"КРИТИКА"

[К содержанию]

<RA>
If you have problem with brosing this site, contact WebMaster

Валентин Алексеев

Встреча на перекрестке

Альманах "Фантастика"/ Литературная серия "Перекресток".
-- Харьков: ЧП Баулина,1999.-- 112 с.

Перекресток. Это слово обладает скрытой магией. Иначе чем объяснить столь сильную привлекательность этого понятия в искусстве. Достаточно вспомнить и культовый для поклонников рок-н-ролла одноименный фильм, и альбом группы "Чиж и К", и недавно вышедший на ТВ-экраны "Перекресток" с песнями Андрея Макаревича.

Не зря же этот перекресток был так популярен у фантастов тех времен, когда двуручный меч был новейшим достижением военно-технической мысли, а хирд -- потрясающей тактической новинкой. Тот самый перекресток с неизменным камнем, обещающим русскому витязю потерю коня как наиболее оптимистический исход. Сейчас, в эпоху крылатых ракет, нам, читателям страшных сказок киберпанка, тот вариант с конем действительно кажется неплохим. А загадочный перекресток по-прежнему манит нас.

Творческая мастерская "Второй блин", г. Харькова взялась устроить нам встречу на перекрестке, где под крышу альманаха "Фантастика" пришли на свидание шесть удивительных миров. Это миры Генри Лайона Олди, Виктории Угрюмовой, Андрея Дашкова, Сергея Герасимова, Андрея Корепанова и Андрея Щупова.

Творчество Генри Лайона Олди в сборнике представлено небольшим рассказом "Жизнь, которой не было". Вам, безусловно, захотелось узнать, о чем эта новелла? Признанный мэтр фантастической словесности, Олди слишком значителен, чтобы "бросать камни по кустам" и интриговать своего читателя дешевыми загадками. Он сразу же уведомляет: "Это рассказ о студенте Альбере и зеленоглазой Женевьеве, это рассказ о холодном море и драчливых чайках, это рассказ о журавле в небе, и синице в небе, и ветре в руке, плотно сжатой в кулак, ибо в руке у нас редко остается нечто большее; это рассказ о бутылке шампанского, откупоренной невпопад, это рассказ о зеленоглазой Женевьеве и студенте Альбере, и о жизни, которой не было". Прочитаете рассказ, и поймете, что это действительно так.

Небольшая притча Виктории Угрюмовой "Правила для слонов" -- лучший фантастический рассказ, из тех, которые я видел за этот год. В первые он был опубликован в "Редкой птице", а сейчас я с огромным удовольствием перечитал его. Из откликов, пришедших тогда, вспоминается один -- где утверждалось, что рассказ не о слонах, и не правилах для них, а о проблеме теодицеи и антроподицеи. Возможно, он прав, этот корреспондент, и Бог ему судья.

"Мокрая и ласковая" Андрея Дашкова вызывает определенные сомнения. Мокрая -- это точно, так сказать, по определению, а вот ласковая? Последнее вызывает некоторые сомнения. Дело в том, что она -- утопленница. "Хоррор, щекочущий нервы", скажут некоторые, а иные задумаются о бремени творчества, тоске жизни и звенящей пустоте одиночества. А может быть, найдут в этом тексте еще что-то.

Деньги возникают из пустоты, знание жизни -- из соли, ибо зарабатывается соленым потом. А из чего делается замечательная фантастическая проза, такая, как в рассказе Сергея Герасимова "Паркетный вор"? Спросите о том у Хрустальной Собаки ...

Все это была литература, а вот случай из жизни. Недавно на улице я увидел сценку: девочка лет пяти тянулась к пыльной клумбе, видимо, желая сорвать цветок, а мама всеми силами удерживала ее. Я вздрогнул. Отчего? Посто недавно я прочел рассказ Алексея Корепанова "Труба восьмого ангела"...

Впрочем, и цветы бывают разными, даже такими, как у Андрея Щупова в рассказе с простым названием "Цветок".

Хотелось бы особо отметить работу художника альманаха З. Ю. Коваленко. Черное озеро, тускло озаренное магическим лунным светом, зыбкий ночной туман, темная лодка, беззвучно скользящая по мертвяще-спокойной поверхности... Более того, иллюстрацию можно однозначно идентифицировать с конкретным эпизодом из книги, что редкость по нынешним временам.

"Замечательная штука, особенно если читать в электричке", - услышал я такое мнение об альманахе. Не знаю, кому и как, а у меня "Перекресток" занял почетное место на полке рядом с потрепанными, в бумажных обложках сборниками рассказов Шекли, Кларка, Азимова конца 80-х.

[к содержанию] | [предыдущее] | [далее]


(С) "Rara avis", 1999