|
21.08.17
Преодолев испытания, Россия вернулась к своим корням
Актуальная тема | Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий - о малоизвестных фактах революций 1917 года и об уроках минувшего столетия
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Фото предоставлено пресс-службой Воронежской епархии.
Какие уроки из революционных событий мы должны извлечь, чтобы вновь не повторить ошибок прошлого? Как не допустить "великих потрясений", на которые так был богат минувший век? А таких "потрясений", если смотреть на ситуацию шире, Россия пережила за XX век несколько: Первая русская революция 1905-1907 годов, Февральская и Октябрьская революции 1917-го, распад СССР. Не говоря уже о таком тяжёлом испытании, как Великая Отечественная война. Общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе событий, связанных с революциями 1917 года. Историческая картина будет неполной, если в ней не будет представлена точка зрения священнослужителей, историков и богословов Русской Православной Церкви, видение ими тех событий, которые стали началом эпохи гонений на Православие. Вопросы журналистов "Коммуны" о том, какие следует извлечь уроки из революционных событий, какова роль самой Церкви в произошедшем, мы адресовали митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию. С самыми интересными моментами беседы знакомим наших читателей. |
Столетний юбилей Февральской и Октябрьской революций ставит целый ряд острых вопросов как перед историками, так и перед простыми гражданами нашей страны - всеми, кто интересуется её прошлым, переживает за настоящее, думает о будущем России.
Волны русской смуты
Митрополит Сергий сразу расставил акценты: - В 1917 году Октябрьская революция стала логическим продолжением революции Февральской, поэтому исторически неправильно было бы, говоря о последствиях Октября, не упомянуть об исторических предпосылках, которые привели к тем трагическим событиям. Подготовка революции в России началась уже после Отечественной войны 1812 года. Прошла череда событий: восстание декабристов; попытка внедрения в сознание народа западных революционных идей, в том числе марксистских; создание различного рода политических кружковБЂ¦ Брожение умов и недовольство подстегнул мировой экономический кризис 1900-1903 годов. Все это привело к волне Первой русской революции 1905 года и к знаменитому Манифесту, обнародованному 17 октября. Безусловно, в подготовке революционных событий большая роль (позитивная или негативная - судить историкам) премьер-министра Сергея Витте, который по поручению императора Николая II разработал тот Октябрьский манифест "в связи с непрекращающейся смутою". Этот законодательный акт Верховной Власти Российской империи даровал гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон; были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи. Однако власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте свободы. По-прежнему острым для большинства населения страны оставался аграрный вопрос. Социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что во многом определило последовавшие революционные выступления 1917 года. К сожалению, следует признать, что в подготовке революции 1905 года отрицательную роль сыграли и некоторые церковные деятели. Толчком к массовым выступлениям под политическими лозунгами стало так называемое "Кровавое воскресенье" 9 января 1905 года - расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном. Он работал с революционно настроенными слоями общества, создавал первые профсоюзы и первые рабочие кружки. Помимо изучения Священного Писания в тех кружках штудировалась революционная литература. Отец Георгий - организатор первых забастовок и заводских стачек. В тот период стачечное движение приняло особенно широкий размах: в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии. После событий 9 января Гапон встречался в Швейцарии с Лениным, Плехановым, рассуждал с ними о революционной обстановке в России. Позже он был отвергнут революционерами и ими же уничтожен - жизненный путь священника-революционера окончился, увы, бесславно.
"Кругом измена, и трусость, и обман!"
