 |
13.06.17
Богатство возможностей
VII Платоновский фестиваль искусств | В дни фестиваля в Выставочном зале на улице Кирова работает удивительная выставка "Мейерхольд и художники: пространство игры"
Людмила Романова
Представлены эскизы декораций и костюмов, афиши спектаклей и несколько макетов множества художников, работавших с Всеволодом Мейерхольдом на протяжении всей его творческой жизни, вместившей несколько периодов. А начинается всё со спектаклей студии на Поварской - периода увлечения символизмом - постановки "Смерть Тентажиля" Метерлинка и "Шлюк и Яу" Гауптмана. На эскизе - знаменитые баскетные корзинки Н.Ульянова, в которых сидели дамы в роскошных кринолинах. В этих первых опытах - начало идеи Мейерхольда о связи режиссерского решения с пространственным, которая найдет дальнейшее развитие уже в театре В.Ф.Комиссаржевской, где за год работы режиссёр поставит шестнадцать спектаклей. Здесь его художники - С.Судейкин и Н.Сапунов. В спектакле "Гедда Габлер" Ибсена эстетический идеал героини был выражен именно сценографически: роскошный белый рояль, голубой ковер во всю сцену, диван, на котором - белый мех и вся сцена как бы заключена в кружевную рамку. А знаменитый "Балаганчик" Блока!.. Принцип "театра в театре", синее окно с косой луной, в котором появлялась Коломбина уже с настоящей косой, символизируя Смерть. Собрание мистиков, которые вдруг исчезали, оставив картонные одежды с пустыми прорезями для голов и рук - всё необычно, всё впервые! Дальше начинается удивительно богатый период так называемого театрального традиционализма" - сотрудничество с художником А.Головиным. Именно с ним были созданы "Дон Жуан" Мольера, "Гроза" Островского и самый знаменитый предреволюционный спектакль Мейерхольда - "Маскарад" Лермонтова - самый дорогой в истории российского театра, получивший название "закат империи", ибо премьера его была сыграна в день Февральской революции. Об этом периоде куратор выставки Наталья Макерова, заведующая музеем-квартирой Вс.Эм. Мейерхольда, прочла очень содержательную лекцию. Все, кто знает о его трагической судьбе, наверное, не раз задавались вопросом: как мог он, самый знаменитый режиссёр, работающий столь успешно в императорском театре, как мог он добровольно (!) перейти на сторону большевиков, когда все его именитые собратья довольно долго колебались? Ответ, думается, таков: он считал, что социальная революция поможет ему совершить революцию в искусстве. Может, был и какой-то элемент игры: сменить фрак на кожаную куртку и фуражку со звездой - элемент эпатажа, здесь, конечно, присутствовал. Как же меняется стиль его послереволюционных спектаклей! Плоскости, круги, кубы - эскизы В.Дмитриева к "Зорям" Верхарна и В.Храковского, А.Лавинского, В.Киселева к "Мистерии-буфф" Маяковского. Это ошеломляюще отличается от роскоши А.Головина. А конструктивистская установка Л.Поповой к "Великодушному рогоносцу" Кроммелинка, напоминающая какую-то фантастическую машину! Как выражено во всем этом Время! Лестницы - элемент почти всех его декоративных установок советского периода. "Лес" Островского, "Список благодеяний" Олеши, "Ревизор" Гоголя - да почти во всех спектаклях, включая последний - "Даму с камелиями" Дюма, где вдруг проступила прежняя любовь к красоте декораций и костюмов. Очень интересно его сотрудничество с Кукрыниксами и А.Родченко над спектаклем "Клоп" Маяковского. Эскиз костюма главного персонажа так и кажется портретом Игоря Ильинского - исполнителя роли Присыпкина. Нет возможности перечислить все великолепие выставки, организованной сотрудниками Государственного центрального театрального музея им. А.Бахрушина, плодотворно сотрудничающего с Платоновским фестивалем. Лучше увидеть всё самим.
Выставку открыли худрук Платоновфеста Михаил Бычков и искусствовед Наталья Макерова. Фото Натальи Коньшиной.
Источник: газета "Коммуна", Б„–46 (26690) | Среда, 14 июня 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|