 |
12.11.18
Душевная щедрость умельца
Жизнь вне Интернета | Это теперь Анатолия Николаевича Клюева кое-кто называет лискинским Левшой, хотя для него подковать блоху - уже неактуально
Анатолий Клюев и его произведение искусства. Фото Николая КАРДАШОВА.
О своём же ремесле он говорит просто: "Я обыкновенный мастеровой человек". Встретив меня в своей мастерской, оборудованной на втором этаже времянки, с особой теплотой показывает небольшую акварель с любовно выписанной деревенской хатёнкой под соломенной крышей и с соломенной же калиткой. Это, поясняет, родительский домик в Верхнем Икорце, от которого и началась его дорога к творчеству. Николай КАРДАШОВ г.Лиски
Уже в раннем послевоенном детстве я, помнится, лет в пять начал рисовать "химическим" карандашом сельские домики, - рассказывает Анатолий Клюев. - Особенно старательно выписывал аккуратные заборчики. Хотя в послевоенной деревне сплошь и рядом были плетни, чаще всего из камыша, а так хотелось городского порядка, который почему-то олицетворяли для меня именно заборы. И на гармошке хотелось научиться играть: в песнях - русских, деревенских, раздольных - так много чистоты и искренности. Моя мама, Вера Евсеевна, в одиночку растила-поднимала троих сыновей - какой уж там достатокБЂ¦ Но как-то она умудрилась и купила мне, семилетнему, у односельчанина старенькую гармошку-"хромку". К мальцу, самоучкой освоившему старенькую "хромку", потянулись сельчане - то на свадьбу, то на проводы в армию приглашали. А мать радовалась за сына, на деревенские гулянки отпускала, но настрого наказывала денег с людей за игру на гармошке не брать, и сама отговаривалась от гостинцев, видя у односельчан такую же бедность, как и в своей хате. - А по вечерам мы с мамой клеили клейстером из муки (настоящего-то клея не на что было купить) расползающиеся меха гармошки, и я играл для неё её любимую песню "Мне берёза серёжки дарила", - вспоминает Анатолий Николаевич. Позже мать купила ему белорусскую гармонь, а ту старенькую они подарили соседу. Давно не стало мамы, и Анатолию уже в Лисках как-то позвонил знакомый художник: "Толь, тут старую гармонь продают. Возьмешь?" - Увидел я её, и сердце обмерло, - продолжает Анатолий Клюев. - Это ж моя, та старенькая гармошка ко мне, сердечная, через 20 лет вернулась! По латочкам нашим с мамой узнал её. Подлатал, в Воронеж свозил, чтобы мастер настроил. И от себя больше не стал далеко отпускать - подарил своему учителю-художнику Александру Денисову.
После восьмилетки Анатолий окончил Бобровское училище механизаторов, стал работать в колхозе трактористом. Но карандаш с блокнотом всегда в кармане телогрейки держал. Чтобы получить паспорт, который колхозникам в ту хрущёвскую пору не выдавали (а без паспорта и в училища не принимали), приехал в Лиски и стал работать грузчиком на межрайбазе. В перекурах доставал карандаш и делал наброски. Потом, окончив курсы мотористов, стал механиком теплохода. Те плавания по Дону и были его первыми пленэрами. Один из знакомых как-то подсказал ему адрес Московского народного университета изобразительных искусств имени Н.К.Крупской. И Анатолий поступил на заочное отделение. - Тяга же работать с металлом, видимо, - говорит Анатолий, - досталась от моих дедов-кузнецов. Увидев чеканку у друзей, решил и сам попробовать овладеть этим искусством. Первым отчеканил портрет своего деда Евсея: самому видеть его живым не довелось, поэтому создавал его образ по словесному описанию бабушки Аграфены Фёдоровны. Родные, знававшие деда Евсея, были поражены сходству изображения на чеканке с тем, каким он был в жизни. Нынешним летом Анатолий на белгородской выставке "Прохоровское поле", посвящённой 75-летию Курской битвы, представил портрет Александра Невского, тоже выполненный в виде чеканки. Оказалось, что из четырёхсот художников, представлявших свои работы, в такой технике не работает сейчас никто. И "Александра Невского" назвали в десятке лучших художественных произведений выставки. Закончил он недавно и другую работу, названную "Семья", на которой изобразил бабушку, маму, себя и своих братьев - Михаила и Владимира. Зашёл как-то мой герой в один из лискинских храмов. И староста, знавший о его способностях, попросил заменить деревянные подсвечники - сделать их из металла. Чтобы выполнить эту работу, он вместе с товарищем соорудил станок наподобие токарного, способный фиксировать и гнуть металл. Не было листового алюминия - покупал алюминиевые чашки и превращал их в подсвечники. Потом один из знакомых стал снабжать заводскими алюминиевыми обрезками. "Мучился с ними долго: алюминий гнулся, но рвался, - делится Анатолий. - И однажды - не поверите! - во сне пришла подсказка технологии вытяжки и посадки металла в тёплом состоянии. Схватился я среди ночи и побежал в сарай опробовать подсказку. И ведь все получилось!"
Для своей технологии, не рвущей металл, придумал и инструмент: из специальной углеродистой стали вручную смастерил. И назвал его "пероломом", так как совмещает в себе сей необычный инструмент возможности пера и лома. Питерским телевизионщикам, прослышавшим о лискинском умельце, Анатолий показал алюминиевую вазу, закатанную в другую вазу, отделанную сусальным золотом и с символами Лисок - гербом города, ангелом на Привокзальной площади, мемориальной стелой. Питерцы, не веря, что таким громоздким инструментом можно творить изящные вещи из металла, попросили показать сам процесс. Анатолий не только показал, но и подарил гостям тончайшей работы вазу. Сколько подсвечников и церковных люстр (самая большая - высотой шесть метров) сделал мастер по своей уникальной технологии для воронежских церквей и храмов, он и сам не может сказать. А сколько душевной щедрости было отдано на создание такой красоты! - Казаки из Таловой заказали икону Донской Божией Матери. В НовохоУрск делаю икону святителя Николая Угодника. Реставрирую деревянную икону, которой более двухсот лет. Эти мои проекты поддерживает, спасибо ему, депутат Воронежской областной Думы Александр Рыбенко. В общем, с красками и алюминием проблем больше нет.
У Анатолия Клюева сын и дочь - близнецы Ольга и Анатолий. Ольга окончила Бутурлиновское художественно-графическое училище. Она успешно участвует в выставках наравне с членами Союза художников России. Анатолий-младший - энергетик. Но вплотную подступился к необычному ремеслу отца, познавая все его тонкости. Так что есть на кого надеяться.__ ОѓјСколько подсвечников и церковных люстр (самая большая - высотой шесть метров) сделал мастер по своей уникальной технологии для воронежских церквей и храмов, он и сам не может сказать. А сколько душевной щедрости было отдано на создание такой красоты!
Источник: газета "Коммуна" | Б„–88 (26835) | Вторник, 13 ноября 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|