Поделился митрополит Сергий своим мнением по поводу причин Первой мировой войны и отречения императора Николая II от Российского престола: - В развязывании Первой мировой войны можно усмотреть не столько интересы Императорских Домов, сколько амбиции политиков. В России к ней подстрекали деятели Государственной Думы, находились разлагающие силы и в других странах. Последовавшее военное столкновение великих держав принесло горькие плоды. Для России неожиданностью стала большевистская революция, после которой страна круто изменила направление своего тысячелетнего исторического пути. В иных государствах также произошли катастрофы. Незадолго до Первой мировой пал султанат Турции. Мощная Австро-Венгерская монархия тоже в одночасье распалась на осколки. Да и в Германии, потерпевшей поражение на полях Франции и Фландрии, также бушевала революция. Монархия там была свергнута в ноябре 1918 года. При этом нужно отметить, что политические преобразования в России шли революционным путём, сопряженным с кровавыми жертвами, на Западе же аналогичный процесс имел более-менее мирные формы. Отречение Императора Николая II от Российского престола, произошедшее 15 марта 1917 года, стало одним из ключевых событий Февральской революции и истории России XX века в целом. Несмотря на войну, оно стало праздником для большинства - этого давно желали. Царя никто не поддержал. Даже Императорский Двор предал Царскую семью. "Кругом измена, и трусость, и обман!" - известная фраза последнего Российского императора Николая II, записанная им в своём дневнике в день отречения от престола. В итоге документ, призванный принести стране мир и спокойствие, на деле вызвал еще одну революцию и кровавую гражданскую смуту.
Военное столкновение великих держав в Первую мировую войну принесло горькие плоды. В России совершилась большевистская революция, после которой страна круто изменила направление своего тысячелетнего исторического пути. В иных государствах также произошли катастрофы... |
Сейчас многие говорят, что нужно каяться: нарушили клятву, предали императораБЂ¦ Но в каком-то смысле и император поступил необдуманно, сложив с себя бремя ответственности за судьбы страны. Официальная церковная власть к отречению Помазанника Божия отнеслась спокойно. Синодом было выпущено обращение к чадам Православной Церкви, в котором признавалась законной новая власть. Прекратилось молитвенное поминовение Царской семьи, из богослужебных текстов были вычеркнуты слова с упоминанием Государя и Царского Дома. В Синод приходили письма от верующих с вопросом: не является ли клятвопреступлением поддержка Церковью новой власти, поскольку царь отрёкся по принуждению. Но в дни нарастающей революционной смуты ответа на этот вопрос так никто и не получил. После расстрела Царской семьи новоизбранный Патриарх Тихон благословил повсеместное служение панихид по убиенной Царской семье с поминовением Николая II как императора. В этот сложный период истории нашей страны в церковной среде появились люди, которые приняли Октябрьскую революцию и власть большевиков, стали их верными соработниками. Речь идет об обновленческой "Живой Церкви". В ее концепции закладывалось, что коммунизм - наилучшее воплощение христианских идей. Предложенное "обновление Церкви" состояло в пересмотре церковного управления и модернизации церковных правил - канонов. Активно выступали живоцерковники (в народе их язвительно звали "живцы") против личности Патриарха Тихона, настаивали на его отстранении, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. При поддержке властей этот раскол сохранялся до окончания Великой Отечественной войны.
Русская Монархия и Церковь: была ли симфония?
- В царское время, будучи структурным подразделением государства, Церковь действительно нуждалась в обновлении Соборной жизни и в некоторых переменах, - делится своим мнением митрополит Сергий. И поясняет: - Церковь не испытывала притеснений, но проблемы и перегибы были во многих сферах. Например, обучение в семинариях до конца XVIII века велось по католическим и протестантским учебникам, книгам западных богословов. Наш воронежский святитель Тихон (епископ Воронежский, Задонский чудотворец, 17241783 гг.) пересмотрел учебную литературу с точки зрения православного богословия. Его труды, одобренные Святейшим Синодом, дали импульс к развитию сугубо православного направления как в духовном образовании, так и в русском богословии в целом. Говоря о революционных процессах в России, нельзя не упомянуть о системе духовного образования тех лет. Уклад жизни воспитанников семинарий, особенно из детей бедного духовенства, приближался к крестьянскому. Неудивительно поэтому, что семинаристы носили в себе заряд демократических настроений, имели интерес к жизни простого народа и сочувствие к его трудностям. Вожди революционеров- шестидесятников XIX века Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов вышли из стен духовных школ. Как ни парадоксально, но семинарии были рассадниками революционных идей. Причина тому - наличие в семинарских библиотеках изданий новых философских сочинений, в том числе революционного характера. Семинарский курс слушали революционеры разных партий - известные большевики (Иосиф Сталин, Анастас Микоян, Николай Подвойский, Александр Василевский, Владимир Шапошников), меньшевики, анархисты, эсеры, либералыБЂ¦ Люди, избравшие путь служения Церкви, становились материалистами и даже атеистами. Сказывалось влияние пропаганды, соблазны, непонимание последствийБЂ¦ Но имели место и недостатки в самом духовном образовании и воспитании. Поэтому, когда в стране обострялись революционные веяния, поднимались бунты и в семинариях. - Ни одного разумного требования среди их лозунгов я не встречал, - отмечает митрополит Сергий, - они были какие-то надуманные, и по-детски наивные. К примеру, по нашей церковной практике нельзя кушать до окончания праздничной Литургии независимо от того, причащаешься ли ты или нет; а они требовали завтраков перед богослужениями. Конечно, разные люди выходили из русских семинарий, и испытания жизни расставили всех по своим местам...
