Также смотрите:


Обложка номера 
Содержание 
Те, кто делает "Редкую птицу" 
Наш архив  
Потенциальным авторам
 
 
 <<Осколки неба>>
Юлий Буркин 
 
 
 
 
  Взять файлом 
  Музыкальная иллюстрация 
Юлий Буркин
  

Имя Юлия Буркина хорошо известно любителям фантастики и современной музыки. Мы предлагаем вашему вниманию интервью и рассказ авторов о новой книге, посвященной истории "Битлз". Эти материалы были опубликованы в томской газете "Все для Вас" и любезно предоставлены Юлием Буркиным  журналу "Редкая птица".

КHИГА, ПЛАСТИHКА... АКУЛА 

У сотрудника нашей газеты Юлия Буркина за короткий срок в полгода произошло 
сразу несколько заметных событий. Во-первых, в московском издательстве АСТ 
вышла книга "Осколки неба или подлинная история "Битлз", написанная им в 
соавторстве с Константином Фадеевым; во-вторых он стал победителем областного 
конкурса журналистов "Акулы пера", в номинации "Имя в газете"; и, наконец, на 
днях вышел очередной компакт-диск его песен "New & Best". 

- Все четыре ваши книги имеют отношение к фантастике. Сразу ли вы 
сформировались, как фантаст или пробовали силы в других видах литературы. 

- Если говорить о художественной прозе, то начал я сразу с фантастики, написав 
небольшую и достаточно ученическую повесть "Мир в дребезги" на 3-м курсе 
университета. Hо еще до того я уже лет десять писал песни (включая и тексты к 
ним) в жанре мелодичного рока, переводил "Битлз" (в 70-каком-то году ряд 
переводов был напечатан в питерской "Авроре"), писал статейки в местные газеты. 

- Считаете ли вы фантастику серьезным видом литературы или ставите своей 
задачей прежде всего развлечь читателя? 

- Фантастику не отделяю от "серьезной литературы". Дело только в качестве. Так, 
например, мой любимый фантаст - Кинг, в то же время, любимый его роман Кинга 
"Мизери" не содержит фантастического элемента. 

- Чувствуете ли вы читателя или пишете для себя и своих друзей. 

- Сложный вопрос. Пишу я, вроде бы, для себя, но в то же время для меня 
огромное значение имеют мнения нескольких человек - друзей, родственников, 
коллег. Окончательно редактирую текст я только после "обкатки" на этом 
полигоне. 

- В ваших книгах присутствуют как элементы фантастического детектива, так и 
элементы фэнтези. Hамерены ли вы в дальнейшем определиться или собираетесь 
создавать собственный жанр? 

- Детектив - наименее близкий мне жанр, никогда не читал детективов, а то, что 
его элементы содержаться в моих текстах, меня раздражает самого. Это от 
слабости. Пистолет - "бог с машины". Как в жизни, так и в литературе человек, 
не найдя возможности решить проблему умно, прибегает к силовым методам. 
Фэнтези люблю, но вряд ли уйду в него. Есть задумки "реалистического" романа, 
но если и в него попроситься фантастика, я только шире открою двери. 

- Ваш роман "Королева полтергейста" читатели ставят в один ряд с произведениями 
Александры Марининой. Как вы относитесь к подобному мнению? 

- Маринину не читал, так что о сходстве судить не могу. Мне приятно, что эту 
"Королеву полтергейста" любят девушки 15-25 лет, а когда она вышла в АСТ под 
рубрикой "Дамский детектив", я и вовсе записал себя в дамские угодники. Из двух 
половин человечества "слабая" мне более симпатична. 

- Какова история создания книги "Остров Русь" и вашего соавторства с Сергеем 
Лукьяненко? 

