|
11.05.17
От перестановки парт знания... меняются
Педсовет | Вице-премьер российского правительства Ольга Голодец рекомендовала педагогам поставить мебель в классах по-новому, чтобы школьникам удобней былоБЂ¦ играть
Нынешнее расположение парт в классах российских школ строго прописано в санитарных правилах и нормах. Оговорена даже форма классной комнаты - только прямоугольник, расположение окон БЂ” только слева и дверей БЂ” только справа. Место учителя - у доски. Для каждого предмета - свой кабинет.
Тамара Гашимова
От старых стандартов - к новым
В тех же СанПиНах всё рассчитано до мельчайших подробностей. Между рядами двухместных столов расстояние должно быть не менее 60 сантиметров, от доски до первой парты - 240-270 сантиметров, между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 сантиметров, столько же - между рядом столов и внутренней продольной стеной или шкафамиБЂ¦ Всё, как во времена чешского педагога Яна Амоса Коменского, жившего в ХVII веке и разработавшего классно-урочно-предметную систему - основу его теории всеобщего универсального образования и воспитания. За четыре века картина учебной комнаты с ровными рядами парт, учительским столом перед ними и доской на центральной стене, прочно укоренилась в нашей генетической памяти. И вот теперь курирующая социальный блок в российском правительстве Ольга Голодец, выступая на инвестиционном форуме в Сочи, предлагает всё это отринуть и создать нечто новое. Объясняя всё тем, что современные ученики в отличие от своих предшественников поголовно увлечены проектными работами, участвуют в квестах и интеллектуальных играх. Что этого требует современная образовательная парадигма с новыми стандартами, которые основаны на развитии индивидуальности и культуре личного выбора ученика. Речь - о федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Действительно, даже беглого прочтения хватит, чтобы понять - в них нет места прежней "надзирающей и наказывающей" конфигурации учебного класса. По мнению Заслуженного учителя России, доктора педагогических наук, директора Московского центра образования Б„–109 Евгения Ямбурга, во всём важно чувство меры. В стандартном формате тоже есть свои ссплюсы. - В одной ситуации необходимо, чтобы учитель работал у доски, в другой - во время дискуссии, обсуждения или проектной работы парты лучше поставить в круг. Этому подходу уже не один десяток лет. Всё зависит от того, какие цели ставит педагог, потому что это не просто механическая вещь, иначе картина будет напоминать басню Крылова: "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь", - уверен Евгений Ямбург. Директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкинаподдерживает Ольгу Голодец: - Все ведущие по уровню образования страны, в первую очередь - Сингапур и Финляндия, давно отказались от стандартной расстановки парт. Перед ребятами, работающими в мини-группах, ставится определённая задача, у них есть возможность собирать и анализировать информацию, поскольку у каждого имеется доступ в Интернет. Учитель дает задание, он выступает модератором процесса обучения в малых группах. По ходу урока группы обмениваются между собой информацией. Возникает распределение обязанностей: кто-то - лидер, кто-то занят поиском информации, кто-то - анализирует. Получается достаточно интенсивная методика обучения. В этом смысле фронтального урока, когда дети сидят за партой, а учитель ведет урок, нет.