Труды нашего Воронежского святителя Тихона, одобренные Святейшим Синодом, дали импульс к развитию сугубо православного направления как в духовном образовании, так и в русском богословии в целом. |
В отношениях государственной власти со Святейшим Синодом наблюдались неподобающие явления. После отставки К.П. Победоносцева в течение года сменяли друг друга два, а то и три обер-прокурора. Приходили грамотные, но часто политически ангажированные люди: Раев, Самарин - малая часть в числе неудачных примеров обер-прокуроров. Единственный раз за 200 лет Синодального периода архиереев - членов Святейшего Синода принял император Николай II. Говорили о созыве Поместного Собора. Но Государь по данному вопросу был настроен негативно. Обер-прокурор Константин Победоносцев в своё время сумел убедить его в том, что власть должна быть единой - в России император являлся главой государства и главой Церкви. Конечно, при таком понимании власти говорить о свободе церковной жизни было неуместно и непродуктивно. Митрополит Сергий обратил внимание журналистов на события, ставшие следствием вышеизложенной ситуации: - В целом, Святейший Синод принял революцию как свершившийся факт. Только на местах были выступления отдельных представителей духовенства в поддержку свергнутой монархии. Одной из первых акций новой власти стала "чистка" Церкви от тех, кто имел репутацию "распутинцев" и монархистов. Важнейшим церковным событием 1917 года стал Поместный Собор, открывшийся 28 августа в Успенском соборе Московского Кремля, который должен был решить множество вопросов церковной жизни. На нем совершилось восстановление Патриаршества в Русской Церкви.
Победа - на латышских штыках
- Удивительно легко далась победа большевикам, - продолжил экскурс в историю митрополит Сергий. - Провозгласив простые и доходчивые лозунги: "Мир - народам!", "Фабрики - рабочим!", "Земля - крестьянам!", они оказались у власти. Естественно, что рабочий и крестьянин увидел в этих лозунгах свой интерес и поддержал революцию. Но прошло совсем немного времени после Октябрьских событий - и вся Россия была охвачена пламенем братоубийственной гражданской войны. Она оставила самые глубокие и кровоточащие раны в народном сознании. Как отмечал сам Ленин, большевики вряд ли бы вышли победителями без латышских стрелков. Если бы они не выступили на защиту вождя пролетариата и его коммунистической партии, то советская власть была бы свергнута. Тогда история не только России, но и всего земного шара пошла бы совсем по другому историческому пути - неизвестно, трудному или лёгкому, но, скорее всего, не такому кровавому и уж точно не монархическому, потому что антимонархические настроения в народе были очень сильны. Вся власть перешла Советам. Были созданы и священнические советы, которым предписывалось низлагать архиереев как "поборников и соработников царской власти". Они успешно это выполнили - по всей России прошли выборы архиереев. Слава Богу, людей тогда не подвергали заключению, такое стало практиковаться несколько позже. Проводили лишь ротацию кадров. Например, с московским митрополитом Макарием (Невским) поступили мягко: уволили пожилого немощного человека на покой, а на Москву пригласили Ярославского архиепископа Тихона (Беллавина), будущего Патриарха. В гонении на Церковь большевики, считает митрополит Сергий, не были первопроходцами: - Большевики продолжили линию революционных преобразований в России, начатых Временным правительством. Ряд мер Александра Керенского и его сподвижников, пришедших к власти в результате Февральской революции, в частности - изъятие из ведения Церкви приходских школ, привёл к недовольству духовенства. Потому высшие иерархи в целом равнодушно встретили свержение Временного правительства. Александр Керенский - личность известная. Министр юстиции Временного правительства, ставший затем министром-председателем, запомнился России своими неоднозначными реформами, амнистией. Когда заходит речь о Керенском, то обычно первым делом вспоминают, что он бежал из Зимнего дворца, переодевшись в женское платье. Вероятнее всего, эта версия побега была придумана либо советской пропагандой, либо самим народом. После событий Октября 1917-го Керенский скитался по отдалённым селениям под Петроградом и Новгородом, временами посещая Петроград и Москву. В июне 1918 г. он благополучно эмигрировал, жил за границей и умер в Нью-Йорке 11 июня 1970 года в возрасте 89 лет. Незадолго до смерти у него брали интервью. Спрашивали, можно ли было избежать событий, приведших к Октябрьскому перевороту 1917 года. "Конечно, можно", - отвечал он. "А что для этого нужно было сделать?" - "Ничего особенного. Нужно было расстрелять одного человека". "Ленина?" - "Нет". "Троцкого?" - "Нет". "А кого?" - "Меня!" отвечал Керенский. Несомненно, он знал, что говорил. И его "заслуги" знала вся русская эмиграция. После смерти Александра Керенского русская община в Америке отказалась его хоронить и тело было переправлено в Лондон, где проживал его сын. Александр Керенский похоронен на кладбище Патни-Вэйл, не принадлежащем какой-либо конфессии.