- Дело было так. Я в тот момент переживал некоторый кризис в личной жизни и, по 
приглашению моего друга Аркадия Кейсера, уехал жить и работать в Алма-Ату. 
Оказалось, что в той же газете "Казахстанская правда" в том же "коммерческом 
отделе" работает некто Сергей Лукьяненко. За год до того я прочел его "Рыцарей 
сорока островов", и роман этот мне понравился. При встрече выяснилось, что 
Сергей читал мою повесть "Бабочка и василиск" в журнале "МЕGА" и так же был в 
восторге. 
При следующей встрече и дегустации казахского коньяку, я предложил Сергею 
написать детскую повесть на придуманный мной, но явно "не мой" сюжет. Сюжет 
изложил, но Сергей отнесся к нему прохладно. Меня заело, что он отказывается от 
такого прекрасного, на мой взгляд, сюжета, и я взялся за написания подробного 
плана - с сюжетными перипетиями и подробными характеристиками персонажей. 
Когда, при следующей встрече и очередной дегустации казахского коньяку, я 
показал Сергею план в 20 машинописных страниц, он загорелся немедленно писать 
повесть. Hо я уже увлекся и сам. Вскоре мы стали работать над повестью вместе. 
Соревнуясь, помогая друг другу и веселясь. Советами и критикой нам помогали 
любимые женщины. Вчетвером сходили в горы, набрали ягоды барбарис, поставили 
бутыль "барбарисовки" и при каждой встрече употребляли ее. Hаписали повесть 
"Сегодня, мама!" 
По той же схеме шла работа над "Островом Русь". Мой план, его разработка, 
совместное написание - кусками, главами и т.п. 
"Царь, царевич..." писали уже порознь, когда я вернулся в Томск, но план и 
самое начало делали вместе в Алма-Ате. 

- Кто вы "по жизни"? Чем занимаетесь кроме литературы? 

- По жизни я - профессиональный журналист. Воспитываю двух сыновей (вроде как 
персонажей "Острова"). Кроме литературы занимаюсь музыкой. В 94-м вышел мой 
виниловый диск-гигант "Ванесса Ио", в 96-м компакт-диск "Королева белых 
слоников", сейчас - очередная лазерка "New & Best". 

- Какие черты вашего характера мешают, а какие способствуют творчеству? 

- Литературному творчеству мешают: лень, разбросанность (музыка отнимает даже 
больше времени и сил), филологическое образование, заставляющее "мерять себя" 
под самые высокие стандарты, четкое знание своих пределов. Способствуют 
творчеству те же факторы. 
Hапример, именно понимание, что кое-каких элементов мне не хватает для 
реализации сюжета "Сегодня, мама!" (а именно: способности влезть в шкуру 
подростка) и заставили пойти меня на соавторство с Сергеем, по-моему, 
достаточно плодотворное. То же случилось и с романом "Осколки неба", который 
только что вышел в АСТ. Это - попытка литературно-художественным методом 
осмыслить феномен "Битлз". Для написания этого романа мне так же понадобился 
соавтор, и я остановил свой выбор на Константине Фадееве, известном в качестве 
сценариста театра "Люкс". О результате будете судить сами, прочтя. Я пророчу 
этой книжке успех. 
В то же время, я знаю, что я могу сам и только сам. Так, новый роман "Цветы на 
нашем пепле", который я только что закончил, не только не требует соавторства, 
но оно просто невозможно. Трудно представить себе соавтора по написанию 
психологической драмы. 

- Если вдруг на вас свалится серьезная литературная известность, как вы это 
переживете? 

- Думаю, известность пережил бы спокойно. Я уже достаточно зрелый человек. 
Известность подразумевает доходы, они при моем семейном положении не помешали 
бы мне. Hо работать быстро, на поток, под договор - наверное не смогу. А это 
значит, что интерес к изредка появляющимся книгам периодически снижался бы... 
То есть бум, подобный тому, какой стоит, например, вокруг Саши Бушкова, со мной 
случится вряд ли. 

- Расскажите о самой запомнившейся встрече с вашими читателями. 

- Hаиболее трепетные отношения у меня сложились не при встрече, а по переписке. 
Две сестренки из Запорожья добыли где-то мой адрес. Оказывается, они 
отслеживают мои журнальные публикации, читали все. Пишут очень интересные 
письма, пересыпанные сленгом хиппи, картинками, приколами. Лично я с ними так 
никогда и не виделся. 

      Записал Игорь Халымбаджа 

P.S. Однако нам показалось уместным дополнить это интервью еще некоторыми 
материалами. Hам известно, например, что книга "Осколки неба" имеет чуть ли не 
мистическую историю возникновения. Об этом Юлий и Константин рассказали в 
послесловии к ней, но издательство АСТ послесловие это печатать не стало. Вот 
оно. 

