04.05.17
На страже воронежского неба
Поиски и находки | В годы войны неувядаемой славой покрыли себя лётчики 101-й дивизии ПВО, защищавшие воздушное пространство над Воронежем
С каждым прожитым годом всё меньше остаётся свидетелей Великой Победы. Тем ценнее становятся любые новые сведения об участниках тех далёких героических и грозных лет. Пришлось приложить немало усилий, чтобы получить доступ к архивным документам, которые позволили пролить свет на события, связанные с организацией противоздушной обороны Воронежа, являвшегося важным стратегическим пунктом, крупным железнодорожным узлом и местом дислокации штаба Юго-Западного фронта.
Николай Байдак,
директор фонда "Гарантия"
Непосредственная противовоздушная оборона Воронежа осуществлялась отошедшей из Киева 3-й дивизией ПВО и 101-й истребительной авиационной дивизией ПВО. Авиадивизия была сформирована в Воронеже 4 октября 1941 года. Уже 16 октября она вошла в состав ВВС Юго-Западного фронта и была оперативно подчинена командующему Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО. Штаб авиадивизии размещался на улице Плехановской, 2, в здании бывшей конторы "Заготзерно".
Первоначально в состав истребительной авиационной дивизии входили 487-й, 572-й и 573-й истребительные авиационные полки и 740-й батальон аэродромного обслуживания. Командиром дивизии назначили полковника К.Н.Смирнова, комиссаром БЂ” старшего батальонного комиссара Г.Ф.Погребняка, начальником штаба БЂ” капитана Л.И.Горегляда.
20 октября 1941 года дивизия получила задачу прикрыть от налётов авиации противника Воронеж. Одновременно 101-я иад прикрывала сосредоточение войск в районе станции Тербуны, Красная Поляна, Никольское.
В декабре 1941 года в состав 101-й дивизии вошёл 581-й полк, впоследствии переименованный в 826-й истребительный авиационный полк, из Ульяновска прибыла 38-я отдельная рота связи, сформирован 860-й батальон аэродромного обслуживания.
Одновременно 572-й полк вывели из состава дивизии, и 8 января 1942 года он был передислоцирован в Ростов-на-Дону.
В июле сорок второго в боевой состав дивизии включён 894-й истребительный авиационный полк и две отдельных авиаэскадрильи на самолётах ЛАГГ-3 и Харрикейн. А в начале октября к боевой работе в составе 101-й истребительной авиадивизии ПВО на самолётах Як-7б и Як-1 приступил 910-й истребительный авиационный полк особого назначения. Его укомплектовали опытными лётчиками, на счету которых уже были сбитые фашистские самолёты.
С образованием Воронежского фронта 7 ноября 1942 года вместе со 101-й истребительной авиационной дивизией ПВО полк особого назначения поступил в оперативное подчинение его командования. Таким образом, со второй половины 1942 года в состав 101-й дивизии входили: 487-й, 573-й, 826-й, 894-й, 910-й истребительные авиационные полки, а также 740-й и 860-й батальоны аэродромного обслуживания и 38-я рота связи.
Управление же авиадивизии и командный пункт (КП) находились на аэродроме "А" (ныне сквер "Примирения и согласия", улица Домостроителей, 26в). Там же базировался 573-й истребительный полк. Остальные авиационные части дислоцировались под Воронежем и были максимально приближены к обороняемым железнодорожным узлам и магистралям.
Полки дивизии испытывали затруднения в организации боевого управления и наведения, связанные с недостатком средств радиосвязи и отсутствием станций радиообнаружения, и были в основном укомплектованы молодым лётным составом, устаревшими типами самолётов И-16, И-15 бис. Несмотря на это, лётчики-истребители за период с 20 октября 1941 года по 1 июля 1942 года провели 22 одиночных и два групповых воздушных боя, в результате которых уничтожили 11 самолётов люфтваффе. Кроме того, штурмовыми действиями по наземным войскам противника уничтожено 42 автомашины, около 200 подвод, 800 солдат.
В боях за Воронеж войска ПВО страны сыграли большую роль. Как и зенитчики, лётчики авиационных полков 101-й дивизии зачастую отражали массированные налёты авиации противника в условиях значительного превосходства его сил, проявляя при этом образцы мужества. Так, например, 3 января 1942 года лётчик 487-го полка А. Г. Лукьянов, рискуя жизнью, таранным ударом уничтожил Ю-88, а сам благополучно произвёл посадку в поле. Это был первый воздушный таран, совершённый лётчиками 101-й дивизии.
В связи с захватом немецкими войсками правобережной части Воронежа авиадивизия вынуждена была передислоцироваться на новые аэродромы. Истребительные полки базировались в районах Борисоглебска, Поворино, НовохоУрска, Балашова, Ртищево. Лётчики продолжали выполнять задачи по прикрытию передвижения резервов и снабжения войск Сталинградского фронта по железнодорожной магистрали БалашовПоворино-Сталинград, вели борьбу с авиацией противника.