Как был выпущен "революционный джинн"
- В победе Октябрьской революции 1917 года ключевой была роль Льва Троцкого, - отмечает митрополит Сергий.- Можно даже говорить о том, что без его участия она потерпела бы крах.
Важнейшим церковным событием 1917 года стал Поместный Собор, открывшийся 28 августа в Успенском соборе Московского Кремля. На нём совершилось восстановление Патриаршества в Русской Церкви. |
Сторонник теории перманентной революции, Лев Давидович Троцкий весьма стремительно начал её развивать после Октября 1917 года. Он отрицал законченный социалистический характер установившегося в России строя, расценивая его лишь как первую фазу на пути к социалистическому бунту на Западе и во всём мире. Говорил, что социализм сможет победить в Советской России лишь в том случае, если социалистический бунт станет перманентным, то есть проникнет в главнейшие страны Европы; тогда пролетариат-победитель в борьбе одолеет противодействующие ему классы и станет возможным построение коммунизма и социализма в мировом масштабе. Владыка Сергий привёл в качестве примера такой факт, о котором едва ли знает большинство россиян: - В Стамбуле, рядом с собором Святой Софии на площади Таксим, стоит памятник Кемалю Ататюрку, являющийся символом республиканской Турции. Он был открыт в августе 1928 года. На его основании, имеющим высоту двенадцать метров, изображены люди, принимавшие активное участие в становлении нынешнего государства. Рядом со скульптурой основателя современной Турции стоят две фигуры в военной форме - Климент Ворошилов и Семен Аралов (один из первых руководителей внешней разведки молодой Советской Республики, крайне неоднозначная личность в те годы (его обвиняли в организации убийства Щорса, в терроре к семьям военспецов и т. д.). Вместе с Ворошиловым Аралов попал в скульптурную группу по указанию Ататюрка в знак благодарности за политическую, военную и финансовую помощь, оказанную Советской Россией в деле обретения Турцией независимости в 1923 году. - прим. ред.). Когда я увидел это, сильно удивился. Оказывается, после революции Советская Россия и Турецкая Республика вступили на совершенно новый путь развития, находя точки соприкосновения. Во многом благодаря помощи Советской России Турция, строившая новое государство на руинах Османской империи, быстро превратилась в сильную и влиятельную европейскую державу. Реформы Ататюрка превратили Турецкую Республику в светское национальное государство. Вот почему Турция - секулярная страна. Народ там остался светским по воспитанию, по менталитету, хотя в корне это исламское государство. - В Советской России, несмотря на страшные гонения, практически полностью уничтожившие священнослужителей, монашествующих и множество мирян, вера в народе все равно сохранялась, - подчеркнул митрополит Сергий- То, что сейчас мы переживаем возрождение религиозной, духовной жизни, шокирует Запад. Они не понимают, почему их попытка внедрить на постсоветском пространстве псевдорелигиозную жизнь через различные сектантские течения не увенчалась успехом. А все дело в глубокой укоренённости русского человека в традициях Православия и в основанной на нем русской культуре! Подытожил рассуждения о революционных событиях Владыка Сергий такими словами: - Выпущенный в смутное время в народную среду "революционный джин" стал соблазнять души людей. Было объявлено: "Бога нет, царя нет. Делайте что хотите!". В условиях безнаказанности и произвола обнажилась страстная натура и испорченность людей; они проявились в бесчисленных злодеяниях, исковеркавших судьбы многих поколений наших соотечественников. Начались преследования Церкви, гонения на верующихБЂ¦ Безудержная погоня за материальными благами породила массовое доносительство - люди губили своих ближних из-за куска земли, квадратных метров жилплощади и карьерного роста. Тяжелой, кровавой ценой расплатился наш народ за забытый страх Божий, за попранные стыд и совесть! К счастью, Господь спас нас от окончательной гибели, помог переломить чувство вражды и ненависти, дал мудрость не искать виноватых в ухудшении условий жизни и не повторять той кровавой бойни, которая ознаменовала ушедший в историю ХХ век.
