07.05.18
Сохранять и развивать
В Российской академии образования задумались над созданием исследовательского педагогического кластера в Воронеже
Член-корреспондент РАО В.В.Сериков.
В ВГУ прошла международная научно-практическая конференция "Воронежская педагогическая школа: опыт прошлого - вызовы современности", посвященная 100-летию Воронежского государственного университета и также Департамента образования и науки. О том, какие вопросы удалось рассмотреть её участникам, о становлении и развитии воронежской педагогической школы "Коммуне" рассказал один из организаторов конференции, учредитель Фонда Хованского Андрей ЛАЗАРЕВ.
- Представители каких университетов и стран принимали участие в подготовке и проведении конференции?
- В работе конференции очно и заочно приняли участие учёные из стран ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Грузии, Польши и Швеции. С учеными старейшего университета Скандинавии, в городе Уппсала, у Воронежа связи ещё с XIX века, когда создавался наш фирменный педагогический бренд - эвристическая методика интеллектуального и нравственного развития "Живое слово", рецензию на которою писали шведские ученые. Из российских городов были представлены Москва, Благовещенск, Кемерово - то есть довольно обширная география. Почётным гостем и участником стал член-корреспондент РАО В.В.Сериков.
- Каких целей удалось достичь в ходе подготовки к конференции?
- Во время работе над монографией, при подготовке к конференции, удалось описать истоки современной педагогической школы, которые различаются в своем происхождении и территориально, и качественно. Во-первых, наша школа соединила в себе достижения местных педагогов с привнёсенным в наш край наследием преподавателей Дерптского (Юрьевского) университета, его Профессорского института, в задачи которого входила подготовка преподавательского состава для всех существовавших в те времена университетов. Во-вторых, здесь проявились две линии в педагогическом наследии: светского образования и духовного, поскольку среди основателей были не только ученые, но и представители сословия священнослужителей. А в последующее время к этому добавились ещё и достижения советской школы. Всё это и сформировало нашу традицию.
- Какие отличительные черты воронежской педагогической традиции удалось определить?
-Каждому из представленных в монографии педагогов удалось внести нечто особенное в формирование региональной школы. Во-первых, это живой характер подачи материала, в живой учительской речи, а не в менторском занудном зачитывании у доски или с кафедры. Во-вторых, применение эвристической техники: когда объяснение даётся с помощью наводящих вопросов, вовлекающих учеников в диалог и ведущих к самостоятельным открытиям. Этот метод называли раньше "сократическим". В-третьих, в воронежской школе ярко проявилось либеральное, в хорошем смысле этого слова, направление, связанное со школами свободного воспитания. Словом, в одном интервью всего не расскажешь, но всё подробно описано в монографии, которая будет доступна в сети бесплатно.
- А есть ли необходимость и потребность в этих школах свободного воспитания?
- В школах, направленных на индивидуальное развитие, есть большой смысл, только их методиками нужно уметь правильно пользоваться. Ведь не зря же ЮНЕСКО включило в список нематериальных сокровищ двадцатого века методику школы Монтессори, которая представлена и в нашем городе. В общем образовании должны быть представлены различные варианты. Кстати, за такое многообразие особенно выступал К.Н.Вентцель, трудившийся в Воронеже несколько лет. Очевидно, что определённому проценту детей не очень подходят государственные стандарты. Мне в этом отношении нравится приводить в пример математика Григория Перельмана: это ведь уникальный человек, довольно асоциальный, и требовать от таких персон соответствия привычным стандартам - преступление перед самой идеей научного знания.
- Было ли что-то подобное в воронежской педагогической школе?
- Да, было, и в этом, главным образом, заслуга П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и П.Л.Загоровского. Особенно яркой фигурой свободного воспитания можно назвать К.Н.Вентцеля, развивавшего идеи Л.Н.Толстого, благодаря которым в историю русской педагогики, и в том числе воронежской, вошла эта интересная и важная традиция. В советские годы в авторитарном государстве эти школа была утеряна, но потом вернулась к нам как новинка из-за океана, где долгие годы успешно и независимо развивались. К сожалению, у нас национальная школа свободного воспитания не сохранилась. И теперь из тех, кто не хочет жить по консервативно-православным правилам, а это довольно значимый процент наших сограждан, выращивают потенциальных эмигрантов и оппозиционеров, причём не только политических или религиозных, а оппозиционеров вообще ко всей российской культуре. Вот эта проблема требует внимательного изучения, поскольку развитие данного направления позволит оставаться в поле русской культуры, вместо её вестернезации. У нас Восток - это в основном физкультура: йога, цигун, единоборства и медицина. А интеллектуальное воспитание монополизировано Западом - монтессори-педагогикой, вальдорфской и т.п. Хотя они и вторичны по отношению к тому же Вентцелю. И возвращаясь теперь к наследию Вентцеля в рамках реконструкции Воронежской педагогической школы, мы стараемся найти конструктивные и неконфликтные пути решения одной из серьезнейших социально-политических проблем.
- Касалось ли ваше исследование перспектив воронежской школы или только истории?
- Непрерывное развитие - это необходимое условие бытия научной школы: как нет школы без традиции, так нет её и без развития, поэтому задача каждого поколения в жизни школы - обеспечить не только сохранение, но и развитие. Это значит, что мы обязаны думать о будущем, и наша насущная задача состоит в том, чтобы внести свой вклад для будущих лидеров научных школ. Например, школьный педагог сейчас испытывает активную конкуренцию со стороны искусственного интеллекта, и это вызов не только школе, но и всему педагогическому сообществу. В отличие от естественного интеллекта, творец которого пока не вполне выяснен, у искусственного интеллекта создатель сам человек, поэтому на человечестве лежит ответственность за то, что оно приручило. Одна из статей монографии посвящена проблемам педагогики искусственного интеллекта, в связи с изобретением которого возникает вопрос и об искусственных эмоциях. Это очень важный вопрос, потому, как известно, на исторический процесс эмоции влияют сильнее, чем умыслы. Сейчас тема эмоционального интеллекта уже довольно тривиальна, а вот искусственный аспект этого вопроса пока совершенно не изучен, но мы уже думаем, как это сделать. Благо, видя такой высокий уровень организации конференции, Российская академия образования готова поддержать создание в Воронеже исследовательского метапредметного гуманитарного кластера, и в этом заслуга нашей конференции. Это вопрос будущего, но уже теперь можно сказать, что никакой искусственный интеллект, не владеющий информацией о воронежской педагогической школе, нельзя признать состоявшимся. Вот этот вопрос монография тоже затрагивает в перспективном аспекте. Все это будет представлено уже в недалеком будущем на ММСО - 2018.
Беседу вела Тамара ГАШИМОВА.
Участники конференции в ВГУ.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018