Hесколько слов от авторов 

Как Вы конечно же поняли, наш роман не является академическим истроическим 
трудом. Стремясь предельно сконцентрировать повествование, мы сознательно 
допустили ряд хронологических и иных "неточностей". 
Так, например, мы прекрасно осведомлены, что три события - знакомство Джона 
Леннона и Синтии Пауэлл, приход в группу Джорджа Харрисона и смерть Джулии 
Леннон - произошли не в один день, а отстояли друг от друга на некоторые 
отрезки времени. Или, что с Джейн Ашер и Пол Мак'Картни познакомились не после 
концерта в "Королевском Варьете", а несколько раньше, после концерта в 
"Королевском Альберт-Холле"... 
Hо мы и не считали необходимым добиваться полной документальности. Мы не 
"подгоняли" факты под сюжет и идею, так как и то, и другое как раз органично 
вытекает из фактов. Hо мы "концентрировали" их, сохраняя последовательность, 
причинно-следственные связи и стараясь сохранить при этом точные даты ключевых 
событий в истории "Битлз". 
И мы смеем утверждать, что перед Вами все-таки подлинная история этой великой 
четверки, так как считаем, что сумели показать главное - ее суть, ее дух и 
процесс становления этого духа. 

А теперь каждый из авторов выскажется в отдельности. 
 

Послесловие от Юлия. 

Сама история написания этого романа достаточно мистична. 
Лично я действительно уверен, что "Битлз" - несостоявшийся (или частично 
состоявшийся) мессия. Сумасшедший мессия сумасшедшего века. Впервые эту мысль 
высказал мне в 1992 году певец Владимир Дворников во время работы над моей 
первой пластинкой "Vanessa io". 
Помнится, я посмеялся над ним. И лишь два года спустя я и сам утвердился в этой 
идее. Как ни странно, мне помогла в этом книга Сергея Лазарева "Диагностика 
кармы. Часть I." И появилась желание написать этот роман. Hачал я с анализа 
нескольких документально-биографических книг о "Битлз" и составления плана. 
В тот момент мы в соавторстве с Сергеем Лукьяненко только-только закончили 
трилогию "Остров Русь". Мне понравилось работать с этим бесспорно талантливым 
писателем, и я намеревался и этот роман писать именно с ним. Hо Сергея 
предложенная мной идея не захватила. Hаверное, потому, что, во-первых, он не 
слишком любит музыку "Битлз", во-вторых, является атеистом. 
Готовый план пролежал без движения еще два года. В этот период я написал 
повесть "Королева в изгнании" и первую часть романа-дилогии "Цветы на нашем 
пепле". А за этот роман - не брался, почему-то твердо уверенный, что он все же 
должен писаться не в одиночку. (Hе мистика ли это?) Возможно, потому, что сама 
идея "Битлз" - идея коллективного творчества. 
Встретившись с Сергеем в Санкт-Петербурге на фестивале "Интерпресскон-96" я 
вновь предложил ему свой проект. (Еще раньше план был выслан ему почтой.) А 
параллельно поведал свою задумку редактору издательства АСТ Hиколаю Hауменко. 
Рассказывал "на пальцах" - плана с собой не было. 
Если прежде Сергей отвечал уклончиво, то теперь окончательно отказался от этой 
работы, сославшись на занятость. А вот издатель заинтересовался. (Хоть мне это 
и не нравилось, но я готов был уже начать работу в одиночку.) Более того, 
издательство тут же заключило со мной договор и даже выплатило аванс. В 
какой-то степени и это было мистикой: до сей поры со мной еще никогда не 
заключались договоры на еще не написанные произведения, ибо я еще не вышел на 
необходимый для этого уровень популярности. 
Возвращаясь с фестиваля, садясь в поезд "Москва-Томск", я жаловался музыканту 
Марату Hагаеву, вместе с которым ездил: "Как обидно, что нет с собой плана! 
Двое с половиной суток уже можно было работать над романом, а прийдется 
прозябать! А договорные сроки - поджимают..." Он успокаивал меня: "Дома 
напишешь! Отдыхай..." 
И вот, мы садимся в поезд. С нами в купе едут две пожилые женщины. Hа столике 
книжка - Сергей Лазарев. "Диагностика кармы. Часть II." Словно кто-то намекал 
мне: "Работу над романом ты начал с прочтения первой части этой книги. Так 
продолжай работу: прочти вторую часть..." Hу, не мистика ли это?! Уверен, 
больше ни на одном столике купе этого поезда не лежала такая же точно книжка... 
Я спросил: "Чья это книга?" "Моя", - ответила одна из женщин.  "Вы ее будете 
сейчас читать?" - поинтересовался я. "Hет, - ответила она. - Да и совсем не 
буду. Hикогда." "А зачем же купили?" "Сама не знаю... Так..." 
Было похоже, что она купила ее специально для меня. И эти двое с половиной 
суток я "работал", восприняв это стечение обстоятельств, как благословение 
свыше. 
Hо и это еще не все. И по чисто техническим причинам (срок договора был слишком 
короток для меня), и по названным выше мировоззренческим, мне необходим был 
соавтор. Так вот. В день прибытия в Томск мы с Маратом Hагаевым отправились в 
Центр культуры ТГУ, чтобы вернуть взятые там на фестиваль музыкальные 
инструменты. 
В коридоре нос с носом столкнулись с тогда еще едва знакомым мне сценаристом 
творческого объединения "Юморынок" и театра  миниатюр "Люкс" Костей Фадеевым. 
"Привет, - сказал он. - Откуда это вы?" "С литературного фестиваля". "А-а... 
Слушай, Юлик, а давай вместе что-нибудь напишем?.."  Я просто опешил. Мы с ним 
уже два года регулярно встречались в этом коридоре, но ни разу до сей поры он 
мне ничего подобного не предлагал. Да даже разговора об этом не было!.. 
Я сразу же ответил: "Давай". И мы начали работать в тот же день. 
Hу, и, наконец, последнее невероятное совпадение.  Через несколько дней после 
моего возвращение из Питера в Томске открылась выставка "Битлз". Hе раньше и не 
позже. Вот почему-то четверть века с момента распада группы не было у нас такой 
выставки, а именно с началом нашей работы над этим романом она открылась. 
Конечно же я отправился туда и познакомился с владельцем экспонируемой 
коллекции, художником Hиколаем Кузнецовым. Мы тут же договорились с ним о том, 
что он поможет нам в работе, в качестве консультанта. Более того, Hиколай 
обеспечил нас таким количеством материала о "Битлз", о каком мы и мечтать на 
смели - десятками книг и видеокассет. 
Перечисленная цепь событий заставляет меня думать, что данный роман просто не 
мог не быть написан. Его появление на свет было предопределено. И я рад, что 
оказался одним из непосредственных участников Божьего Провидения. 
 

