 |
07.05.18
Солдат первого эшелона
Победители
Россошанец Василий Павленко тянул победные рельсы от Москвы до Варшавы
О таких, как он, Маршал Победы Георгий Жуков скажет потом уважительно: когда он видит человека в железнодорожной форме, то хочется отдать ему честь - без железнодорожников наша Победа была бы нескорой. А Генералиссимус Иосиф Сталин, наверняка, имел в виду и людей закалки моего героя, когда отмечал: "Советский железнодорожный транспорт выдержал нагрузку, с которой едва ли справился бы транспорт другой страны". Николай КАРДАШОВ г.Россошь
Железнодорожник-сварщик из паровозного депо Россошь Василий Павленко начинал срочную службу в 1939 году на Дальнем Востоке в 78-м отдельном строительном батальоне железнодорожных войск. И уж точно не помышлял вернуться на дальневосточные рубежи, когда к лету 41-го их батальон срочно перебросили во Львов - укреплять новую границу СССР. Там и застала Василия война, метившая в него и немецкими бомбами, и пулями бандеровских снайперов, стрелявших по красноармейцам из окон домов. Но Василию война ещё прикажет вернуться и сюда, на Львовщину, чтобы от наших порушенных фашистами пограничных столбов проложить рельсы через Польшу к Берлину. А пока же солдата звала к себе на помощь Москва, к которой отчаянно рвались гитлеровские орды. - Перебросили нас под Москву, в Ржев, - вспоминает Василий Тихонович. - Дали задание: подготовить к взрыву водозаправочные колонки на станции, чтобы немцам не оставлять. Пока мы их минировали, фашисты город в клещи взяли, и наша рота оказалась в окружении. Выходили лесами да болотами направлением на Клин, нашли свою часть в Волоколамске. Построили нас, командир спрашивает, кто из нас умеет работать с бензорезами. Я вышел из строя. Задание было несложным, но срочным - варить из рельсов противотанковые "ежи". Их потом расставляли перед столицей на всех танкоопасных направлениях. "Ежи", крепко сваренные Василием Павленко, оказались непроходимыми для гитлеровцев. И благодарная столица, турнувшая немцев от своих стен, отметила защитника Василия Павленко медалью "За оборону Москвы". - Когда немцев от столицы отогнали, - продолжает Василий Тихонович, - работы нам стало невпроворот. Они же, зверьё, отступая, всё рвали и жгли за собой, в том числе и стрелочные переводы и стыки рельсов. Это значит, чтобы мы на пятки им не наступали. Вот меня и откомандировали в первый эшелон наступающей армии соединять взорванные рельсы. Так вместе с напарником и шли за передовыми частями: он правую нить сваривал, а я - левую. А передовая - она и есть передовая, всего нам доставалось: и мин, и бомб, и снарядов. Уже у самой Варшавы напарника моего убили, а я вот цел остался. Через всю Польшу протянул Василий Павленко свою победную железнодорожную колею к границе с Германией. Здесь его и догнала вместе с медалью "За освобождение Варшавы" казённая бумага вот такого содержания: "Товарищу ефрейтору Павленко В.Т. Народный Комиссар Генерал-Директор Путей Сообщения Л.Каганович в приказе Б„–924/ц от 22 октября 1944 года в связи с присуждением УВВР-9 переходящего Красного Знамени НКПС объявил Вам благодарность за успешную работу в сентябре по выполнению задания НКПС и командования фронта по восстановлению железнодорожных участков Белостокской железной дороги на территории Польши. Политотдел железнодорожных войск 2-го Белорусского фронта". Чуть-чуть не дотянулись рельсы Василия Павленко до фашистского логова - Берлина. Это "чуть-чуть" солдат наверстал сполна на своём втором фронте - битвы с милитаристской Японией, в Маньчжурии. Там он в числе специалистов по ремонту железнодорожных мостов снова привычно правил свою солдатскую работу, освоенную на покорёженных и длинных вёрстах Великой Отечественной. Демобилизовался лишь в 48-м - слишком много было у страны взорванных километров железных дорог, без которых не поднять её из послевоенной разрухи. В паровозном депо Россошь профессия сварщика Василия Павленко была тоже востребована. - Захудали за войну наши паровозы, поизносились, - вспоминает Василий Тихонович. - Трубы дымогарные да паровые приходилось заново варить - работа эта серьёзная, нужно, чтобы шов получался исключительно ровный. В родном депо сделался вчерашний воин и рационализатором. Придумал свой быстрый и надёжный способ наваривания бортов паровозных подшипников. "Раньше как делали, - объясняет, - сначала грели подшипник бензорезом, потом наваривали его борта сваркой - получался непростой и долгий процесс. Я сперва попробовал сам, а потом и товарищам показал, как в этом деле можно обходиться одним бензорезом. Премию тогда мне за рацпредложение выдали. Потом ещё были кой-какие усовершенствования. - И не один праздник в депо не обходился без голосистого баяна Василия Тихоновича, - говорит председатель Совета ветеранов локомотивного депо Россошь Александр Романенко. - Очень он задушевно у нас играл и на мандолине, и на балалайке. Даже свататься с баяном ходил! - Правда, самоучка я, - признаётся ветеран-фронтовик.- Петь вот как-то не получалось, а инструменты любил. Музыка и на фронте душе черстветь не давала. А со своей будущей женой, племянницей деповского кузнеца Ивана Шарко, действительно, ездил знакомиться с баяном. Может, оттого, как песню спели, и прожили с ней 65 совместных лет. Двух сыновей вырастили. Старший, Саша, машинистом стал. Теперь вот два внука, две внучки и четыре правнука растут. Так что люди мы состоятельные, то есть, я хотел сказать состоявшиеся.
Вот и в нашу встречу не удержался Василий Тихонович, взял в руки баян - и зазвучала лирическая мелодия. Фото Николая Кардашова.
Источник: газета "Коммуна" | Б„–34 (26781) | Вторник, 8 мая 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|