08.06.17
Игра в лицедейство
VII Платоновский фестиваль искусств | Выставка Александра Тышлера проходит в Воронежском музее имени И.Н.Крамского
Виталий Черников
Основу выставки "Игра и лицедейство" составили более ста работ - живопись, графика, театральная сценография из фондов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а также из коллекций Тульского областного художественного музея и театрального музея имени А.А.Бахрушина. Есть и один рисунок, который хранится в фондах музея имени И.Н.Крамского. В таком объёме работы этого художника не демонстрировались лет двадцать. И только после Воронежа эту экспозицию можно будет увидеть в Москве.
- Я очень надеюсь, Тышлер пришёлся бы по сердцу Платонову, - призналась, выступая на открытии выставки, заместитель директора по научной работе музея имени А.С.Пушкина Ирина Баканова. - Уверена, они нашли бы общий язык!
Эти двое, кстати, одного поколения. Писатель - из рабочих, художник - из семьи ремесленника. Когда Платонов придумывал лозунги для газеты "Красная деревня" ("Крестьянин! Ты должен засеять всю свою землю, всходы дадут силы для дальнейшей борьбы с капиталом"), Тышлер рисовал для Окон РОСТА. Судьба художника сложилась, казалось бы, успешно. За оформление одного из спектаклей он стал лауреатом Сталинской премии (второй степени), да и дожил до 1980 года. Но официальная известность пришла благодаря лишь одной из граней его творчества: Александр Тышлер активно работал как театральный художник, а то, что стало на воронежской выставке другими её разделами, находилось не то, чтобы под запретом (всё-таки на прижизненных вернисажах эти работы увидеть было можно) - в иные периоды его жизни просто замалчивалось.
"В 1974 году на улице Вавилова открылась большая персональная выставка Александра Григорьевича, - вспоминает один из его знакомых. - У него было несколько работ, объединенных в серию. Тышлер назвал серию "Благовест". Партийные чиновники хотели тут же снять работы с выставки, утверждая, что Тышлер занимается религиозной пропагандой. Но вовремя нашлась жена: "А если назвать серию БЂњМиру - мирБЂќ? - спросила она. - Тогда можете оставить её на стенах!" Тышлер только усмехнулся".
О его несоответствии "госстандарту" можно судить по графической серии "Расстрел голубя". Некие злобные вояки целятся толпой в беззащитную птицу из разных видов оружия. И не всегда поймёшь, какой век на дворе. Антивоенная серия рассказывает вечную историю, и неважно, какие у солдафонов знаки различия. В СССР такой подход обзывали "абстрактным гуманизмом". Ну, и понятно, что Тышлер не плакат создавал. Он вступал в диалог с современниками: например, с Пикассо или Шагалом.
Пять разделов выставки - пять тем, которые волновали художника на протяжении всей жизни: "Человек на земле", "Театр", "Расстрельные темы", "Любовь, или Мечта о прекрасной даме", "Капричос". В первом из названных разделов названия экспонатов звучат безмятежно: "Невеста", "Семья", "Соседи моего детства"БЂ¦ Однако тышлеровский человек чаще всего выглядит одиноким, "заброшенным" в окружающем его пространстве.
Тема насильственной смерти присутствует у художника уже в 1920-е. Тогда появились серии "Расстрел" и "Погром". В значительной степени это воспоминания о кошмаре Гражданской войны. Иные работы из отнесённых к разделу "Расстрельные темы" - подход к теме с неожиданной стороны. На картине "Махно в гамаке" (1932) нет никакого насилия.
Художник не столько обличает махновцев и их вожака, сколько ехидничает, изобразив их в обличьи оказавшейся на пикнике компании клоунов (один из них ухитрился разлечься на ветке дерева). Совсем другое настроение передаёт "Махновщина": это произведение - о человеческом озверении.
Реальность в чистом виде, кажется, не очень его интересовала. "Документалистом" Александр Тышлер не был. Он и современную ему войну изображает, словно зловещий цирк. А уж мир-то выглядит просто сказочным. Все эти его очаровательные девушки с бокалами или шляпами в виде карусели (не говоря о нарисованных цветными фломастерами героях цикла "Клоуны"), конечно, не из советской реальности попали на холст.
Слово "сказочный" можно без ущерба заменить прилагательным "театральный".
Ирина Баканова отмечает, что Тышлера очень ценили режиссёры - прежде всего те, которые ставили на самых разных сценах Шекспира; она ссылается на мнение кинорежиссёра Григория Козинцева. Тот говорил, что работа художника - "это не иллюстрации в привычном смысле слова. Это новое творение образов. Тышлер не иллюстрирует, он создаёт те образы, которые в своё время создавал Шекспир, но уже на современном нам языке".
Очарование живописью Александра Тышлера. Фото Натальи Коньшиной.
Источник: газета "Коммуна", Б„–45 (26689) | Пятница, 9 июня 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017