|
04.10.18
"Урок - это история, которую проживаешь вместе с детьми"
Педсовет | Так считает участник Всероссийского профессионального конкурса "Учитель года России - 2018" преподаватель английского и французского языков 26-летняя Юлия Григорьева из Острогожска...
Юлия Игоревна Григорьева и её ученики. Фото Михаила Вязового.
Урок в 8"б". Шумно, весело, свободно. За партами никто не сидит, в учебники никто не смотрит. Про тетрадки и ручки и вовсе забыли. Мальчишки и девчонки, разбившись на четвёрки, горячо БЂ” то на английском, то на русском БЂ” обсуждают какую-то тему.
Тамара ГАШИМОВА г. Острогожск
Французский на школьном дворе
Через несколько минут в классе и вовсе начинается броуновское движение. По крайней мере, так кажется нам, непосвященным. Подростки из одной подгруппы переходят во вторую, третью... Потом возвращаются в свою. Всё это время их учитель находится в центре организованного ею же действа. Подсказывает, направляет, радуется вместе с ними. Звонок на перемену. Но, узнав причину нашего приезда в Острогожск, подростки не спешат покинуть кабинет. - С Юлией Игоревной английский стал простым и интересным, - признаётся Марина Сметанкина. - Она человек нашего поколения, легко находит с учениками общий язык. - У нее ко всему креативный подход, каждый урок не похож на другой, - вступают в разговор Настя Щетинина и Лера Литвинова. - В шестом классе, к примеру, смотрели мультики на английском и она переводила наиболее трудные места. А весной, в седьмом классе, урок французского проводили во дворе. Рисовали на асфальте, писали разные фразы на французском. - А ещё Юлия Игоревна легко и просто добивается тишины в классе, - добавляет Матвей Горячев. - Иногда после физкультуры мы некоторое время не можем успокоиться, так она не кричит, не призывает к совести, не угрожает плохими оценками. Просто подходит к доске и тихо начинает вести урок. Действует безотказно. - Кроме этого, она ведёт занятия в видеостудии "Золотой цветок", - добавляют Влад Шпилёв и Алина Хабарова. - Занимаемся три раза в неделю, создаём видеоролики, презентации, готовим репортажи, короткометражные игровые фильмы, социальную рекламу. В прошлом году ездили в Тверь на всероссийский фестиваль, в Воронеж - на конкурсы.
Эмоции - на карту!
Юлии Григорьевой - всего 26 лет. Хрупкая, с русыми волосами и глазами цвета июльского неба. На мой взгляд, больше походит на Дюймовочку из сказки Андерсена, чем на учительницу из российской провинции. Третий год она преподаёт английский и французский языки в острогожской школе Б„–1. Поступив на факультет иностранных языков Тверского государственного университета, не думала, что свяжет свою жизнь со школой. Так и было, пока на пятом курсе не приехала в село Медное Тверской области работать в санаторную школу-интернат для детей, которые нуждаются в длительном лечении. На решение посвятить себя педагогике повлиял директор школы, который международной карьере и жизни за границей предпочёл работу с детьми в глубинке. Тогда же начала заниматься видеотворчеством с детворой. Потом была Гатчина, преподавание английского языка в школе и кружок в городском Центре дополнительного образования. А три года назад Юлия прошла отбор на участие в программе "Учитель для России". - После пяти недель обучения для меня нашлась вакансия преподавателя английского и французского языков в Острогожской школе, - рассказывает Юлия Григорьева/ - Предложили вести и курсы внеурочной деятельности. Параллельно проходила обучение в Высшей школе экономики. На протяжении двух лет у нас постоянно проходили методические сессии, раз в месяц выезжали на семинары, лекции. Ценно было не только общение с профессионалами, но и обмен опытом, идеями с коллегами. И сейчас мы продолжаем делиться новыми наработками, совместно решать возникающие проблемы. Эта программа хороша тем, что помогает нам, учителям, создавать и реализовывать собственные замыслы. Помимо видеостудии, занимаюсь двумя проектами - это "Карта эмоций" и "Игротехнические практики: искусство переговоров". Первый направлен на развитие осознанности и эмпатии учеников и педагогов. Всем нам, по словам Юлии, важно понимать то, что мы чувствуем, уметь рассказать об этом другим. Это помогает общаться с детьми. Подростки учатся адекватно справляться со своими эмоциями и лучше понимать себя. Юлия Игоревна искренне верит в то, что внимательное отношение к собственным чувствам и чувствам других способно сделать школу комфортным и безопасным местом для всех. Второй проект развивает коммуникативные навыки. Интеллектуальные и ролевые игры помогают школьникам "прокачать" логику, память, мышление, осознанное внимание, командное взаимодействие, формирует умение убеждать и управлять эмоциями. Раз в четверть на занятиях они рассказывают о важных событиях в своей жизни, ставят цели на следующую четверть/ Учитель даёт практические советы по преодолению стресса, развитию эмоционального интеллекта. Этой теме Юлия Григорьева посвятила свою выпускную аттестационную работу в ВШЭ. С ней она вышла и на региональный этап Dсероссийского конкурса "Учитель года - 2018".
