|
13.02.17
Изобретая живопись
Вернисаж | На втором этаже выставочного зала Воронежского областного художественного музея проходит выставка произведений Пабло Пикассо "Параграфы"
В Воронеже проект удалось реализовать благодаря сотрудничеству музея с питерским "Арт-центром в Перинных рядах". Основа выставки - 61 литография из частных коллекций, художественных галерей Парижа и крупнейших европейских аукционных домов. Впрочем, это лишь один из элементов экспозиции.
Виталий Черников
"Параграфы" не в последнюю очередь рассчитаны на тех посетителей, кто, возможно, впервые услышал имя Пикассо. Здесь они могут даже увидеть, как художник выглядел в разные периоды своей жизни: на выставке его фотоизображений ненамного меньше, чем произведений. На некоторых Пикассо изображён за работой, на нескольких - с женщинами, которых любил. "Пабло был невероятно энергичным человеком, - сообщает один из висящих на стене информационных стендов. - Вставал поздно, днём встречался с друзьями, а вечером приступал к работе, которую заканчивал только под утро. "Живопись ещё нужно изобрести", - говорил художник, в первую очередь - самому себе". Голубой период, розовый, кубистскийБЂ¦ Это многообразие лишь подтверждает, что Пикассо всю жизнь занимался этим самым "изобретением живописи". Безостановочным поиском её новых форм, нового языка. Особое место на выставке занимают материалы (среди них - 37 эскизов), рассказывающие о создании "Герники". Поводом для создание этого огромного полотна стало, напомню, разрушение небольшого городка басков фашистской авиацией в 1937 году. Свою ненависть к тоталитаризму, свой ужас перед наступлением нового варварства художник выразил на языке кубизма, и выставка в Воронежском музее имени И.Н.Крамского помогает понять, насколько мучителен был этот поиск. Пикассо в нашем Отечестве повезло с известностью несколько больше, чем большинству его современников - зарубежных художников, литераторов, композиторов. Ещё лет 30 назад здесь мало кто подозревал о существовании его единомышленников Дали и Бунюэля, Супо и Бретона, Магритта и Пикабиа, - да что там, свои же соотечественники Борис Поплавский и Илья Зданевич для советского человека вовсе не существовали! Десятилетия борьбы государства с модернизмом привели к тому, что искусство XX века, его, так сказать, духовное послание большинству российского населения (в том числе многим из тех, кто, казалось бы, считает себя "интеллектуалом") остаётся непонятным даже в нынешнем веке. А Пикассо как левых взглядов не раз преодолевал косность советских чиновников от культуры и после того, как его выставка стала одним из первых ярких событий "оттепели" 1950-х, оказался канонизирован, обрёл даже в СССР статус "живого классика". Предположу, что спустя годы тогдашний его статус в России покрылся пылью, тем более что после прекращения культурной самоизоляции нашей страны любители искусства познакомились с наследием многих прежде недоступных творцов (не говоря о том, что с тех пор много новых появилось), и Пикассо уже не воспринимается как личность, олицетворяющая (поневоле) авангард едва ли не монопольно. Благодаря выставке "Параграфы" мы можем взглянуть на Пикассо и его судьбу в искусстве "голыми глазами", забыв или не зная о том, кем он казался нам или нашим более старшим современникам когда-то.
Воронежцев встречает портрет Пабло Пикассо. Фото Виталия Черникова.
Источник: газета "Коммуна", | Б„–12 (26656) | Вторник, 14 февраля 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|