|
17.04.17
История одной сенсации
Поиски и находки Люди легко верят тому, чего страстно желают. Вольтер. Стояла безветренная и сухая, пронизанная ярким солнцем, золотая осень 1988 года. На высоком природном всхолмлении на границе трёх районов и двух областей - Воронежской и Тамбовской, неподалеку от села Власовка юркий трактор ползал по небольшому кургану, а окружившие его студенты-археологи Воронежского пединститута, облокотившись на лопаты, привычно-пристально смотрели за грунтом: сейчас вот-вот могут показаться признаки погребений и очередной курган эпохи бронзового века раскроет часть своих тайн.
Валерий Березуцкий, кандидат исторических наук, доцент ВГПУ
Вот и глина появилась. ТакБЂ¦ Вот ещеБЂ¦ Бульдозер снял очередной слой грунта и обнажилась глина, как говорят археологи - материк. В центре же вдруг показались огромные контуры ямы, и раскопщики оживились в преддверии исследования огромного погребения, а значит, значимого и интересного во всех отношениях. Но что это за причудливые ходы в глине, идущие к яме и от неё? Сурки что ли, вечные и неразлучные спутники археологов проложили? В центре кургана проявилась в желтой глине огромная яма 8х8 метров. От нее шли извилистые черные ходы. Они изредка пересекались в месте овальных ям-входов. Вся площадь испещрена ходами и ямами, забитыми глиной и черноземом. Еще больше изумления было, когда начались раскопки "сурчиных ходов", как поначалу их окрестили, и ям. Бывает в жизни археолога, как, впрочем, и в иных направлениях деятельности, счастливые моменты, когда кажется, что в каком-то вопросе все уже знаешь, но вдруг оказывается, что ты ничего не знаешь. Такое было ощущение и у нас. Профессор, доктор исторических наук Арсен Синюк, археолог с большим стажем, что только не исследовал в своей долгой научной жизни. И тот, сдвинув на затылок фуражку, растерянно глядя на представшую странную картину, как-то нерешительно, будто боясь признаться в своем неведении, обреченно и тихо спросил: - Ты что-нибудь понимаешь? - Не-аБЂ¦ - И я "не-а", - еще более обреченно произнёс Арсен Тигранович, - чертовщина какая-то, а не курганБЂ¦ Вот, смотриБЂ¦ На бумаге для находок лежали обломки глиняной посуды. Сделана она качественно, на гончарном круге. Но мы пока не знали, какое это время. Было только ясно, что не бронзовый век, а железный. Но он большой и это могут быть и сарматы первых веков нашей эры, и кочевники более поздниеБЂ¦ Прошло еще несколько дней трудных изысканий, общая картина все более прояснялась, но нас не покидало чувство уникальности сделанного открытия. Посредине "кургана", который теперь уже не казался нам курганом, находились остатки юрты. Она первоначально имела квадратную форму с сильно закругленными углами и была углублена в материк более чем на метр. Посредине неё когда-то стоял столб: его вытащили, но остались камни забутовки, которыми столб закреплялся в глубокой ямке. От крыши юрты ничего не осталось, но в центре было видно, что первоначально ее создатели обмазали тремя слоями глины с черноземными промежутками. Около столба лежали несколько человеческих костей.