Трудностей бояться - в школу не ходить
О первых днях своей работы в Острогожске вспоминает с теплотой: общий язык с коллегами нашла быстро. Но полное доверие появилось чуть позже, в ходе совместной работы. Обрадовало то, что в школе любят проводить необычные уроки. - Наша школа БЂ” одна из первых в районе примеряет на себя все нововведения, - рассказывает учитель математики Татьяна Трофименко. - В 2006 году мы среди первых получили один миллион рублей как лучшая школа региона. Нашим педагогам вручили шесть президентских грантов. Единственная школа в районе, чьи ученики трижды становились призерами всероссийских предметных олимпиад по биологии и информатике. Одни из первых заявили о том, что нам нужны дальнейшие позитивные изменения, и вступили в программу "Учителя для России". Сегодня в первой трудятся уже три участника программы. Как в любом новом деле, есть плюсы и минусы. Все моменты обговариваются с методистами, которые сопровождают проект. - Кое-что нас озадачивает, а что-то мы готовы принять безоговорочно, - признается Заслуженный учитель РФ, историк Наталья Матвиенко. - В нашей школе много педагогов, которые постоянно готовы учиться, даже у молодых коллег. К тому же Юлия Игоревна - прирожденный психолог. Она видит проблему и знает, как её решить. Умеет выстраивать приоритеты, все выполняет вовремя и без надрыва. Но больше всего нравится в ней стремление развивать самостоятельность у школьников. И у неё хватает терпения добиться того, чтобы самостоятельность привела к успеху. Возвращаюсь к Юлии Григорьевой. - Зачем тратить силы на подготовку, на поиск новых методов и идей, когда можно вести урок привычным способом? - задаю провокационный вопрос. - Больше сил, по-моему, уходит, если вести уроки фронтально, - отвечает без тени сомнения. - Дети, как правило, плохо принимают такие уроки. Тогда приходится держать дисциплину, а это требует гораздо больше сил и эмоций, в основном негативных. А так интересно всем: и мне, и детям. - Где же берёте идеи для своих уроков? - У коллег: участников программы "Учителя для России", педагогов нашей школы, - отвечает. - С первых дней работы ко мне прикрепили наставника. Тамара Ивановна Гусинская БЂ” человек, который во всём меня поддерживает. Друг, с которым можно поделиться любой радостью или сомнением. Тамара Ивановна и Юлия Игоревна работают вместе в одном классе. - Кураторство БЂ” это обоюдный взаимообогащающий процесс, - уверена Тамара Гусинская . - Мы учимся друг у друга. Я учусь её неординарным "фишкам", необыкновенному оптимизму, спокойствию. Она знает, чего хочет, и уверена, что это обязательно получится. Поначалу посещала её уроки, советы давала. Юлия Игоревна очень быстро усваивает всё новое. В то же время, если требуется психологическая помощь при решении вопросов в восьмом "Б", я иду за советом к ней. Она хорошо знает этот класс благодаря урокам и дополнительным занятиям.
За опытом - в страну улыбок
Летом Юлия Григорьева съездила в Данию в рамках программы по обмену опытом. В страну счастливых людей. - Пыталась найти секрет их счастья в школе, но, оказалось, что ответы есть повсюду, - улыбается она, вспоминая поездку.- В первый же день у меня стала болеть челюсть. Сначала не могла понять почему. Оказалось оттого, что всегда улыбалась, общаясь с местным населением. Зеркальные нейроны работают. Датчане всегда улыбаются, разговаривая с кем-то. Даже с водителем автобуса, когда показывают ему билет. Было неожиданно и приятно, что все готовы помочь и помогают с радостью. Мне. Друг другу. Вспоминает, что после Дании было очень странно общаться с таможенниками в Риге. Она улыбалась изо всех сил, но женщина на паспортном контроле не изменила своего строгого выражения лица. Она оказалась единственным человеком, не улыбнувшимся ей в ответ на обратном пути.
От личности - к предмету
Сегодня Юлия Григорьева - участница церемонии закрытия Dвсероссийского конкурса "Учитель года" в Государственном Кремлевском Дворце. Конкурсные испытания: написание эссе, создание собственного сайта, защита методических наработок, проведение урока в незнакомом классе, - остались позади. - Мой урок был необычным, - рассказывает журналисту "Коммуны" участница главного учительского конкурса. - Я назвала его мотивационным. Перед каждым его участником поставила вопрос: "Зачем тебе нужен французский язык?" Может ли изучение языка повлиять на выбор профессии и пригодится ли французский в дальнейшей жизни? Необычность урока состояла в том, что личностная цель стала первостепенной, более важной, чем предметные знания и навыки. Считаю, что если ребёнок будет заинтересован в изучении предмета, если он поймёт, зачем ему этот предмет нужен, то всё остальное приложится. По мнению Юлии Григорьевой, российская система образования пока к этой мысли не готова. В большинстве школ предметные знания стоят во главе угла. Считает, что для выхода в финал конкурса ей не хватило везения. - Поражение даёт гораздо больше опыта, чем победа, и делает нас сильнее, - убеждена моя собеседница. - Как сказала председатель жюри нашей группы, победитель конкурса 2014 года Алла Головенькина, у меня есть единственный недостаток, который, на самом деле, мой плюс - это молодость. И всё же я счастлива, что оказалась здесь! Главное, что все эти дни меня окружали невероятные люди. Вдохновляющие, поддерживающие и интересные. Одним из главных событий конкурса стало знакомство и общение с величайшим педагогом советской и российской школы Шалвой Александровичем Амонашвили. Большое спасибо всем, кто помогал мне на разных ступенях подготовки к этому творческому соревнованию. Дома, в Острогожске, её ждут муж Евгений, любимые ученики, коллеги. - Благодаря участию в конкурсе открыла новое и в себе, - делает вывод Юлия. - Раньше самым сложным было ожидание испытаний. Теперь я изучила этот процесс. Своими знаниями делилась и с другими конкурсантами, помогая им справиться с волнением в ожидании испытаний. И это даже важнее, чем победа. Поняла, что моя тема - осознанность и управление эмоциями очень важна для учителей, поэтому продолжу ей заниматься. Урок же для меня - это чистое творчество, маленькая, но настоящая история, которую сначала пишешь, а потом проживаешь вместе с детьми.
Источник: газета "Коммуна" | Б„–77 (26824) | Пятница, 5 октября 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|