|
04.05.17
В созвучии с поэзией
Музыка | Композиторы России вновь провели в Воронеже Международный молодёжный фестиваль современной музыки "Созвучие"
Обращаясь с приветствием к участникам и гостям фестиваля, председатель СК России Народный артист РФ и Республики Татарстан Рашид Калимуллин отметил высокий творческий уровень и прекрасную организацию форума. Анна Шалагина, музыковед
Давно привычным для воронежцев стал этот фестиваль, как-то незаметно переваливший через рубеж своего двадцатилетия. Но чтобы новая музыка звучала, необходимо привлечь немалые силы - и нынешний фестиваль вновь показал готовность наших музыкантов - певцов, инструменталистов - поддержать биение творческой жизни и не дать ей угаснуть. Воронеж стал центром, к которому устремились лучшие творческие силы России. Сюда приехали композиторы из Москвы, Новосибирска, Костромы, Смоленска. Прибыли и наши соседи из Ельца, Липецка, Белгорода, свои сочинения представили и те, кто оказался в совсем уже дальнем зарубежье - в Америке. Достойно прозвучали на этом фоне произведения воронежских авторов - Е.Ткачевой, А. Мозалевского, Д.Ушакова, Б.Яркина, А.Украинского. Почти все, что исполнялось, было премьерным показом, и почти все авторы - победители в разных номинациях в недавно проходившем Открытом региональном композиторском конкурсе. Фестиваль фактически стал продолжением этого конкурса, в котором композиторы со всей России состязались в создании произведений на стихи выдающихся поэтов - Никитина, Кольцова, Ростопчиной, Бунина, Мандельштама, Маршака, Жигулина, Платонова. Сама идея объединить творцов на воронежской почве оказалась полностью созвучной культурно-просветительскому проекту "Великие имена земли Воронежской в истории России", в рамках которого и проходил фестиваль. Всего три дня - столь сжатые сроки редко выпадают на долю фестивалям, претендующим, как правило, на панорамность и всеохватность. Но в этих трех концертах удалось сконцентрировать главное - показать, насколько мощен своим потенциалом воронежский край, притягивающий к себе, словно магнит, художников разных времен и стилей. Разноплановость концертов, большое число участников и авторов задали особый темп фестивалю, и его события разворачивались стремительно. Открытие и презентация нотного сборника, изданного по итогам конкурса, предваряли камерный концерт в зале Союза композиторов. Довольно смело было предложить слушателям оставаться в ауре одного жанра - в концерте исполнялись исключительно вокальные циклы. Выделялись среди них и яркие сценки по подобию Мусоргского, в которых артистам явно было где развернуться и блеснуть театральными талантами, - в таком ключе представили свои сочинения композиторы Б.Лисицын и А.Мозалевский, звучали циклы-размышления, драматические высказывания - М. Цайгера, Е.Лебедевой, А.Молчанова: солировали А.Добролюбова, М.Хныкина, М.Лобас и П.Быков (Москва). К.Уманский предложил свое прочтение Мандельштама: каждой своей строкой, как пояснял сам композитор, поэт говорит о самом процессе творчества, его сокрытых тайных смыслах. В переливах звуковых красок, в их удивительных мерцающих бликах, неожиданно возникавших и тут же растворявшихся в собственных отблесках, прочитывалась как раз та особая афористичность, та острота в сопоставлении деталей, которая делает стиль поэта столь отличимым. Во многом сила воздействия этой сложной и утонченной музыки стала возможной благодаря мастерскому исполнению Т.Усольцевой и Л.Вахтель. На второй день фестиваль переместился в зал музыкального колледжа и расширил свой масштаб - к музыкальному марафону присоединились хоровые коллективы - хор младших средних классов ВСМШ Б„–1 (рук. С. Мингалева), хор ДШИ Б„–11 им. М.Носырева (рук. Л. Сердюкова), вокальная студия "Дети солнца" (рук. Е.Малафеева), камерный хор ВГПИ (рук. Б. Яркин) и Сводный оркестр русских народных инструментов ДШИ Б„–5 и ВГПУ "Гармония" под руководством Заслуженного артиста РФ А.Рыженкова, представившего и своё сочинение "Посвящение Юрию Романову". Продолжением линии вокальных циклов - теперь исполнялись хоровые сочинения - стало исполнение произведений на стихи С.Маршака - полной задора и радости кантаты Е. Лебедевой "Цирк" и сочинения Е. Ткачевой "Страницы". В последнем удачно соединились лирическое размышление с сегодняшним самоощущением автора. В том же ключе были выдержаны ее "Встреча" на стихи Е.Ростопчиной и две фортепианные пьесы. Фестиваль, заявленный как "молодежный", во втором концерте, наверно, ярче всего проявил это качество. Юные таланты органично влились в творческую струю не только как исполнители: со своими первыми опытами слушателей знакомили также начинающие композиторы - выпускники Воронежского государственного института искусств Е.Масалытина и М.Декина; интересным оказался и показ хорового сочинения "Зоологические песенки" на стихи Маршака аспирантки российской академии музыки им.Гнесиных А.Даниловой. К молодым в первую очередь было обращено и музыкальное слово композитора из Смоленска Н. Писаренко. Прекрасный певец, он покорил зал: настолько проникновенно и мощно прозвучали его песни о войне на стихи А. Жигулина. Завершился фестиваль симфоническим концертом в зале филармонии с участием Воронежского академического симфонического оркестра под управлением Заслуженного деятеля искусств Воронежской области Игоря Вербицкого. Как любой финал, этот заключительный акт концертной триады стал итогом и позволил понять, насколько разнополярным и в то же время единым является мир композиторского творчества. Все в нем осязаемо близко. Так, сочинения "Из воронежских тетрадей" А.Мозалевского на стихи О.Мандельштама и "Мужик" на стихи А.Платонова прозвучали с присущей ему экспрессивной манерой и декламационной свободой. Д.Ушаков, которого в нашем городе хорошо знают как композитора, священнослужителя, а теперь многие заново узнали и как пианиста - блистательно исполнил свой фортепианный концерт. Москвичи выступили с крупномасштабными сочинениями: исполнялись "Симфонические фрески" Р.Калимуллина и "Лирическая поэма" К.Уманского. Была отдана дань и композиторам, недавно ушедшим. Звучала полная жизни, искрометного юмора музыка В.Казенина - сюита из балета "Коты в сапогах". В ряду премьер оказалась и "Симфоническая песнь" А.Украинского, написанная в 1983 году и до сего момента не исполнявшаяся. Это произведение прозвучало как автограф композитора, запечатлевшего свой несуетный взгляд на жизнь и свою веру в Россию. В этом мире - все сопряжено, нет временных границ, нет прошлого.
Маргарита Хныкина и Михаил Лобас исполнили "Сказку" Александра Мозалевского на стихи Самуила Маршака. Фото Воронежского отделения Союза композиторов РФ.
Источник: газета "Коммуна", Б„–35 (26679) | Пятница, 5 мая 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|