Также смотрите:


Обложка номера 
Содержание 
Те, кто делает "Редкую птицу" 
Наш архив  
Потенциальным авторам
 
 
 <<Виртуальность - знамение времени?>>
Алексей Боровских  
 
 
 
  Взять файлом 
  Музыкальная иллюстрация 
Виртуальность - знамение времени?
(апокалипсис позавчера)

Шестнадцатый уровень... Семнадцатый... Восемнадцатый... Нет сил остановиться, нет сил даже оглянуться вокруг... Девятнадцатый...

Человек помешан на компьютере. Он ничего не видит, ничего не слышит, ничего не знает. Он - в виртуальной реальности... В несуществующем мире, из которого очень не хочется уходить.

Виртуальный мир гораздо привлекательнее реального. Он проще, понятнее, интереснее, добрее. В нем можно потерять сколько угодно жизней - на следующем уровне ты получишь дополнительный запас. В нем можно ошибиться - всего-то забот - придется пройти еще раз последний уровень. В нем, наконец, есть хоть какие-то правила, в отличие от сумасшедшего, взбесившегося, вконец одуревшего реального мира.

Виртуальность многие воспринимают как знамение времени. Как перелом в человеческой психологии, как новую эру нового мира. Вплоть до того, что полет человеческой фантазии и фантастики начинает сводиться к только лишь конструированию и разработке разных виртуальных миров.

Насколько справедливо такое мнение? Действительно ли человечество погружается в пучину виртуального существования? И есть ли выход из этой пучины? И нужен ли он вообще - этот выход?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо самому хотя бы ненадолго погрузиться в эту пучину. Дорогой друг, ты не боишься? Тогда вперед! Ненадолго ты - Фауст, а я - Мефистофель. Небольшой щелчок пальцев, невнятное бормотание, и...

ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ.

"Охотники за мамонтами"

Темная ночь - хоть глаз выколи. Темное, в тучах небо. Темный лес, полный непонятных шорохов и тайн. На маленькой поляне горит костер, вокруг него - восемь человек. Что делают они там, в этом темном лесу у костра? Они готовятся. Завтра с утра им предстоит тяжелое дело. Каждого из них в отдельности огромный зверь может запросто растереть в порошок. Но они его победят. Как? У них для этого есть заветный способ. Зверь, который будет убит завтра, нарисован рядом с костром. Под ритмичный мерный стук начинается движение восьми. Они при полном оружии, они готовы к битве. Они двигаются по кругу сначала шагом, тихим и осторожным, потом легкой рысью, потом, повинуясь звукам ритма, начинают неистовую пляску. Прыгают тени, даже куда-то в сторону отступает мрак. И вдруг нарисованный мамонт начинает оживать - сначала хобот, потом голова, вот он уже повернул ее, прислушался, стремительно развернулся... Но вот - в наивысшей точке - пронзительный крик разрывает тишину, и копье вонзается в тушу ожившего гиганта. Зверь стремительно разворачивается в сторону обидчика, но еще, и еще копье поражают его с разных сторон. Его глаза наливаются кровью, зверь поднимается на дыбы, но вдруг, обессилев, падает. Страшный предсмертный рев оглашает равнину, лес, небо. У костра издыхает, пронзенный копьями, нарисованный мамонт.

Завтра утром участь этого нарисованного постигнет и того, настоящего. Потому что его ДУХ уже убит. Сегодня ночью. Почему? Как? А так. Потому. Потому что чтобы убить мамонта, нужно сначала убить его ДУХ. Что? Этого духа не существует? - А Вы подойдите к ним, к этим восьмерым, и объясните, что этого духа не существует.

Нет? Не хотите? Правильно не хотите. Потому что они Вас не поймут. И напрасно Вы будете им говорить о физкультурной разминке, холестерине в крови и прочих науках. У них для защиты вот этого их ВИРТУАЛЬНОГО МИРА есть главный аргумент: он, этот мир, действительно помогает. Мамонт действительно будет убит. А мы, дабы избежать участи этого мамонта, поспешно удаляемся. В

ЭПИЗОД ВТОРОЙ.

