4 процента проиндексировали один раз на четыре процента, а вторую индексацию заменили единовременной выплатой пяти тысяч рублей в январе 2017 года. Выплаты работающим пенсионерам (а их у нас около десяти миллионов человек) уже два года не индексируются вообще. Это первый фактор, влияющий на снижение доходов. Второй - это реальная зарплата. Рост на 8,6 процента - это то, что было начислено. Но эту цифру надо уменьшить на четыре процента инфляции в этом году. То есть реальная "белая" заработная плата увеличилась на 4,6 процента. Зарплаты в неформальном секторе растут намного медленнее, меньше инфляции. Доходы от предпринимательской деятельности у нас являются величиной постоянной, они практически не растут. А доходы от собственности в первом полугодии 2017 года уменьшились на 12,5 процента по сравнению с прошлым годом. В итоге мы получаем снижение реальных доходов населения". На вопрос "Почему, по каким причинам мы стали беднее за последние три года?" директор Института ответила: "Падение цен на нефть, обесценивание рубля, санкции, закрытие финансовых рынков, контрсанкции... Всё это, конечно, повлияло. Однако помимо этих внешних факторов сама наша экономика перестала расти ещё до этих событий. Замедление началось в 2012-2013 годах. У нас осталась большая доля неэффективных предприятий, в основном государственного сектора. Плохие условия для малого бизнеса. В этом секторе многие предпочитают работать "в чёрную", без всяких гарантий для себя по пенсиям - так ведь не от хорошей жизни. Сама структура нашей экономики ограничивает рост... Сейчас, вроде бы, кризис позади, но восстановления доходов населения, как это было в предыдущие кризисы, не происходит. Такая ситуация отчасти искусственная. Понятно, что в условиях денежного дефицита надо было сбалансировать бюджет. Как? Печатать деньги нельзя (это инфляция), занять негде (внешние рынки закрыты), на внутреннем много не получишь (не отнимать же у своих же инвесторов). В итоге получилось так, как получилось: кризис был остановлен за счёт населения".
Не хватает денег даже на продукты
Частью затронутых проблем, несомненно, являются маленькие пенсии россиян. Почему они такие? Ответ на этот вопрос даётся в статье, опубликованной в еженедельнике "Аргументы и Факты". Точкой отсчёта в разговоре стала информация о том, что в новом Глобальном индексе Россия заняла 40-е место из 43 возможных и оказалась среди худших стран для пенсионеров. Своё мнение об этой печальной ситуации высказывает председатель Комитета ГД РФ по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов: "Когда видишь подобные рейтинги, возникает вопрос: справедливо ли такое положение дел в отношении людей, которые всю жизнь проработали на благо государства? Это благодаря им мы живём в стране, которую они защитили во время войны и отстроили своими руками. А сейчас многие из них едва сводят концы с концами. Это позор, когда видишь, как несчастные пенсионеры ковыряются в продуктах, которые за бесценок продают неимущим в супермаркетах. В Европе пожилые люди квалифицированно лечатся, хорошо питаются, имеют возможность путешествовать по всему миру. А нашим не хватает денег даже на продукты, потому как значительную часть пенсии съедает оплата ЖКХ. На лекарства цены баснословные. К сожалению, некоторые чиновники в правительстве считают, что экономить можно на всём, и тем самым наносят удар по нуждающимся. Идёт постоянный конфликт интересов: социальный блок правительства пытается что-то сделать, но у Минфина на этот счёт всегда жёсткая позиция. Это такой, знаете, цербер-бухгалтер, у которого есть только цифры, но нет души и понимания, что нужно простым людям, живущим на одну пенсию. Как только в бюджете образуется дефицит, начинают, прежде всего, резать социальные статьи. До сих пор у нас работающим пенсионерам пенсии не индексируют. Придумали такую хитрую систему, что достигшие пенсионного возраста граждане не могут получать страховую пенсию, потому что у них не хватает страховых баллов либо страхового стажа. И многие вынуждены работать дальше, чтобы эти баллы накопить. А социальная пенсия в некоторых регионах столь мала, что прожить на неё невозможно. Пока позиция тех, кто занимается финансами, не изменится, люди, в отношении которых у государства есть социальные обязательства, будут и дальше страдать". Они и страдают. Почти две трети россиян (63 процента) за последние два-три месяца ощутили рост цен на продукты в привычных для себя магазинах, сообщил Фонд "Общественное мнение". Это показали результаты опроса, проведённого 9-10 сентября среди 1500 человек в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ, информирует INTERFAX.RU. Да, возможности россиян сужаются. Думается, именно поэтому глава Минэкономразвития России Максим Орешкин считает, что к концу года ставки по ипотечным кредитам в стране могут оказаться ниже 10 процентов, что позволит увеличить объемы кредитования. Такой прогноз министр дал на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным, сообщает РИА Новости. Совершенно очевидно, что "наверху" понимают: более высокий процент люди уже не смогут потянуть.
В Европе пожилые люди квалифицированно лечатся, хорошо питаются, имеют возможность путешествовать по всему миру. А нашим не хватает денег даже на продукты, потому как значительную часть пенсии съедает оплата ЖКХ. На лекарства цены баснословные. К сожалению, некоторые чиновники в правительстве считают, что экономить можно на всём, и тем самым наносят удар по нуждающимся. |
В первом полугодии 2017 года в Воронеже субсидии получали 58326 семей (14,8 процента от их общего количества). Средний размер субсидии на семью составил 1667,6 рубля в месяц, сообщает пресс-служба Воронежстата. Наряду с предоставлением субсидий население пользуется социальной поддержкой по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемой на основании действующего законодательства. В январе-июне 2017 года право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг имели 238 тысяч человек, из них 177,7 тысячи человек - носители социальной поддержки. Объём средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, достиг 831,4 миллиона рублей. Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя составил 582,3 рубля. Довольно просто подсчитать количество воронежцев, которых коснулись эти меры социальной защиты и поддержки. И надо понимать, что речь идёт о числе жителей областного центра, которые относятся к низкодоходной категории граждан. Конечно, хорошо, что их поддерживают, но грустно, что таких людей так много. А чему тут удивляться? Несмотря на то, что реальные зарплаты растут на 3,4 процента, номинальные - на 6-7 процентов ежегодно, как доложил главе государства Владимиру Путину Министр экономического развития Максим Орешкин, заработные платы и доходы пока ещё находятся ниже уровня 2013-2014 годов, информирует "Российская газета".
Источник: газета "Коммуна" | Б„–77 (26721) | Пятница, 29 сентября 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|