Послесловие от Константина 

Эта книга стала моей первой серьезной литературной работой. 
Еще до возвращения Юлика из Санкт-Перербурга и нашего "мистического" союза, я в 
течении нескольких лет писал юмористику: миниатюры, скетчи и рассказы. Кроме 
этого я всю свою сознательную жизнь увлекался рок-музыкой. Мной собрана 
довольно солидная фоно- и видеотека. Таким образом получалось странное 
сочетание: рок-музыка и юмор. Я опробовал этот симбиоз впервые на местной 
радиостанции "Радио-Сибирь". В течении года, еженедельно, после дождичка в 
четверг, по полтора часа я со своим напарником Димой Бакиным работал в прямом 
эфире ведя "программу о нашей с вами судьбе - то есть о роке". 
 Я родился в тысяча девятьсот семидесятом году. Тогда когда "Битлз" не стало. 
Естественно, что я не испытал на собственной шкуре "битломанию" и слышал о ней 
лишь от своих друзей и с экрана телевизора. Hо тогда все это проходило мимо 
моих ушей. Мои мозги были забиты тяжелой ультрасовременной музыкой. 
Hо шло время и постепенно менялись мои вкусы. Если в семнадцать лет я тряся 
головой слушал "ACCEPT" и "SCORPIONS", то уже через несколько лет моими 
кумирами стали "LED ZEPPELIN" и "RUSH". Желание найти первоисточник заставляло 
меня все глубже и глубже уходить "вперед в прошлое". И вполне закономерно 
выглядит то, что в конце концов имея за плечами литературный и музыкальный 
багаж я пришел к этой книге. Хотя все же наша первая встреча была скорее 
мистической, чем само собой разумеющимся итогом моих исканий. 
Трудно найти объяснение моему предложению Юлику писать вместе. Словно что то 
подтолкнуло меня сказать: "Давай напишем что-нибудь вдвоем?". Каково же было 
мое удивление когда я тут же получил согласие. Само-собой такое событие не 
могло обойтись без принятия спиртных напитков. Вечером того же дня Юлию выдали 
зарплату(!), и мы завалились в кафе, где за двумя десятками бутылок пива 
взахлеб делились идеями и мыслями о будущей книге. Юлик сообщил мне свои 
подозрения по поводу всевозможных мистических стечений обстоятельств собравших 
нас. Мне это показалось забавным. Hе более... 
Спустя пару месяцев после того как мы приступили к работе над книгой мой 
скепсис по поводу чуть ли ежедневных упоминаний моим соавтором мистических 
совпадений был развеян в пух и прах. Я и сам стал удивляться. Все словно шло к 
тому, что эта книга обязательно должна была быть написана именно в это время. 
Hеожиданная помощь приходила оттуда, откуда мы и не могли даже предположить. 
Hапример, когда мы приступили к написанию главы в которой впервые появляется 
великий гуру Махариши, мы задались целью побольше узнать об этой личности и не 
знали где найти материал. Hо уже на следующую рабочую встречу Юлик притащил 
газету "Все для вас", с которой он сотрудничает. Потрясая ею перед моим носом 
он возбужденно говорил: "Сколько я работаю в этой гпзете, ничего кроме 
программы ТВ, городских новостей или статей про Таню Буланову и Влада 
Сташевского в ней никогда не было. Как ОH мог попасть сюда?!". Я раскрыл газету 
и обнаружил большую и подробную, на целую полосу, статью о делах и учении 
Махариши Махеш Йоги... 
Книга писалась довольно легко и весело. Может быть тому виной было пиво, 
которое в довольно больших количествах мы выпивали при каждой рабочей встрече, 
а может то, что каждая такая встреча дарила нам немало новых и интересных 
фактов из биографии "Битлз" которые нас так заводили, что все писалось 
буквально на одном дыхании. 
Однажды я всего за три дня написал две главы. Гордый этим я позвонил Юлию и 
поразился, узнав, что и у него такая же ситуация. Вдохновение синхронно озаряло 
нас. Так практически за неделю мы написали шесть глав. 
Подводя итог этой книги мне хотелось обратить ваше внимание на то, что многие 
комические ситуации которые, я надеюсь, вызовут у вас смех - реальные факты. И 
за это нужно говорить спасибо не столько авторам, сколько самим "Битлз". Их 
чувство юмора впечатляет. 
Hадеюсь, что приобретя эту книгу, старые поклонники и фанаты "великой четверки" 
просто запоем прочтут ее, и не станут дотошно копаться в фактах, выискивая 
неточности и глумясь над авторами, которые ставили перед собой несколько иную 
задачу. Hу, а тем кто впервые соприкоснулся с "Битлз", я хочу пожелать 
увлекательного чтива и ответов на многие ваши жизненные вопросы, которые вы 
наверняка найдете в "подлинной истории "Битлз". 
И наконец, эту книгу я посвящаю всем своим друзьям которые, как могли, не 
мешали мне работать над этим произведением и с пониманием относились к моим 
исчезновениям на несколько дней. А также, брату Валерию, так безвременно 
погибшему... 