"Странный человек"

Странный это человек. Вроде снаружи - ничего особенного, а посмотришь в глаза - как в пучину вод глянул. И дела творит необычные. То кучу народу накормил бог знает чем. То слепого сделал зрячим. Девчушку одну оживил. Правда, злые языки болтают, что и не умирала она, просто приболела. Но народной молве они уже не указ. Она, эта молва, жаждет чудес, и получает их, действительные или мнимые. А тут еще и запрет прокуратора (занесла же его к нам нелегкая) насчет чудес. А тот, странный - будто и не замечает никаких запретов. Будто они для него не существуют. Так ведь и вправду поверить можно, что запреты не существуют. А тогда не существует и власть, создающая эти запреты.

Что же - государство и власть - тоже виртуальные миры? Увы, да. Иначе не смог бы этот странный так пренебрежительно относиться к запретам. И, увы, нет. Законы и запреты существуют для тех, кто согласен их соблюдать. А для тех, кто не согласен, существует СИЛА. Она-то уж точно не виртуальна. И вот - отдан приказ, и он уже схвачен, допрошен, приговорен. Он мог бы стать неплохим лекарем у самого прокуратора - но сам выбрал свой жребий. Завтра его распнут.

А послезавтра... Послезавтра он снова начнет жить. Люди, жаждущие чуда, уже не могут остановиться. И они - сначала один, потом другой - начинают описывать все чудеса, которые творил тот, странный. И которые не творил, наверное, тоже. Разве различишь теперь - что тут правда, что ложь? Новый мир создается усилиями дестяков, сотен и тысяч людей. Прекрасный, чудесный, заманчивый. И каждый хочет - вложить в него - хоть капельку - своей мечты. Оставим их. Их мечты начнут рассеиваться через две тысячи лет, но они об этом уже не узнают. Пойдем дальше, заглянем в

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ.

"Таинственный квадрат"

Мелкий, моросящий дождь. Человек в изящно расшитом хитоне сидит на камне под деревом. Ему некуда деться - пока дождь не кончится, из-под дерева не выйдешь. Человек рисует. Вернее, рисунком это назвать сложно - какие-то прямые линии в странном сочетании. Давайте проследим за ним. В задумчивости он водит палкой по своему "рисунку". Раз-два-три-четыре. Раз-два-три-четыре...

А-а-а, да ведь это квадрат. Точно. Меланхолически человек проходит мысленно по всем его четырем сторонам. Но что там еще за линии? Квадрат перечеркнут наискось из угла в угол, да еще сбоку что-то пририсовано... Ага, вот и наш незнакомец пошел гулять мыслью по диагонали... Два, три, четыре, раз... Ба, так это же второй квадрат. Только расположен он как-то странно - наискось. Одна его сторона - это как раз диагональ первого квадрата! А человек между тем что-то бормочет...

- Так. Это ясно. Это совершенно ясно. Четверть большого квадрата есть половина малого. Значит, большой квадрат равен двум малым. Но как мне описать отношение их сторон? Эта задачка не так проста, как казалось на первый взгляд... Право, Великий Владыка не зря пообещал за ее решение 40 овец. Смешно, конечно - зачем мне овцы, когда у Великого Владыки меня и накормят, и напоят. Правда, это все только до тех пор, пока я слыву Великим Ученым. А эта задачка может мне многого стоить... Ну да ладно - что же со сторонами?

- Конечно, диагональ квадрата больше его стороны. И меньше суммы двух. Но это все очень неточно. Надо найти точное отношение. И, как назло, никаких идей. Простая внешне задачка, безо всяких "наворотов" - а взяться не за что. Хоть все числа перебирай. 

- Впрочем, я вру. Вот этот верхний треугольничек, который есть половина малого квадрата и четверть большого - он, наверное, и является ключом к разгадке. Но все же - как относятся эти стороны?

- А попробую-ка я поделить стороны пополам. Четыре половинки больше диагонали - это мы уже поняли, а две меньше. А три? Может, это и есть заветное число?

- Нет, три не подходит. Если нарисовать отрезок в три половинки длиной, и построить на нем квадрат, то этот новый квадрат будет содержать 9 "половинных" квадратиков. В то время как исходный квадрат содержит 4 таких квадратика, а значит диагональный - он в два раза больше - 8. Значит, три половинки больше. Обидно.

