14.05.18
Шекспир за пятьдесят минут?
В Никитинском театре Малым театром кукол из Санкт-Петербурга был показан спектакль "Лир" по мотивам трагедии Шекспира.
Примечателен он тем, что разыгран одним артистом - Станиславом Дёминым-Левийманом с помощью кукол. Режиссер - Варика Купорова-Экономски, художник - Елизавета Гуляева.
Самая остроумная реплика прозвучала в начале: "Чем отличается злой шут от доброго? Злой никогда не выключает свой любимый телефон во время спектакля". И дальше - стандартная просьба об отключении мобильных. Затем на сцену вышел артист в костюме шута и начал произносить текст, в котором изредка мелькали шекспировские фразы. Он поочередно брал в руки куколок, изображающих Лира, трех его дочерей и Кента. Больше действующих лиц не было. Куколки напоминали тех, с которыми играют дети. Таким же примитивным было и кукловождение, если его можно так назвать.
Дёмин-Левийман сосредоточился на первых сценах пьесы, где речь идет о разделе королевства. Спектакль, видимо, предназначался для детей, ибо эта часть им наиболее понятна. Между тем в программке жанр обозначен как "вечная трагедия бесконечного одиночества". Спрашивается: что в этом могут понять дети? Естественно, тема быстро себя исчерпывает, и начинается абсолютная невнятица. Интересно, получают ли эти горе-авторы гонорар за использование чужих сюжетов.
Можно, конечно, вспомнить, что Шекспир тоже не сам их придумывал. Однако разница между Шекспиром и нашим горе-автором та, что Шекспир наполнял примитивные сюжеты актуальным содержанием, философией, высотой мысли, а наш автор проделал обратную работу, низведя великую трагедию до примитива. Вот только зачем - непонятно.
Можно продолжать в таком духе и дальше, да что-то не хочется. Дело в том, что Станислав показался мне очень талантливым. У него выразительная внешность, чудесная пластика, обаяние. Захотелось увидеть его в нормальном спектакле в нормальной роли.
Балаганный стиль, конечно, имеет право на жизнь. Глядишь, какой-нибудь зритель, посмотрев этот спектакль, захочет познакомиться с самой трагедией. Может, в пестром потоке фестивальных спектаклей это способ обратить на себя внимание? Последняя цель достигнута, но почему путем такого упрощения?
Людмила РОМАНОВА,
театровед.
Источник: газета "Коммуна" | Б„–36 (26783) | Вторник, 15 мая 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018