|
05.10.18
Под флагом первой атомной
История | Первая отечественная атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" отмечает 60-летний юбилей. К этой памятной дате выпущена медаль - "60 лет атомному подводному флоту"
Международная ассоциация общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников приняла решение наградить юбилейным знаком и воронежцев, вложивших немало сил в оборонное могущество государства. Исполнение этого решения было возложено на Заслуженного машиностроителя России, почётного ветерана производственного объединения "Севмаш" Валерия Беспалова.
Валерий КАЗАНОВ
Недавно он встретился с членами Воронежской региональной общественной организации "Колыбель Русского флота" в Центре истории Военно-морского флота, которым руководит капитан 2-го ранга в отставке Михаил Бобрешов. Михаил Дмитриевич провёл для гостя обзорную экскурсию по залам музея, который существует во многом благодаря его энтузиазму. Он здесь и руководитель, и экскурсовод, и смотритель, и архивариус. В небольшой квартире на улице Лизюкова бережно хранятся фотографии, газетные вырезки, макеты кораблей и подводных лодок, личные вещи моряков, погибших на атомоходах "Комсомолец" и "Курск". Все экспонаты распределены в строго хронологическом порядке - от эпохи Петра I до наших дней. Михаилу Бобрешову удалось собрать обширный материал, отражающий различные этапы отечественной военно-морской истории. За восемнадцать лет тут побывали тысячи посетителей, в том числе американцы и канадцы - их автографы хранит гостевой журнал. Завершая экскурсию, Михаил Дмитриевич не без гордости подчеркнул, что Воронеж является родиной регулярных военно-морских сил. - Если вы приедете к нам в Архангельск, то вы услышите то же самое, - улыбнувшись, сказал Валерий Беспалов. - А вот то, что первая атомная подводная лодка построена в Северодвинске, - факт неоспоримый и дискуссии не подлежит. Валерий Георгиевич - человек необыкновенной судьбы. Он - кавалер орденов "Знак Почёта", "За морские заслуги", лауреат Премии Правительства РФ. Большую часть жизни, а ему в этом году исполнится 80 лет, создавал атомные подводные лодки на уникальном северодвинском предприятии "Севмаш", где в общей сложности проработал 52 года. Заводскую проходную он перешагнул в 1962 году, сразу же после окончания факультета судовых силовых установок Горьковского политехнического института. Назначили его мастером в сборочно-стапельный цех Б„–42. Пройдут годы, и Валерий Беспалов станет начальником этого прославленного цеха, откуда вышел самый первый отечественный атомоход К-3 (проект 627 "Кит"), получивший в 1962 году имя Ленинского комсомола. Строительство корабля шло непросто, в атмосфере строжайшей секретности. Стройку завершили за рекордные три года, флоту АПЛ сдали 17 декабря 1958 года. Мало того, что это была первая подлодка с атомным реактором, революционной для всего мира стала и форма носа - китообразная. По дальности плавания атомоход почти в сто раз превосходил своих дизельных собратьев, а глубина погружения достигала трёхсот метров. Как подчеркнул почётный ветеран предприятия, в 42-м никогда не стремились к "массовости", а изготавливали самое новое, самое лучшее. Самые первые атомные лодки (проект 627) строились здесь, первая атомная подлодка с жидкометаллическим теплоносителем реактора также вышла отсюда. Высокоскоростная АПЛ "Золотая рыбка", установившая рекордную скорость под водой 44,7 узла (почти 83 километров в час), самые высокоавтоматизированные атомоходы 705-го проекта ("Лира"), сверхпрочная АПЛ "Комсомолец", которая могла погружаться на километровую глубину, - всё это тоже создавалось на стапелях 42-го. Отдельная гордость судостроителей "Севмаша" атомный гигант - подводный крейсер проекта 941 типа "Акула". Корабль попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире атомная подводная лодка. Кстати, кроме размеров и боевой мощи (20 межконтинентальных ракет, способных донести до любой точки мира по десять ядерных боеголовок индивидуального наведения), это ещё и самый комфортабельный подводный корабль. Весь экипаж - сто человек - размещён в каютах, рассчитанных на одного - четырех человек. Предусмотрены также спортзал, сауна и бассейн. После "Ленинского комсомола" на заводе за девять лет было построено ещё 12 атомных лодок. Всего же в советский период было построено более 250 атомных подводных лодок различных классов. Валерий Беспалов сообщил, что основное мероприятие, посвящённое 60-летию со дня сдачи Военно-морскому флоту первой атомной подводной лодки "Ленинский комсомол", пройдёт 17 декабря, но подготовка к празднованию этого исторического события уже вовсю идёт. Мероприятия проходят и на самом предприятии, так и в Санкт-Петербурге, Москве и в других городах. А 25 сентября на "Севмаше" состоялось знаменательное событие. В торжественной обстановке в основание памятника строителям первой отечественной атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" на территории предприятия заложили капсулу времени с посланием потомкам-кораблестроителям. Вскроют её в 2058-м - в год столетнего юбилея атомного "первенца". - В послании я, в частности, написал, что "не забыть тот день - 4 июля 1958 года, когда наш корабль впервые дал ход под атомной энергетической установкой, выходя на испытания в Белое море. Первое погружение, тревога и волнениеБЂ¦ Сейчас на предприятии строится четвёртое поколение атомных подводных лодок. В багаже нашего завода - создание 132 атомоходов, в числе которых уникальные корабли-рекордсмены. Но всем им начало положил атомоход "Ленинский комсомол", - рассказал Валерий Беспалов. У "Ленинского комсомола" сложная судьба, в которой было место и героическим достижениям, и трагическим событиям. В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962-го, впервые в истории Военно-морского флота, корабль под командованием Л.М.Жильцова совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошёл точку Северного полюса. А 17 июля 1962 года - впервые в истории советского подводного флота - АПЛ всплыла около Северного полюса. Восьмого сентября 1967 года на К-3 при нахождении на боевом дежурстве возник пожар. Тогда погибли 39 подводников. Подлодка самостоятельно вернулась в базу. Всего первая атомная выполнила пять автономных походов за боевую службу. 14 марта 1989 года была выведена из боевого состава. В настоящее время первенец находится в Снежногорске. Есть идея превратить легендарную атомную субмарину в лодку-музей. Но на сегодняшний день, как это у нас нередко бывает, на благое дело нет средств. В завершение встречи Валерий Беспалов передал медали "60 лет атомному подводному флоту России" исполнительному директору Центра истории Военно-морского флота Михаилу Бобрешову. Этим знаком за особый вклад в развитие атомного подводного флота России будут награждены четверо воронежцев. Один из них - председатель Воронежской региональной общественной организации "Колыбель Русского флота", контр-адмирал в отставке Николай Ермаков. Он служил на атомных подлодках на Северном флоте в период "холодной войны". За его плечами - одиннадцать автономных плаваний, освоение прежде "нехоженых" маршрутов, разработка новых тактических приёмов, руководство крупными учениями.
Валерий Беспалов (второй слева) - в Центре истории ВМФ. Фото Валерия Казанова.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|