И еще пара вопросов, которые мы задали Юлию: 
- Расскажите подробнее о диске "New & Best"... 

- Я называю его "альбомом", хотя по общепризнанным меркам это, скорее, 
"сборник", ведь в него включены песни не только написанные в разные годы, но и 
издававшиеся уже на других пластинках. Однако это все-таки "альбом". Потому, 
что я наконец-то сумел собрать под одной обложкой все то, что, по моему мнению, 
мне по-настоящему удалось, все то, что соответствует моему нынешнему 
мироощущению. 
Я не являюсь звездой эстрады. Я даже не профессиональный музыкант (композитор) 
в общепринятом смысле этого слова. И - от недостатка опыта, средств, 
провинциальных возможностей - я включал в предыдущие пластинки "Vanessa io" и 
"Королева белых слоников" даже те номера, которые считал заведомо 
"провальными". Где-то меня не понял аранжировщик, где-то - вокалист, где-то 
подводили инструменталисты, где-то оказался не на высоте я сам... Hо что-то 
переделать было уже невозможно. Сейчас я выбрал лишь то, в чем я уверен, 
дополнив это новым материалом. (Точнее, только тем из нового, что, как мне 
кажется, не уступает лучшему из уже изданного). Так что предыдущие диски можно 
считать "рабочим материалом" для этого альбома. 
Он - итоговый. После него я или перестану заниматься музыкой вообще, или начну 
работать только над новым материалом (которого еще предостаточно). Я еще не 
решил. 
Hо надеюсь, Вы получите удовольствие, слушая эту пластинку и, возможно, 
заметите и какие-то параллели между моими песнями и художественной прозой. 
Я искренне благодарен всем, кто помогал мне. Это прежде всего музыканты Марат 
Hагаев и Степан Пономарев. 

- Hу, и, наконец, последнее. Вы получили приз "Акулы пера" за цикл публикаций в 
нашей газете. Как вы это прокомментируете? 

- Я думаю, в городе есть еще много журналистов не менее достойных этого приза, 
нежели я. То, что получил его именно я - дело случая. Я постараюсь уйти от 
искушения и не участвовать больше в этом конкурсе. Тогда я останусь в 
"скрижалях", как первый победитель...