12.04.17
Коридор длиною в век
Дела музейные | Борисоглебские хранители истории напомнили жителям города о выставке, открывшейся в нём почти 100 лет назад
Виталий Черников
г.Борисоглебск
Начало 1918 года в истории последних ста лет России, может быть, один из самых мрачных периодов. Разгон большевиками Учредительного собрания, уничтожение объявленной после Февральской революции свободы слова, террор против образованной части населения...
В провинции власть становилась Советской гораздо позже, чем в Петрограде и Москве: в Борисоглебске это случилось только в начале 1918-го. Предвидеть масштабы "красного террора" его будущие жертвы, конечно, не могли. Но и ожидая обыска и ареста, князь Сергей Михайлович Волконский - театральный деятель, критик, просветитель - ставил спектакли, читал лекции, а в апреле организовал в Борисоглебском народном доме "Выставку декабристов - первых борцов за Свободу".
Спустя почти сто лет сотрудники Борисоглебского историко-художественного музея посвятили тому событию специальный проект.
- В 2013 году наш музей отметил столетний юбилей, - рассказывает его научный сотрудник Галина Слугина, - и тогда же под экспозиции нам передали старинный особняк XIX века, владельцем которого был именитый в Борисоглебске аптекарь Роберт Карлович Вейс. На первом этаже располагалась аптека, на втором - квартира хозяев. Частым гостем этого дома был Сергей Волконский. И так получилось, что первой экспозицией на новом месте стал "Сибирский коридор".
Идею удалось реализовать, когда проект стал одним из победителей XI грантового конкурса музейных проектов "Меняющийся музей в меняющемся мире" Благотворительного фонда Владимира Потанина. Мне довелось побывать в музее, когда работа над выставкой близилась к завершению.
- Позади сбор информации, создание дизайн-проекта экспозиции, - рассказывал мне руководитель проекта, научный сотрудник музея Алексей Аксёнов. - В настоящее время готовятся экспонаты, выставочные материалы, витрины.. Происходит закупка необходимого оборудования.
И вот корреспонденты "Коммуны" снова приехали в Борисоглебск, чтобы пройтись с музейными сотрудникам по залам "Сибирского коридора".
Посмотрев на первом этаже небольшой фильм, посвящённый Сергею Волконскому и тому замыслу, который он смог реализовать в охваченном насилием городе, идём к лестнице, ведущей на второй этаж.
Галина Слугина поднимается на несколько ступенек - и мы слышим голос:
- Здравствуйте! Позвольте представиться - князь Сергей Михайлович Волконский. Имею честь пригласить вас в один из самых гостеприимных домов Борисоглебска, где жил когда-то мой добрый приятельБЂ¦
"Большая, светлая, чистая, прямо лоснящаяся квартира, про которую местные хозяйки говорили: "Такая чистая, прямо по-иностранному", - таким запомнилось это место Волконскому. - Балкон столовой выходил видом на реку Ворону и на укутанную за ней дубовым лесом высокую гору. Здесь, на балконе, когда уже дубовые макушки рдели под лучами заката, а с Вороны поднималось в город стадо коров, сколько вечеров, нескончаемых рассказов за бутылкой пива... Это был человек хотя с образованием средним, но с большой культурой; он знал Россию, он знал заграницу, онБЂ¦ много читал порусски и по-немецки. Его жена Полина Егоровна была образец супруги, матери, хозяйки. Воспоминание об их доме сравню со стаканом студеной воды в жаркий, пыльный день".
Теперь в комнатах, где жил когда-то Вейс и его семья, разместилась экспозиция "Сибирский коридор".
- Есть возможность механического прослушивания - так же включается звуковая программа и работает цветовое оборудование в соответствии с аудиоконтентом, - говорит Алексей Аксёнов. - Если же экскурсовод хочет сам провести экскурсию или проходит тематическая экскурсия, не связанная с имеющимся контентом, то мы включаем полное освещение и проводим всё в ручном режиме.
Первое время оборудование работало в тестовом режиме. Это позволило выявить и в течение двух месяцев устранить технические недостатки.
- Первоначальная задача стояла - чтобы зал оставить максимально свободным, - объясняет Алексей Аксёнов. - Для этого мы сделали съёмную конструкцию. Если возникнет необходимость провести в этих стенах тематический вечер или презентацию, достаточно осуществить небольшое движение - и вся конструкция сдвигается к стене.
Начало экспозиции - реконструкция выставки, которая была организована Волконским в Народном доме в апреле 1918-го. Как и тогда, экспозиция состоит из четырёх отделов: "До Сибири", "Сибирь", "Официальная Россия", "Возвращение". Наш экскурсовод признаётся, что, к сожалению, представлены не все материалы, которые удалось найти в Москве и Санкт-Петербурге: что-то уцелело в не очень хорошем качестве.
- Но если вы видите портрет - значит, на выставке был именно такой. Все описания изображений имеются в Российской государственной библиотеке. В том числе информация о надписях на обратной стороне холста или рисунка.
Здесь надо упомянуть о том, что материалы, хранившиеся у Волконского, ныне разрознены. Что-то копировалось, к примеру, в Эрмитаже (бесплатно, подчёркивает мой собеседник), большинство фотографий - в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
Руководитель проекта вспоминает:
- Нас сначала направили в ИРЛИ, Пушкинский дом. Там тоже есть фотографии, но не относящиеся к выставке 1918 года.