В кругу все равны
Для воронежских педагогов идея переставить парты в классе не нова. Так, к примеру, во второй средней школе Боброва передвижение мебели для организации работы в группах практикуют не один год. - Мы должны сформировать у детей коммуникативную компетенцию - умение общаться, слушать, договариваться, брать на себя инициативу, - говорит директор бобровской средней школы Б„–2 Почетный работник общего образования Наталья Гайворонская. - А умение работать в группе - одно из требований новых образовательных стандартов. К тому же, с точки зрения психологов, когда парты расположены по кругу, у ребенка возникает чувство равенства, ведь все находятся на одной линии. В нашей школе практикуются образовательные погружения по разным предметам. Можем целый день посвятить работе над одной темой, такая своего рода межпредметная интеграция получается. Здесь деятельность в группе эффективная. В помощь педагогам руководство второй школы закупило мебель-трансформер. Её можно легко соединить в большой стол, можно расставить полукругом или по отдельности. Вовлечение в исследовательскую деятельность здесь начинают с первого класса. В большинстве кабинетов борисоглебской гимназии Б„–1 также установлены специальные столы, которые при необходимости собираются в большую и маленькую "ромашку" в зависимости от величины группы. - Мы специально закупили круглую мебель и столы, рассчитанные на одного ученика, которые тоже легко трансформируются, - рассказывает директор первой гимназии Борисоглебска, почётный работник общего образования РФ Елена Агаева. - Технология группового обучения важна, но не нова. И применять ее на каждом уроке не требуется. Иногда достаточно стул повернуть, и вот тебе уже нестандартная обстановка на уроке. Важно всё-таки содержание урока. Родители поддерживают педагогов, но считают: важней личности учителя ничего нет и быть не может. Если педагог относится к своему делу с прохладцей, то как парты ни расставляй, знаний не прибавится. - Здорово, когда в классе парты стоят в произвольном порядке, когда там есть места для отдыха - ковёр на полу или диваны, - делится своим мнением мама пятиклассника одной из воронежских школ, пожелавшая не называть своего имени. - Всё это лишь подспорье для учителя. Настоящего. Беда в том, что таких мало осталось. Большинству из тех, кто сейчас работает в школе, и не только в нашей, нет дела до всех этих проектов и квестов. Они детей дисциплине научить не могут, не то, что своему предмету. Оценки завышают, лишь бы общешкольные показатели по успеваемости были на высоте. - Пусть делают, что хотят, лишь бы детям интересно было учиться, - считает Татьяна Завгородняя, мама ученика 7-го класса средней школы Б„– 99 Воронежа. - В нашем классе практикуется работа в группах, сыну это нравится. Есть возможность проявить себя в неформальной обстановке, где все равны и являются одной командой. Старший сын учился в другой школе, там такого не было, что не помешало ему проявить свои лидерские качества в классе.
Где деньги взять?
Да, современным школам нужны классы-трансформеры, где парты будут стоять ёлочкой, ромашкой, напоминать кусок пирога или что-нибудь ещё. Хорошо, чтобы вместо дверей использовались раздвижные перегородки. Эксперты в области образования выступили с предложением разработать пакет готовых модулей для строительства новых учебных зданий. К слову, столь ответственное дело уже поручено Московскому государственному строительному университету. Студенты и преподаватели МГСУ в скором времени приступят к созданию около десяти различных типов модулей - учебных, спортивных. Будут среди них и модули с просторными залами свободной планировки, которые при необходимости можно легко переоборудовать в выставочные и конференц-залы. В британской "Школе будущего", что в городке Мейдстоун графства Кент, отказались от традиционных кабинетов в пользу помещений-трансформеров, которые там называют плазами. Видоизменить плазу можно без особых усилий. И мебель, и стенки - на колёсах. Развернул, как тебе надо - и готово. Учиться там можно в коридорах, в холлах, под лестницами. В России же даже новые школьные здания строятся по привычному нам принципу - коробка с монолитными стенами, нарезанная на коридоры и кабинеты. Про остальные и говорить нечего.
Справка "Коммуны"
Сегодня износ каждой третьей российской школы - 15 тысяч из 43900 - составляет от 50 до 70 процентов. Большинство зданий построили ещё в 60-70-х годах прошлого века. В них нет ни столовых, ни помещений для внеклассной работы, ни даже нормальных туалетов. В Воронежской области 382 здания общеобразовательных организаций требуют полного или частичного капитального ремонта. В областном бюджете 2017 года на эти цели запланировано выделить 63,4 миллиона рублей.
В инновационной лаборатории: ученики восьмого "В" класса бобровской средней школы Б„–2 стали участниками образовательного события "Полёт инженерной мысли". Фото предоставлено администрацией бобровской средней школы.
Источник: газета "Коммуна", Б„–37 (26681) | Пятница, 12 мая 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|