Боевое управление частями было организовано с командного пункта дивизии, вначале оборудованного в селе Пески, а с 15 сентября 1942 года в Борисоглебске.
25 января сорок третьего советскими войсками 60-й армии под командованием генерала И.Д. Черняховского был освобождён Воронеж.
По мере продвижения наших войск на запад протяжённость железнодорожных коммуникаций, прикрываемых 101-й дивизией, непрерывно увеличивалась, вследствие чего в боевой состав дивизии в марте 1943 года включили 586-й полк, вооружённый самолётами Як-1, Як-7б, Як-3 и "Хаукер-Харрикейн" с дислокацией его на аэродроме Придача (18-й авиазавод), ныне ВАСО. Этот полк на 90 процентов был укомплектован лётчиками-женщинами.
Лётчицы 586-го полка при ведении боевых действий в районе Воронежа совершили 125 воздушных боёв, сбили 38 самолётов противника. Особенно отважно сражались в воздушных боях командиры эскадрильи старшие лейтенанты Раиса Беляева, Екатерина Буданова, а также лётчица младший лейтенант Лидия Литвяк. В феврале сорок третьего Раису Беляеву за отличное выполнение боевых заданий командование представило к ордену Красной Звезды.
В графе "краткое конкретное изложение личного боевого подвига и заслуг" написано: "Товарищ Беляева участница Великой Отечественной войны в системе ПВО города Саратова и на Сталинградском фронте. В последнем групповом бою сбила самолёт противника Ме-109. Имеет 33 боевых вылета. Техника пилотирования - отличная".
18 июля 1943 года, возвращаясь с боевого задания, в котором отважная лётчица уничтожила немецкий бомбардировщик, при заходе на посадку на аэродроме Придача самолёт Беляевой потерпел катастрофу. В 1965 году безымянный проезд в Левобережном районе Воронежа возле авиационного завода назвали в честь отважной лётчицы Раисы Беляевой.
Лётчик-истребитель, командир авиационного звена младший лейтенант Лидия Литвяк погибла в неполные 22 года в бою над Миус-фронтом. Всего за те десять месяцев, которые Лидия защищала Родину, она совершила 186 боевых вылетов, получила три ранения, лично сбила одиннадцать самолётов и три самолёта в группе, а также один аэростат. По боевому налёту она до сих пор держится на верхних строчках рейтинга лётчиков-истребителей, наравне с другими легендарными советскими пилотами, несмотря на то, что воевала меньше года. В 1990 году ей посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
В июле 1943 года в упорном бою с группой Me-109 была сбита и её подруга Екатерина Буданова. Ей удалось посадить самолёт в поле, подбежавшие местные жители, наблюдавшие за боем, вытащили лётчицу из самолёта. Буданова умерла от полученных ран, не приходя в сознание. Её похоронили на окраине села Новокрасновка.
Командование полка представило Екатерину Буданову к званию Героя Советского Союза, но тогда оно не было присвоено, поскольку она считалась пропавшей без вести. И только 1 октября 1993 года Екатерине Будановой посмертно присвоили звание Героя России.
Во время Великой Отечественной войны в составе 572-го истребительного авиационного полка ПВО служил и наш земляк Иван Казаков. В одном из воздушных боёв, 10 октября 1942 года, израсходовав весь боезапас, он принял решение идти на таран. Винтом своего ЯК-1 отрубил хвостовое оперение немецкого Ю-88 в районе села Сероглазовка (Астраханская область), после чего "Юнкерс" рухнул на землю и сгорел. Несмотря на полученные повреждения самолёта, старший лейтенант Казаков сумел благополучно совершить посадку на своем аэродроме. За этот подвиг его наградили орденом Ленина.
В период боёв за Курский плацдарм приказом НКО СССР от 5 июня 1943 года 101-ю дивизию реорганизовали в 9-й Воронежский истребительный авиационный корпус ПВО. А 5 февраля 1946 года в связи с переходом на штаты мирного времени он переформирован в 120-ю истребительную авиационную дивизию ПВО.
В сентябре 2015 года Воронежский фонд "Гарантия" в сквере "Примирения и согласия" установил памятный знак лётчикам 573-го истребительного авиационного полка. О боевой деятельности 9-го ИАК фонд издал альбом "Истребители ПВО в воронежском небе", который разослан во все школы, музеи, ветеранские организации Воронежской области, а также в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании музея 9-го Воронежского истребительного авиационного корпуса ПВО в городе Воронеже.
Памятный знак лётчикам 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
Фото Иосифа Гищука.
Источник: газета "Коммуна", Б„–35 (26679) | Пятница, 5 мая 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017