Какой будет страна - зависит от нас
Наш разговор логично перешёл от истории к современности: - Мы переживаем очень тяжёлое и неоднозначное время, - считает митрополит Сергий, - сегодня особенно важно не забывать уроков прошлого. События 1917 года и потрясения прошлых веков в целом никого не оставляют равнодушными. В каждом сердце живут свои эмоции и воспоминания. Если бы наш народ в начале ХХ века окончательно потерял свою духовную основу и усвоил грубый материализм, то уподобился бы гражданам Древнего Рима, требовавшим лишь хлеба и зрелищ. В оценке революционных событий обществу достаточно сложно обрести единство мнения: ведь в те годы, когда торжествовали одни, то страдали другие; ликовали победители и плакали притесняемые... Слава Богу, Россия выжила и стала великой державой, укрепилась и вернулась к своим корням, от которых когда-то была оторвана. Дай Бог, чтобы то обновление, через которое мы прошли, не оказалось погублено нынешней пропагандой, отметающей понятия нравственности, патриотизма, высшей цели в жизни. Насаждаемая ныне психология потребительского отношения к жизни обращает людей в эгоистов, которых не интересует труд; им чуждо самопожертвование, а нужен только лишь "бесконечный праздник". Обществу следует освободиться от этой химеры, вспомнить о подлинном назначении человека, вновь открыть для себя Евангелие Христово, духовное наследие народов России и меняться в лучшую сторону. На уроках прошлого будем воспитывать детей, давать им правильное понимание об историческом наследии - без этого невозможно найти верный путь в будущее. Преодолев трагические испытания XX века, наша Церковь и народ вошли в XXI век обновлёнными и умудрёнными опытом. Главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего столетия, заключается в том, что опасно и гибельно строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество, по слову Священного Писания, подобно дому, построенному на песке, падение которого - падение великое (см.: Мф. 7: 24-27). Жители страны становятся единым народом не оттого, что имеют общий язык и территорию проживания, а потому, что умеют жить общими духовно-нравственными ценностями, объединены культурным наследием, сознают свою связь с прошлым и прилагают усилия к созиданию будущего. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и с Божией помощью сумеет избежать потрясений, подобных тем, что происходили в России и в мире в минувшие 100 лет. Уразумение духовной основы катастроф XX века позволит уменьшить риски новых цивилизационных трагедий. Только сделав правильные выводы из ранее совершенных ошибок, общество сможет понять внутренние и внешние причины процессов, происходящих в наше время, увидеть в событиях дня сегодняшнего последствия новой подмены ценностных ориентиров. Какой завтра будет наша Россия - зависит от нас самих. Дай Бог всем нам мудрости, терпения и духовного мужества усердно трудиться и насаждать в своем сердце и в обществе веру, правду и любовь. В этом - залог духовного и социального благополучия нынешних и грядущих поколений.
Подготовила Галина РОХМИН
Источник: газета "Коммуна" |Б„–66 (26710) | Вторник, 22 августа 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|