Критика, публицистика
ra-emblem.jpg (5110 bytes)
If you have problem with brosing this site, contact WebMaster

Умер Генрих Альтов...

24 сентября 1998 года умер Генрих Альтов. Он ушел из жизни на пороге нового века и нового тысячелетия. Последний представитель необычной, уходящей в прошлое эпохи. Той, которая началась с Тургенева (помните -- "природа -- не храм, а мастерская"), и Жюля Верна, создавшего нового литературного героя -- инженера.

Биография Альтова довольно характерна для своего времени. Генрих Саулович Альтшуллер (Альтов-это его литературный псевдоним) родился в 1924 году. В 1950 году окончил Азербайджанский индустриальный институт, защитил диплом инженера, получил распределение в закрытый НИИ. Его ждала блестящая научная карьера, но молодого ученого настигла волна сталинсиких репрессий. Возможно, причиной ареста послужило письмо Сталину с критикой состояния изобретательства в СССР.

После освобождения Альтов посвятил себя литературному творчеству и исследованию творческих возможностей человека.

В 1957 году Альтов публикует фантастические рассказы "Тайна тройного удара", "Зиночка", написанные в соавторстве с В. Фелицыным. В 1961 году выходит первый авторский сборник "Легенды о звездных капитанах", объединяющих рассказы 2 циклов - о покорении космоса и о том, "может ли машина мыслить".

В 60 годы Альтов создает лучшие свои фантастические вещи, вошедшие в сборники "Опаляющий разум"(1968) и "Создан для бури"(1960).

Если бы меня попросили охарактеризовать творчество Генриха Альтова одним предложением, я бы не задумываясь ответил: "научная фантастика". Потому что трудно найти писателя, чьи повести и рассказы так полно соответствуют этому понятию. Основной герой Альтова - человек мыслящий. Человек мыслящий, окрыленный наукой, покоряет космос, находит и конструирует "братьев по разуму", создает и успешно разрешает новые морально-этические проблемы. Главные приключения у Альтова можно назвать термином, предложенным Альбертом Эйнштейном -- "приключения познания".

Известный программист А. Привалов утверждал, что бессмысленно решать задачи, имеющие решение; следует решать только неразрешимые. Генрих Альтшуллер, следуя его дивизу, разрабатвал Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Эта теория базируется на том, что Эволюция Технических Систем имеет, подобно эволюции биологических объектов, свои строгие законы. Многочисленные публикации по ТРИЗу показывают, что эта теория действительно работает! Не ограничиваясь только изобретательством, Альтов создает более общую теорию Решения Творческих Задач. Альтов всегда стремился к слиянию фантастики и науки. Он разрабатывал методы Развития Творческого Воображения и способы решения технических противоречий при помощи фантастики. Для научной оценки фантастических произведений совместно с П. Амнуэлем предложил шкалу "Фантазия", вместе с последователями собрал огромный "регистр научно-фантастических идей, сюжетов, ситуаций".

В одном рассказе И.А. Ефремова пожилой моряк говорит: "Человечество развивается рейсами,этапами"... А помните это -- из Стругацких: "- ... новая ветвь спирали, такая, что подумать - голова кружится. Совсем-совсем иная ветвь, не похожая на ту, что мы прошли. И двигает нас по этой новой ветви совсем новое противоречие: между бесконечностью тайн природы и конечностью наших возможностей в каждый момент. И это обещает впереди миллионы веков интереснейшей жизни.

Горбовский промолчал."

Горбовский промолчал, потому что в фантастике уже начался другой этап.

А какое было время... Когда, например, не известно, что скрывается под названием книги "Может ли машина мыслить" - сборник фантастических рассказов, или монография крупнейшего математика, создателя этих самых "машин". Когда сотрудники лаборатории Н.М. Амосова "верят, что на днях (и не как не позже, чем через год) они откроют и поймут сущность жизни", а их шеф сочиняет фантастические повести. Когда спорят всерьез, нужно ли брать в космос ветку сирени.

Сейчас спорят о том, нужен ли человеку космос... Мы стали умнее и фантастика тех времен кажется нам наивной. Мрачные картины антиутопий, картонные пугала вампиров и верволков, грезы об эльфах и средневековая романтика, старые анекдотов и литературные "приколы", пересказываемые с многозначительным до одури видом, поиски пустоты и иной реальности среди абсурда бытия, - это в лучшем случае, а в худшем - однообразный мордобой стотысячным тиражом... Всего этого не было тогда. Сейчас есть многое, но нет одного - того светлого и наивного оптимизма научной фантстики. Старики уходят, а молодежь верит в другие сказки. Но все-таки полезно порой оглянуться назад.

" А когда сзади светит, ждет тебя обратно такое вот окно, идти не страшно. И жить не страшно."

В. В. Калинин

[К содержанию] | [Предыдущее] | [Далее]


(С) "Rara avis", 1998