|
09.01.17
Найти свои слова
Судьба и книга
Поэт и прозаик Александр Нестругин живёт в сельском районном центре Петропавловка нашей Воронежской области. Читатели главной библиотеки города Россошь знают его лично. Он не однажды встречался с нами. Привозил свои новые книги, читал стихи. Вместе заинтересованно обсуждали услышанное. Сейчас я прочла недавно изданный его новый сборник и открыла для себя Нестругина-прозаика и эссеиста.
Ирина Кудрявцева г.Россошь
Книга называется просто и откровенно - "Своими словами". Ведь написана она, действительно, незамутненным, незаёмным чисто русским словом. Итак, открываю первую страницу. Читаю: рассказ "Гуси-лебеди". "Парадокс: воспитывают нас сказки, а жить-то приходится в жизни, которая так мало похожа на сказку, - пишет Александр Нестругин. - Но это так, к слову - уж очень сказочное оно, заметное - то, что в заголовкеБЂ¦ Рыбачил этой осенью на Дону, под Монастырщиной. На высоком правом берегу испуганные домишки повдоль обрыва, дальше элеватор, широкими каменными лапами ухвативший крепко этот самый обрыв. Напротив элеватора, у выхода из ямы - мелководье песчаное, переходящее в заросшую кувшинками заводь. На мелководье том гуси домашние гоношатся, плавают кругами, кугыкают возмущённо. А в заводи, метрах в двадцати от гусиного шаюгана, гляжу, - лебеди!.." Правда, вроде не читаешь, а слушаешь интересного собеседника. Его речь не отпускает тебя. Завораживает. Своими глазами видишь словесную картину. И хочется видеть, знать: что же дальше? Первый раздел книги так и называется - "Если вглядетьсяБЂ¦". Любимая автором древняя страсть - рыбалка. Ведь, действительно, о чём только не передумаешь, глядя на спокойную, а порой и не очень, водную гладь в ожидании клёва. Сегодня нередко встреча с природой не столько радует, сколько огорчает тебя. О нашем собственном хамском поведении в окружающей природе криком кричать хочется. "Поехал я на рыбалку, далёконько забрался, под Белую Горку. Там-то, думаю, хмельного люда, матерком сыплющего да швыряющего на лёд пустые бутылки, не будет. И точно - никого". Обратный путь домой - через озеро Немереж, "оттепель, вдруг подлещик пошёл?" "На льду бутылки, окурки, пакеты, бумага намокшая - смотреть противно, не то что ловить. Как же, популярное место отдыха. Нельзя разве убрать за собой? А ещё проще - не свинячить, тогда и убирать ничего не надо будет". В рассказе "Русская рулетка" вместе с писателем задумаемся и поразмыслим: почему человек так любит испытывать свою судьбу? Жизнь дана нам один лишь раз, для чего её подвергать бездумному риску? Вот и Борис, земляк, решил ловить "на той стороне Дона, под кручей". Нипочём ему трещины на льду, сильное течение в промоинах на средине реки, донные родники. Заскользил - засеменил навстречу гибельной опасности. Пронесло. Беды в этот раз, к счастью, не случилось. "Вот дуреньБЂ¦" - только вымолвил автор, а вслед за ним и читатель. И тут же схожая картина на озере: безумные мотогонки. Разве не знали местные ребята, с хмельной головы выехавшие с разгону на тонкий лед на мотоцикле, что на той речной яме вода замерзает только в самые сильные морозы. Утопили свой старенький "ИЖ" с коляской, благо, сами выбрались из полыньи. Тоже повезло. Хоть пешком, но живыми домой вернутся. И автор заключает: "Значит, это и есть русская удаль: револьвер, один патрон, крутануть барабан вслепую - и дуло к виску? Или - с разгону на тонкий лёд? Нет, не удаль это и не дурь даже, а подлость, предательствоБЂ¦ Уже потому хотя бы, что нас, русских, с каждым годом чуть ли не на миллион меньше становится. Русская судьбаБЂ¦" Кто из