|
25.05.17
"Родина электричества" на языке музыки
Культура | Платоновский фестиваль искусств откроется премьерой оперы по произведениям нашего великого земляка
Создатели спектакля "Родина электричества" рассказали воронежским журналистам о предстоящей мировой премьере, которая состоится в театре оперы и балета. Пресс-конференция прошла в Доме журналистов. Виталий Черников - Наш великий земляк Андрей Платонов - главная тема, которой занимаемся мы, составляя фестивальные программы, - рассказал художественный руководитель фестиваля и постановщик оперы Михаил Бычков. - Одна из целей проекта - способствовать продвижению творческого наследия писателя. Много чего было сделано. Создавались и драматические спектакли, и балетный проект - мастерская Владимира Васильева. И вот сейчас - опера, первая в мире, основанная на творческом наследии Андрея Платонова. Надеюсь, это будет постоянной стратегической программой фестиваля: инициировать проекты, входить в копродукции с творческими организациями, театрами, чтобы в самых разных формах платоновские произведения отражались в современном искусстве - музыкальном, театральном, изобразительном. - Время бежит очень быстро: буквально несколько месяцев назад мы рассказывали о проекте, - напомнил журналистам музыкальный руководитель и дирижер спектакля Юрий Анисичкин. - А через несколько дней вы все, надеюсь, будете на премьере этого сочинения. Опера была написана в 1981 году. До её постановки автор не дожил. Лишь отдельные фрагменты (около двадцати минут) звучали со сцены. - Не могу согласиться с чьим-то утверждением, что это неизвестный композитор, - подчёркивает Юрий Анисичкин. - Композитор очень даже известный! И более известный за рубежом, чем у нас. Так было с Эдисоном Денисовым, Альфредом Шнитке, Софьей Губайдуллиной. В своих письмах композитор рассказал, что оперу предполагалось поставить в Германии - но там, "видимо, не решились". Куда больше повезло в этой стране другому сочинению Седельникова - опере "Бедные люди" по Ф.М.Достоевскому. Седельниковский "Медведь" шёл во многих городах СССР, а затем России. Партитура "Родины электричества" попала к Юрию Анисичкину из рук автора: - Я получил большую коробку. Вторую такую же получил Михаил Владимирович. Там была партитура, клавиры, либретто. А ещё - пакет кассет и документов, которые свидетельствуют: Глеб Серафимович был, выражаясь современным языком, креативный человек. Писал стихи, да ещё какие удивительные! Он был слепой, но видел своим внутренним взглядом больше, чем иногда видят зрячие. - Наша постановка рождается в год столетия революции 1917 года, - напомнил Михаил Бычков. - Дух революционных надежд, ожиданий, что жизнь неким чудесным образом удастся повернуть к счастью, сопутствовал раннему Платонову, как вы знаете. Но дальше у него была своя внутренняя эволюция, которая происходила одновременно с тем, как трансформировалась в стране идея построения нового мира. Затем композитор второй половины XX века как-то осмыслил этот материал, придал ему своё толкование. А дальше мы, люди, живущие и работающие над спектаклем в XXI веке, добавляем своё понимание этих событий. Наш сегодняшний социальный опыт даёт нам возможность говорить и о крушении каких-то надежд и ожиданийБЂ¦ Это, естественно, придаёт дополнительные смысловые грани тому, что закладывал автор оперы. - Предложение было неожиданное, но оказалось интересным, - рассказал художник Николай Симонов. - Сроки были сжатые. За основу был взят авангард начала прошлого века. Приняли участие в разговоре и исполнители главных партий - Анастасия Черноволос (Евдокия) и Игорь Горностаев (красноармеец Фрол). - Когда мы получили нотный материал, стали его разбирать, - вспоминает Анастасия Черноволос. - Это не была любовь с первого взгляда. У меня как певицы, которая привыкла работать с классическими произведениями, это вызвало удивление, где-то даже внутреннее сопротивление - и, наверное, в связи с этим и большой интерес. Музыкальный материал сложен, и до неё никто не брался за постановку. Анастасия Черноволос признаётся: музыкальный материал полюбился ей ровно с того момента, когда она вышла на сцену уже как Евдокия и "начала ходить в кирзовых сапогах с платком на голове. Настолько здесь едино ощущение героини с музыкой, что с этого момента все сложности отошли на второй план и даже перестали чувствоваться". - Музыкальный текст сложнее, чем мы осознаём, - отметил Игорь Горностаев. Оба солиста признались, что сами не ожидали, что полюбят этот материал. Музыку, по словам Горностаева, "настолько сложно сразу принять, что можно только осознать. А когда осознаешь, тогда ты этот текст примешь". - Мы видели музыкальные спектакли про жизнь буржуазной Вены, про египетские страсти. А тема "Родины электричества" коснётся многих людей, потому что это про их жизнь, про их родителейБЂ¦ Про нашу жизнь. Об этом не так часто удаётся увидеть музыкальный спектакль. Наша постановка - о России, о нашей стране, о нашем народе, - убеждён Михаил Бычков.
Заслуженный деятель искусств России Юрий Анисичкин Фото Виталия Черникова.
Источник: газета "Коммуна", Б„–41 (26685) | Пятница, 26 мая 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|