В ходах, из которых был выбран чернозем, нашли большой плоский прямоугольный камень, битую посуду, древесные угольки, кости овцы, а также несколько черепов лошадей, некоторые с передними конечностями, а один череп, кроме того, имел железные удила. По ним-то и было установлено, что мы имеем дело с кочевниками VIII-IX веков. Ходы причудливо переплетались и имели связь с юртой. Во время раскопок установили: часть ходов в центре находилась под землей, и по ним можно передвигаться только на четвереньках. По другим можно ходить, и тогда человека было видно примерно по пояс. Угольки и куски дерева свидетельствовали, что в ходах жгли факелы. Никаких креплений потолков не было и стало ясно: все это странное сооружение использовалось короткое время, может, один раз всего и после его засыпали: ходы, юрта забиты плотно глиной и землей, а над всей конструкцией - насыпь, придавшая сооружению вид кургана. Потом, уже во время кабинетной работы многое удалось понять, но многое так и осталось неясным. Шаг за шагом в общих чертах воссоздавалась картина последовательности строительства этой странной конструкции. Сначала создатели сооружения выбрали площадку на самой высокой точке природного возвышения. Затем начали копать ходы, вынося глину и землю наружу, ссыпая ее неподалеку. Выкопали подземную юрту, установили столб, который в реальности был не просто столбом конструкции, но и, вероятно, идолом (около столба осуществлено жертвоприношение человека). Юрта имела деревянный каркас, покрытый шкурами или толстой тканью. Ее обмазали, следуя, скорее всего, религиозным представлениям, тремя слоями глины и чернозема. У индоевропейских народов известны обряды, связанные и со священным числом "3" и с глиняными обмазками. Древние арии, например, обмазывали курган глиной, имитируя процесс рождения Вселенной, Земли, рождавшейся из праокеана. После создания юрты и ходов осуществлялись жертвоприношения коней, овцы и человека, битьё посуды, люди ползали с факелами по ходам. В итоге получается, что перед нами святилище - место отправления религиозных обрядов древних. Конструкция не могла долго существовать и использовалась один или несколько раз в короткий промежуток времени: своды ходов проваливались бы без крепежных деталей. Получалось, что перед нами подземное святилище - лабиринт.
Кто мог его создать и зачем? По обломкам амфор, удилам стало ясно, что поиск надо вести среди кочевого тюркоязычного населения междуречья Волги и Дона VIII-IX веков, занимавших в то время эту территорию. Сама форма лабиринта, близкая к квадратной, связана с воззрениями тюрок. На Алтае и в Туве прямоугольные оградки строились при погребении вождей, представителей знати. Отметим, что юрта находилась в другом квадрате, состоящем из ходов. "Квадрат в квадрате" - популярный мотив в орнаменте у древних тюрок-болгар на Северном Кавказе, а затем и на Балканах. Юрта - типичное жилище кочевника. Интересно, что впоследствии рядом были обнаружены в курганах два погребения тюрок-болгар. Найденный лабиринт уникален, больше таких сооружений неизвестно в Восточной Европе или Азии. Но вряд ли в реальности они были столь редкими. Ведь религиозные представления должны были постоянно повторяться, а не являться на свет лишь однажды. Иначе теряется их смысл! В хазарской крепости Саркел и других хазаро-болгарских памятниках (и хазары, и болгары - тюрки) найдены меловые камни, на которых изображены лабиринты. Правда, они не такие запутанные, как власовский, но все же лабиринты! Каким образом использовался власовский лабиринт? Археологи С.А.Плетнева и А.З Винников сравнительно недавно сделали предположение, что подобные сооружения могли использоваться для обряда инициаций (посвящения во взрослые члены общества). Не исключено, конечно. Но тогда таких сооружений должно быть очень много для ежегодных обрядов инициации большого числа людей! И уж тогда они не ускользнули бы от внимания археологов. Интересным представляется факт забутовки землей и глиной ходов и юрты. Подобные действия широко применялись при переселении на новые места, либо испрашивания у богов условий для сохранения рода. Но все это только примерно. Загадка же власовского лабиринта остаётся. Пока остаётсяБЂ¦
В заключение нельзя не сказать о тех домыслах и ужастиках, которыми заполнен Интернет по поводу власовского лабиринта. Чего там только нет! И смерть археологов, не вовремя разбудивших "цивилизацию карликов" (ее созданию способствовала чья-то антинаучная ересь о "скелетах карликов", найденных археологами), и выдуманные участники раскопок, и их фантастические находки. А еще Власовку "населили" колдунами. И жители села в недоумении и возмущении спрашивают: "За что нас так?" Пусть этот материал послужит справедливому делу восстановления истины. Потому что истина, как известно, превыше всего!
Возможно, что именно так выглядела подземная юрта (реконструкция В.Березуцкого).
Источник: газета "Коммуна", | Б„–30 (26674) за 18 апреля 2017 года.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|