- Наверное, надо делить еще мельче...

Человек начинает что-то считать, считает долго, бормочет "восемнадцать квадратиков ... а тут, если четыре, то шестнадцать, а если пять - то двадцать пять...", опять вздыхает. Постепенно он втягивается, делит отрезки уже на пять, на десять частей. Он уже забыл про квадрат. Цифры, которые он вычисляет, вдруг зажили своей собственной, необычной жизнью. Они задвигались, даже почти что заговорили...

Хотите знать, чем это кончилось? Человек пришел к выводу, что никакое число не в состоянии определить отношение диагонали квадрата к его стороне. А когда он пришел со своим ответом к Великому Властелину - его посадили в Главную Башню. Потому что не может такого быть, чтобы что-то не возможно было определить числом. Так сказал еще великий Пифагор.

Впрочем, Великий Властелин проверил представленное ему доказательство. Надо сказать, что он был неплохим учеником. Но ошибку свою признать он не мог. Великого Ученого выпустили из Главной Башни только через десять лет, когда о нем все забыли. Да и он обо всех забыл. Он давно уже жил в мире цифр, и не жалел, что попал туда.

ЭПИЗОД ЧЕТВЕРТЫЙ.

"Татьяна верила преданьям..."

Ночь. Смятая постель. Подушка. На постели молодая девчушка.

Под подушкой книжка. А ночь полна снов, и загадочных слов ..."В Вашем лице я встретил свою мечту"..."Прекраснее Вас нет на свете" ... "Я умру, если Вы мне откажете" ... "И он пал к ее ногам..."

Вот уже от трех женихов отказалась. Один - полковник, хотя и молодой - всего-то тридцать восемь. Другой - сосед-помещик. Третий - купчишка молодой из города. Но все это не то. Нет тех самых, заветных слов...

Чем это кончится? Да ничем. Когда наступит последний срок (а что тут говорить - недалек он, еще чуть - и останешься навек...)- придется переступить через все. Пойдут дети, соленые огурцы в бочках, бестолковые девки, тошнотворные приемы. А когда сын пойдет в гусары, а дочь наконец-то удастся пристроить (и чего ждала, дура?) - она сядет за свой стол, и напишет, поправляя поседевшие пряди, еще один роман. "Я погибну, если Вы не согласитесь...".

"Я Вас обожаю и готов на все...". "И он пал к ее ногам..."

ЭПИЗОД ПЯТЫЙ.

"И тела их слились в экстазе"

А вот другая ночь. И тоже смятая постель. Но женщина на ней не спит.

- Господи, за что мне такое наказание? Почему все не так? Почему жизнь, вместо такой как надо, идет вкривь и вкось? Вроде все было чудно. Даже слишком чудно. Сначала я даже не верила, все было как в кино. И ревущий мотоцикл, и веселые карие глаза...

А потом - я прижималась к нему всей грудью, ласкала, терзала до изнеможения, до крика. А он - он возбуждал меня. Когда он скользил руками по моей спине, я готова была на все. Когда он касался губами моих грудей, а потом, как щенок, зарывался между ними, я хотела только его...

- А сейчас его нет, наверное, опять с б$%^%ми пьянствует. И ребенок весь больной, истеричный. Лучше б он и не родился тогда...

И киоск этот проклятый ... Опять меня товарка кинула - издевается, бестия. Знает, что мужик у меня уже ничто, что деться мне некуда. Господи, почему все фильмы кончаются, когда "их тела слились..." Почему никто не знает продолжения? Что будет с киношными героями, когда им будет уже не семнадцать и не восемнадцать, а тридцать?..

А утром она, наскоро позавтракав и спровадив ребенка к свекрови, постарается первая вскочить в троллейбус, чтобы сесть, открыть книжку и читать, наслаждаясь хотя бы эти двадцать минут, про то, как "Он разорвал на ней платье и прильнул губами к ее груди..."

ЭПИЗОД ШЕСТОЙ. 