Получить представление о содержании выставки декабристов помог во время работы над проектом "Сибирский коридор" её каталог, составленный Сергеем Волконским и отпечатанный весной 1918 года в местной типографии. "Настоящая выставка вызвана желанием использовать в видах общественного интереса тот богатый и разнообразный материал по истории декабристов, который по счастливой случайности находится в Борисоглебском уезде", - сообщалось в предисловии к списку экспонатов.
Не прошло и десяти лет, а в городе уже мало что напоминало о том событии. В конце января 1927 года в Борисоглебский уездный отдел народного образования пришло письмо из Ленинграда - оно, как и дальнейшая переписка, сохранилось в фонде Р-577 Государственного архива Воронежской области, по совпадению - среди документов об учебно-воспитательной работе Народного дома: "В апреле 1918 года в Типографии Б„–1 Борисоглебского Совета была отпечатана книжка "Выставка декабристов, первых борцов за Свободу" - каталог вещей, бывших на этой выставке.
Пушкинскому Дому Академии наук СССР было бы очень желательно получить эту книжку для своей библиотеки, а потому, за невозможностью достать её в книжных магазинах, обращаюсь к Отделу Народного Образования с просьбою прислать один или два экземпляра её в Пушкинский Дом.
Директор Академик Платонов
Секретарь, Учёный Хранитель ".
29 января в Типографию имени Ленина поступил запрос из УОНО с просьбой "отыскать образец этого издания и (БЂ¦) незамедлительно прислать его к нам (примерно к 5 февраля)". Ответ датирован 31 января: заведующий типографией сообщил, что "просимый Вами образец" "к сожалению, не сохранился".
В 2015 году Борисоглебский историко-художественный музей осуществил переиздание каталога, по возможности сохранив его изначальный вид. Материалы предоставил историк, автор книги о Сергее Волконском Аркадий Мурашев.
И годы спустя после бегства Волконского из города у местных старьёвщиков попадались книги (а порой, вероятно, и вещи), принадлежавшие когдато его семье. Некоторые в результате попали в музей. И теперь стали частью экспозиции "Сибирский коридор". Один из таких экспонатов - книга "Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири".
- Она имеет непосредственное отношение к семье Волконских, - объясняет мой экскурсовод. - На ней имеется экслибрис семейной библиотеки. Книга буквально испещрена пометками князя Михаила Сергеевича Волконского, который непосредственно участвовал в событиях, нашедших в книге отражение. Он работал у генерал-губернатора Муравьёва-Амурского и участвовал в построении первых русских поселений на Амуре.
Уже по этим экспонатам можно понять, что попыткой реконструкции выставки 1918 года авторы проекта никак не могли ограничиться. "Сибирский коридор" - ещё и рассказ о человеке, который организовал её, о событиях, свидетелем которых ему было суждено стать.
Не менее важная часть экспозиции - та, в которой посетитель попадает в кабинет Волконского. Значительная часть экспонатов - подлинные предметы из Павловки и борисоглебского дома Сергея Михайловича. В разные годы они оказались в фондах музея.
Например, книги, статуэтки, открытки с видами Павловки (на некоторых можно увидеть предметы, ныне хранящиеся в музее).
В числе экспонатов - подлинное зеркало из имения. Долгие годы оно находилось в местном Доме офицеров. Сейчас экспонат отреставрирован - доделана рама. Копии газеты "Борисоглебская жизнь", выходившей в 1917 году, передал музею исследователь Аркадий Мурашев. На её страницах историк нашёл неизвестные прежде статьи Волконского - и открыл эти тексты для современного читателя.
Здесь же можно увидеть копии писем Сергея Михайловича другу, барону Николаю Врангелю.
- Несмотря на значительную разницу в возрасте, они сошлись на почве любви к литературе и искусству, - рассказывает Галина Слугина.- Их дружба продолжалась пять лет и прервалась лишь со смертью барона. Однажды Сергею Михайловичу потребовалось вставить в письмо французскую цитату. Но поскольку латинских букв на машинке не было, недолго думая он набрал её кириллицей. Эта же машинка сослужила добрую службу, когда Волконский в годы Первой мировой своём борисоглебском доме открыл лазарет для раненых! Сколько писем отстучал он для них на этой машинке!
У экспозиции имеется и интерактивная часть.
- Используется она в основном для образовательных программ, которых у нас несколько, - рассказывает Алексей Аксёнов. - Одна из них называется "Мир русской усадьбы". Детям показывают учебный фильм, который рассказывает о том, что такое усадьба. Основа - книга Волконского. А потом дети на основе обретённых знаний с помощью магнитных картинок создают на ландшафтной карте усадьбу. Для ребят постарше есть карта Тамбовской губернии - как напоминание о том, что когда-то Борисоглебск был её южным уездом.
Есть что поведать музейным экскурсоводам и о помещениях, в которых разместилась экспозиция. Ведь здесь даже вид из окна, описанный князем Волконским в мемуарах, кажется таким же экспонатом, как фотографии на стенах или чернильница на столе: - На этом балкончике, который сейчас восстановлен, приятели сидели вечерами. Даже домики некоторые сохранились! Напоминание об этом - изображение Волконского и Вейса.
- Когда мы заказывали его художнику, у нас не было ни одной фотографии Вейса. Мы не знали, как он выглядит. Уже после того, как проект вызвал отклик, Теодор Конопко, предки которого жили в Борисоглебске, прислал нам фотографию Роберта Карловича, его супруги и их детей. Оказалось, мы практически ничего не угадали! - смеётся Галина Слугина.
Галина Слугина. Фото Михаила Вязового.
Источник: газета "Коммуна", | Б„–28 (26672) | Вторник, 11 апреля 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017