|
14.08.17
"Ямская слобода" расширяет границы
Книжная полка | Одним из главных героев "седьмого отделения" сборника, продолжающего традиции воронежских губернских издателей и литераторов, стал Осип Мандельштам
Листая альманах "Ямская слобода" за несколько лет, разумеется, и читатель, незнакомый прежде с местным литпроцессом, может выявить, каков постоянный круг авторов. На страницах нынешнего можно прочесть стихи Валентина Нервина, Сергея Попова, прозу Александра Бунеева и Марка Берколайко, статьи Олега Ласунского и Аллы Ботниковой. Кое-кто, как поэт Галина Умывакина или историк литературы Олег Ласунский, в "отделение 7" попал на особую "полочку" - ещё и как юбиляры. Виталий Черников
Разумеется, варение в собственном творческом соку - не то, о чём мечтается авторам, да и читателям. И надо отдать должное редактору-составителю Дмитрию Дьякову, который (видимо, при помощи редколлегии) находит авторов не только в Воронеже, но и далеко за её пределами. Порой не только в других странах, но и в других столетиях. На последней странице обложки каждого выпуска размещены имена его авторов. Их количество растёт. Самый младший автор последнего сборника родился в 1971 году - насколько адекватно это нынешнему состоянию местной литературы? В один из предыдущих выпусков альманаха, помнится, была включена подборка стихов воронежской поэтической молодёжи. Хотелось бы увидеть подобную и на страницах восьмого отделения. Постоянная тема "Ямской слободы" - обращение к творчеству воронежцев, ушедших от нас. На этот раз в альманах включена подборка стихов журналиста Александра Сорокина. Его памяти посвятил Владимир Колобов очерк о том, как Анатолий Жигулин писал, а потом пробивал в печати повесть "Чёрные камни". В основе публикации - дневники поэта. Уже не впервые в альманахе публикуются материалы, связанные с именем писателя-фронтовика Юрия Гончарова. Содержание нынешней публикации для кого-то, думаю, станет сюрпризом. Юрий Данилович представлен на сей раз в качестве художника. "Изучение творческой биографии писателя, конечно, надо строить на прочтении литературных текстов. Но в случае с Ю.Д.Гончаровым этого будет недостаточно", - считает автор статьи о нём Тамара Дьякова. 2016-й, как известно, был объявлен в России Годом кино. Один из наших земляков, сыгравший огромную роль в истории отечественного кинематографа, - сценарист Евгений Габрилович. Мы и поныне помним многие из фильмов, снятых по его сценариям, - "Начало", "Коммунист", "Два бойца". Но почти неизвестен Габрилович-литератор. В начале 1920-х он стал участником одной из группировок отечественных экспрессионистов.< Потом и журналистикой занималсяБЂ¦ Напоминанием о тех временах стали два текста: рассказ "Первая любовь" и газетный очерк "Мясо", который составитель называет в предисловии "триллером" - Габрилович "описывает советскую скотобойню, где убийство чётко и размеренно поставлено на конвейер, который набирает обороты и уже не может остановиться". Прошлогоднее 125-летие со дня рождения Осипа Мандельштама, как напоминает предисловие к альманаху, "породило немало событий, отзвуки которых вы найдёте и на страницах этого отделения альманаха". Однажды к опальному поэту пришли гости - студенты Воронежского университета Константин Гусев и Яков Гершанович. Пришли, чтобы поспорить и, возможно, прочитать Мандельштаму свои стихи. Первый, по крайней мере, в родном городе обрёл известность и выпустил некоторое количество поэтических сборников. Второй же погиб на войне и при жизни не печатался: долгое время считалось, что стихи его не уцелели. Но недавно выяснилось, что старая тетрадь с творениями Гершановича 1933-1936 годов хранится в Липецке, у его внучки. "Сразу отмечаешь: эти стихи не похожи на те, которые появлялись тогда в воронежской периодике", - отмечает составитель альманаха в предисловии к подборке. Показательны строки из стихотворения, названного "Пустые глаза" и датированного 1936 годом: Я завидую яблокам спелым, На щеках расцветающим ярко. У меня душа Кавалерова, Только мельче, пониже рангом. Кавалеров - персонаж написанного почти десятью годами ранее романа Юрия Олеши "Зависть". Интеллигент, осознающий свою несовместимость с эпохой. В разгар нэпа и одновременно формирования нового человека, "человека советского", такие воспринимались как "уходящая натура", маргиналы, вызывающие у новых хозяев жизни брезгливую насмешку. К 1936 году "кавалеровых" активно расстреливали, сажали, ссылали, и признание в некоей близости этому человеческому типу выглядело идеологической диверсией. Неудивительно, что Гершанович при жизни не печатался. С интересом перечитал статью Дмитрия Дьякова "Воронежский Союз писателей: испытание Мандельштамом". Некоторое время назад она прозвучала как доклад на Мандельштамовских чтениях в стенах ВГУ. Автор попытался ответить на вопрос, что представляло собой писательское сообщество ЦЧО к моменту, когда поэт оказался в нашем городе. Вывод неутешителен: "К сожалению, проверку эту они не выдержали, о чём на склоне лет (кто дожил до старости) сожалели или, в крайнем случае, предпочитали отмалчиватьсяБЂ¦ Иначе пришлось бы признать: главное, что было в их долгой творческой жизни - это те самые 1057 дней, когда неподалёку от них жил великий поэт". "Воронеж, блажь, Воронеж - ворон, нож", - этой строкой из Мандельштама назвал свои воспоминания московский прозаик Владимир Шаров. Ему довелось учиться в Воронежском университете. В наш город он попал по совету преподававшего здесь историка-античника Александра Немировского. Позже здешние впечатления причудливым образом трансформируются в романе "След в след" (отдельные фразы оттуда в очерке воспроизведены почти дословно). Читая мемуары Шарова, опубликованные в "Ямской слободе", находишь подтверждение своим подозрениям, что некоторые из реальных людей стали прототипами персонажей той книги. В их числе - подруга Осипа и Надежды Мандельштамов Наталья Штемпель.
Источник: газета "Коммуна" |Б„–64 (26708) | Вторник, 15 августа 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|