08.08.17
В Эртиль, Таловую и далее...
У Анны был шанс стать узловой железнодорожной станцией
Осенью 1942 года советские войска прочно удерживали оборону на воронежском участке фронта. Передовая линия практически проходила по реке Дон от границ с районами Орловской области на севере до Богучара на юге. Противостояние с немецкими, итальянскими и венгерскими армиями и обеспечение задела для будущих наступательных операций требовали огромных людских и материальных ресурсов.
Между тем, возникли невероятные проблемы с доставкой оружия, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия и снаряжения, поскольку главная железнодорожная магистраль Москва - Ростов-на-Дону, проходившая по нашим чернозёмам, оказалась на оккупированной территории. Рокады - дороги вдоль линии фронта на безопасном расстоянии от него - не было: рельсы от Графской заканчивались в Анне, от тамбовской станции Оборона - в Эртиле; на юго-востоке Воронежской области было сплошное "безжелезнодорожье" - отвод от широтной магистрали Лиски - Поворино из Таловой через Бутурлиновку заканчивался тупиком в Калаче.
И тогда, исходя из острой необходимости, военно-политическое руководство СССР принимает неординарное решение: связать железными дорогами Анну и Таловую, Анну и Эртиль, Калач и поселок Подколодное на левом берегу Дона в Богучарском районе.
Сначала вышло постановление Государственного Комитета обороны - Б„– 2683с от 2 января 1943 года. Оно обязывало Народный комиссариат путей сообщения (НКПС), которым тогда руководил А.В.Хрулёв, немедленно приступить к строительству новой железнодорожной линии Калач - Подколодное протяжением 70 километров. Времена тогда были суровые, и уже в первом пункте постановления строго указывалось: "Строительные работы для открытия движения закончить в двухмесячный срок".
Для обеспечения строительства рельсами разрешалось разобрать подъездные пути к целому ряду промышленных предприятий, пребывавших на тот момент в эвакуации на Урале, например, липецким металлургическим заводам "Свободный сокол" и "Новолипецкий" (город Липецк входил в состав Воронежской области). На стройку привлекалось 10 тысяч человек из местного населения. Из госрезервов выделялись необходимые объёмы стройматериалов - шпал, брусьев, круглого леса, костылей, гвоздей, проволоки. Плюс - бензин, керосин, дизельное топливо. И по железной лопате - на каждого работника. Но вот ботинок - всего тысяча пар, валенок две тысячи пар и две тысячи телогреек.
Также второго января сорок третьего вышло постановление Б„– 2684с Государственного Комитета обороны, и тоже подписанное И.В.Сталиным, касающееся "строительств Б„– 211 и Б„– 212" . В документе, в частности, говорилось:
"Обязать НКПС (тов. Хрулёв) немедленно приступить к строительству новых железнодорожных линий Анна - Таловая, протяжением 55 километров и Эртиль - Анна (Курлак), протяжением 68 километров. Строительные работы для открытия движения на линии Анна - Таловая закончить в полуторамесячный срок, а на линии Эртиль - Анна - в двухмесячный".
Строительство линий разрешалось вести - с учётом военного времени - по облегчённым техническим условиям, а финансирование - без проектов и за счёт сметы чрезвычайных расходов Наркомата путей сообщения.
Если кто помнит, в Волгоградской области, от нас - за Волгой, есть озеро Эльтон, где и по сей день добывают соль. Там тоже во время войны собирались строить "железку". Так вот, было приказано эльтонскую стройку прекратить, а рельсы, шпалы, прочие стройматериалы, станционное оборудование, стрелочные переводы, метизы, ГСМ вместе с рабочей силой перебросить на "аннинский железнодорожный фронт". Воронежский облисполком обязан был выделить и направить на строительства Б„–211 и Б„– 212 "по 8000 человек рабочих из местного населения и по 500 подвод в пункты по указанию начальников строительств". Участвовать в работах надлежало и Военному Совету Воронежского фронта. Ему предписывалось выделить на линии 50 автомашин и 10 тракторов с прицепами, обеспечив эту технику водителями и горючим.
По дороге в Таловую надо было пересекать реку Битюг. Мост через него планировалось построить низководным, "допустив перерыв движения на период пропуска ледохода и весеннего паводка".
Людей на трудном и зимнем строительстве надо было кормить. В постановлении Госкомитета Обороны на этот счёт тоже есть указание: "Обязать Наркомторг выделить НКПСу в I квартале 1943 г. продовольственных товаров на 16 тысяч человек по норме Б„– 3 НКО для рабочих, привлекаемых на строительство линий".
Речь идёт, конечно, только о рабочих из числа местного населения, трудовые же ресурсы с Эльтона имели свои продовольственные квоты.
Нарком путей сообщения Андрей Васильевич Хрулёв одновременно занимал должность заместителя наркома обороны СССР по тылу. Когда в Кремле проходил торжественный вечер по поводу Победы советского народа над фашизмом и были произнесены все положенные по протоколу тосты в честь выдающихся полководцев, Сталин сказал: "Теперь нужен тост за подлинного полководца и великого труженика войны, без которого и не было бы этой великой победы. Выпьем за товарища Хрулёва".
Вне всякого сомнения, железные дороги между Анной и Таловой, Анной и Эртилём, Калачом и богучарским Подколодным (а это, считай, и самим Богучаром) под началом такого деятельного человека были бы построены в указанные строки. Но Хрулёв не успел как следует развернуться.
В январе 1943 года резко улучшились наши дела на Воронежском и Сталинградском театрах боевых действий. 25-го числа советские войска, перейдя в наступление, освободили Воронеж, началась очистка Придонья от оккупантов. 30 января вышло подписанное И.В.Сталиным постановление Б„– 2805с Государственного Комитета обороны. В нём говорилась: "Разрешить НКПС прекратить работы на строительстве железнодорожных линий Анна - Таловая, Эртиль - Анна и Калач - Богучар и переключить всю рабочую силу и материальные ресурсы на восстановительные работы".
Задержись Красная Армия на месяц, - сейчас на железнодорожном вокзале станции Анна в расписании значились бы поезда не только до Графской и Воронежа, но и до Эртиля через Садовое и Рубашевку, до Таловой через Новый Курлак и Верхнюю Тишанку, а от Таловой - и в Поворино, и в Богучар и далее, куда душе угодно...
Остается заметить, что постановления Б„– 211, Б„–212 и Б„–213 Государственного Комитета обороны о "строительствах" хранятся в Москве, в Госархиве социально-политической истории. Их тексты печатались в краеведческом журнале "Битюг" (2015 г. Б„– 2).
Карта-схема участка железнодорожной сети. Пунктиром обозначены
планировавшиеся линии от Анны до Эртиля и от Анны до Таловой.
Вокзал на железнодорожной станции Анна был построен в конце девятнадцатого века.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017