нас не встречался со схожей ситуацией. Повседневно, не на озере, а на городской, скажем, улице. Где будто смертники - водители лихо нарушают все Правила движения, а пешеходы кидаются под колёса. Поворчим про себя. И пошли - поехали дальше. А писатель вынес такой приговор, припечатал такой неожиданной справедливой мыслью, что ещё долго эта картина в глазах стоит: две тёмных фигуры на мокром льду по обе стороны полыньи. В этом ведь и сила пронзительного художественного слова: призвать человека загодя, на упреждение оценивать свои действия. Небольшие повести "Донские сазаны", "Стерляжий мыс", "Поклон охоте" - окно в природу, о которой Александр Нестругин пишет с такой искренней любовью, что веришь ему: она и есть наше диво дивное. Погружение в природу, согласимся с автором, есть постижение Родины. Во втором разделе книги "От Москвы до самых до окраин": имена, книги, литературные события" нас ждут новые открытия. Даже среди тех, кто любит книгу, бытует мнение, что сегодня нет "хороших и разных" русских поэтов, прозаиков. Александр Нестругин доказательно отвергает эти утверждения обзором современной литературы. Он рассказывает о жизни и творчестве поэтов - уральца Алексея Решетова, Светланы Сырневой из Кирова - Вятки, Евгения Семичева из Самары, сибиряков Юрия Перминова, Владимира Макарова, прозаиков Любови Ковшовой из Сарова Нижегородской области, Сергея Филатова из Бийска Алтайского края и москвича Николая Дмитриева. О близких по духу соратниках, своих земляках - поэтах, прозаиках, литературных критиках - о творческих трудах и жизненных вехах пишет Нестругин в третьей части книги - "Воронежские зарницы". Речь идёт о классиках нашей литературы - Алексее Кольцове, Егоре Исаеве, Алексее Прасолове. "БЂ¦Алексей Кольцов принадлежит не только литературе, - утверждает автор. - Это явление народной жизни, причём не усредненно-абстрактной европейской, а именно русской. С присущей ей необъяснимой для человека иной культуры неотстранённостью от всякого страдания, широкой натуры, прочной укоренённостью в земном - и неистребимым порывом к небесному. И всякий, кто осознаёт себя частью русского имени, не может не осознавать, не чувствовать сердцем своего кровного родства с поэтом". Ёмко ведь сказано и, главное, "своими словами". Как и о поэтах - наших современниках. "Нынче он стоит там, на высоком холме, рядом с известными, знаменитыми. Но когда я вновь пытаюсь разглядеть его силуэт на фоне вечереющего простора русской литературы, то замечаю, что стоит он по-прежнему в стороне от других, особняком. Так жил, таким решил остаться и в посмертной славе. ПрасоловБЂ¦ Алексей ПрасоловБЂ¦" Или вот о Егоре Исаеве: "Егор Исаев о своей жизни сказал так: Как человек, я не свалился с полюса. Имею право собственного голоса, Имею право собственного шёпота. Дружу с мечтой и поклоняюсь опыту. А если что - иду с копьём на змея. Я - человек, Я с детства честь имею. В сенокосную июльскую пору 2013 года ушёл от нас поэт Егор Исаев в небесные луга-покосы, ушёл навсегда. Но в строках этих и сегодня ничего не нужно менять, в них всё - и судьба, и голос, и время - настоящее, не прошедшее. И никто их, строки эти, не сможет оспорить". А ещё - читателя ждут встречи с Геннадием Лутковым, Станиславом Никулиным, двумя Юриями - Бобоней и Доброскокиным. Кто-то, возможно, числит их книги по разряду "уездной, провинциальной" литературы. Но настоящая поэзия, проза в географических определениях не нуждается. У неё всегда столичный уровень.
Источник: газета "Коммуна", Б„–2 (26646) | Вторник, 10 января 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|