"Призрак бродит по Европе"

- Ах, какая замечательная страна Германия! Есть в ней все. Все, что нужно человеку. Земля, вода, уголь, руда,... Но почему людям в ней живется так тяжело? Неужели не понятно, что всего хватит на всех? С избытком! Почему не сбросят с себя люди эти ненавистные путы? Эксплуатация не может длится вечно! Свобода! Свобода, равенство и братство - вот три лозунга Французской революции, которые сейчас, в Германии, станут не просто лозунгами, но былью. Мы видим, как поднимается народ, как зарождается очистительный вихрь. Вперед! Наш Манифест станет первым провозвестником Новой Эры!

Два молодых друга, один перебивая другого, возбужденные, идут по улице, на которой уже появляются первые баррикады. Они не знают будущего. Они не знают, что всего через несколько месяцев они безнадежно проиграют. То, на что они сейчас наивно рассчитывают - рассеется в прах. И один их них плюнет на все и уедет в Манчестер, заниматься своими заводами. А другой... Другой до конца жизни будет искать ответа на один и тот же вопрос: "Почему мы проиграли?". Он перероет всю Лондонскую библиотеку. Он проанализирует все источники, где хоть что-то писалось об обществе и государстве. Но тщетно. Он только отчасти поймет "механику" этого проклятого капитализма. Но не более. Первый том "механики", второй, третий... Обидно, когда кончаешь жизнь, а того, чего хотел достичь, так и не достиг...

А виртуальный мир Свободы, Равенства и Братства - он остался. И другие, такие же молодые и нетерпеливые, кое-как подкрасили грехи почившего классика, связали, хоть и криво и косо кое-где, концы с концами - и вот, новая виртуальность захлестывает огромную страну. Что в ней происходит на самом деле - один бог знает. А может, и он не знает. Он так же, как и мы, увлекся этой новой игрой. И люди, живущие в этой игре, уже вряд ли смогут отличить реальное от иллюзорного. И у них, как и у тех охотников, будет один несокрушимой силы довод, способный противостоять любым аргументам. Лихим юнцам, наивно считающим, что они отбросили заблуждения прошлого, эти люди с грустной усмешкой будут говорить "А как же, ведь войну-то мы выиграли?". И против этого нечего будет возразить.

А лихие "юнцы" (хотя кое-кто из "юнцов" уже за пенсиннный возраст перевалил) будут также наивно рассуждать о рынке и о том, как он строится, и как в него входить... Не понимая, что и рынок - это тоже ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Которой на самом деле нет. А может, и не было. Как того мальчика - у Горького.

ЭПИЛОГ.

"Разбор полетов"

Шестнадцатый уровень... Семнадцатый... Восемнадцатый...

Нет сил остановиться, нет сил даже оглянуться вокруг... Девятнадцатый...

Человек помешан на компьютере. Он ничего не видит, ничего не слышит, ничего не знает. Он - в виртуальной реальности... В несуществующем мире, из которого очень не хочется уходить.

Стоит ли вообще обращать внимание на этот в общем-то безобидный виртуальный мир? Тем более, что человек за компьютером по большому счету прекрасно осознает его виртуальность, в отличие от многих своих предшественников.

Увы, люди созданием виртуальных миров начали заниматься не сейчас и не на компьютерах. Любого рода знание, стоящее на уровне чуть выше набора фактов, знание, которого хоть немножко коснулась человеческая мысль, уже начинает самостоятельное существование. И образует свой собственный виртуальный мир. Такие миры -- повсюду вокруг нас, мы в них с самого детства участвуем, строим их, меняем, разрушаем ...

Знамением времени является, наверное, все-таки, не появление виртуальных миров, а их "разоблачение", осознание виртуальных миров именно как виртуальных, а не реальных. Это связано для многих людей со страшными психологическими потрясениями. Люди следующего поколения, как правило, легко обходятся без "старого мира" как "реальности". Но придумывает себе зачастую новый. И тоже виртуальный. С которым потом будут с болью расставаться.

А что же тогда ЗНАМЕНИЕ ? Наверное, все-таки не построение разных новых виртуальностей. А скорее -- процесс взаимодействия виртуальности с реальностью, все более частый переход человека из одного в другое и назад - как поездка на работу и домой.

Кин-дза-дзу помните? Последний эпизод - с поливальной машиной?

- КУ!!!

Вот оно - знамение времени.