06.01.10
Юбилей. Истина - в образовании
Этот постулат - главенствующий в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования
Воронежский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования прошел 80-летний путь и делает ставку на инновационное развитие педагогических технологий.
По мнению ректора института Юрия Савинкова, образование взрослых, состоявшихся людей, да еще и учителей, директоров школ, - труд нелегкий. Но иного пути нет - ни одна отрасль не подвергалась так в последнее десятилетие перманентным, порой революционным, системным переменам, как школьное образование. Мало того, что за новыми концепциями, модернизациями и так далее надо уследить и разобраться в них, - педагоги должны и учить детей в свете новых требований. А кто, как не преподаватели института, помогут это сделать?
Учителю-"современнику" работать действительно нелегко. И дети нынче пошли не те, что 20-30 лет назад, и с родителями порой трудно найти общий язык, и не отстать надо от коллег, освоивших инновационные требования к школе.
За партами - школьные учителя. Фото Михаила Вязового.
По общему мнению преподавателей ВОИПКиПРО, поможет только непрерывное профессиональное образование. Кто-то может усомниться: есть ли у взрослых людей желание учиться, возможно ли убедить их снова и снова садиться за парты? Или признаться в том, что не все темы сумели доходчиво и просто объяснить ученикам. А последнее, увы, происходит нередко.
По словам доктора педагогических наук, профессора и проректора института по научно-методической работе Людмилы Обуховой, проблема любого неуспевающего ученика в том и состоит, что он чего-то недопонял, быть может, в первом классе. Он бы и рад учиться, как все, да не получается. Вот и махнул на все рукой.
Сегодня этот метод обучения учителей по их запросам, по выявленным "белым пятнам" в их компетенции после анализа уроков, ошибок, допущенных ребятами на олимпиадах, на ЕГЭ и в обычных контрольных работах, назвали блочно-модульным. Он применяется в институте второй год и полностью оправдал себя. Итак, если ученик с чем-то не справляется, методисты института опытным глазом видят, в чем проблема. Не ребенка даже, а учителя в первую очередь.
Комплектуется группа педагогов со схожими ошибками в преподавании той или иной темы и проводятся курсы или индивидуальная работа с учителем. Для этого разрабатываются модули на шестичасовое обучение, обычно завершающиеся контрольной работой, мастер-классом. Темы таких программ вывешиваются на сайте института, и любой педагог, посчитавший целесообразным поучиться, может послать заявку на участие. Таким образом, учебно-методические программы постоянно обновляются - маловостребованные убираются, их место занимают новые.
Федеральный центр (Минобразование РФ), академические институты обеспечивают учителей методическими разработками процентов на 20, а остальные 80 - это необходимая нагрузка ВОИПКиПРО, исходящая из сиюминутных потребностей школы и профессиональных затруднений учителей в первую очередь.
Надо сказать, что с приходом нового ректора Юрия Савинкова изменилась структура вуза. Как в любой высшей школе, появились кафедры и деканаты. Факультетская структура помогла оптимизировать работу. Деканаты организуют обучение учителей, взаимодействуют со школами, преподаватели кафедр занимаются содержанием образования - в основном - под запросы самих педагогов. В помощь созданы три научных лаборатории, занимающиеся научным обеспечением, выявлением профессиональных затруднений, разработкой технологии и методики нахождения этих пробелов и другим.
На вопрос, заданный вначале о том, есть ли желание учиться у самих учителей, ответ положительный: есть. Сколько бы ни говорили о недостаточно высокой зарплате и трудностях в школе, учителя - народ особенный. Они заинтересованы в профессиональном росте. Если уж любят профессию и детей, то никуда не уйдут и постараются ни в чем не отстать от продвинутых коллег.
По словам Людмилы Обуховой, школьные педагоги преодолели весьма сложную проблему - их уже не пугает термин "инновация". Все поняли, что школа не может оставаться вне инновационных процессов, происходящих во всех отраслях. А соответственно, занятия исследовательской и экспериментальной работой, как механизмом сопровождения инноваций, необходимы. Что при этом имеется в виду? Новые формы итоговых аттестаций, предпрофильную подготовку и профильное обучение в старших классах, умение использовать в обучении информационные технологии, иная система оплаты труда и так далее.
Урок дает заведующий кафедрой теории методики и естественно-научного образования,
кандидат технических наук, доцент Борис Татьянин.
Как правило, новые процессы редко протекают безболезненно. Учителя годами работали по старым привычным стандартам. Модернизировать устоявшуюся систему - самое трудное. Поэтому в институте пошли по пути создания на базе лучших школ, гимназий, лицеев так называемых экспериментальных площадок, направленных на психолого-педагогическое обеспечение инноваций в образование. Там идет поиск условий, облегчающих их внедрение. В вузе назвали этот путь регулирующим развитием.
Сегодня в Воронежской области создано 67 опытно-экспериментальных площадок. Ими руководят люди подготовленные. В основном - сотрудники института, но есть и директора образовательных учреждений. К примеру, Светлана Порядина из хохольского лицея, Леонид Канин из 3-го воронежского лицея - кандидаты педагогических наук. Тематика исследований - обширная: адаптация коллективов к инновациям, диагностико-мониторинговые исследования в образовательном процессе школы, здоровьесберегающие технологии, условия формирования патриотизма учащихся пятых - девятых классов и так далее.
Опыт педагогов обобщается на различных конференциях. Как отмечают в ВОИПКиПРО, сообщения учителей год от года становятся глубже, заметен аналитический подход к темам, что говорит о том, что "лед тронулся". Все большее число учителей понимают, что для роста профессионализма надо не уставать учиться, анализировать психолого-педагогическую литературу, осваивать новые методики и технологии, нарабатывать свой стиль в работе и не отсиживаться в тени - выступать на конкурсах, конференциях, семинарах, давать мастер-классы.
Кстати, аспекты профессиональных затруднений учителей также включены в планы работы экспериментальных площадок, работающих по теме "Диагностико-мониторинговые исследования в образовательном процессе".
Насущную проблему непрерывного образования в институте решили просто. Понятно, что далеко не все учителя, особенно сельские, могут заниматься с отрывом от школы и семьи и жить по две недели в Воронеже хотя бы и раз в шесть лет. Разработаны так называемые малые формы повышения квалификации - семинары, дистанционное обучение и так далее. Учитель получает обучающую программу по электронной почте и работает дома в свободное время.
- Это не дополнительная нагрузка, - предупреждает первый проректор института, доктор педагогических наук, профессор Лев Мозгарев. - Она дается учителю в помощь. При этом учитывается затраченное на дополнительную работу время. Прослушал лекцию, подготовился к зачету - обсуждению урока в системе onlain, высказал свое мнение - заработал еще несколько часов. Подготовил доклад к научной конференции, провел открытый урок. Можно и год, и два, и три заниматься по этой системе. После 72 часов обучения учитель получает документ о повышении квалификации.
Второй вариант непрерывного образования - занятия в районных методических объединениях с выездом на место преподавателей вуза.
Еще в ВОИПКиПРО создали координационный совет. Проректор по учебно-методической работе Татьяна Маслина считает его постоянно-действующим инструментом быстрого реагирования на проблемы школ. В совет вошли ректор, проректоры, руководители муниципальных методических служб. Ценность в том, что таким образом обеспечивается стратегическое единство требований к образовательным процессам в школах области.
Одна из проблем учителей-предметников - обилие различных учебников. Это и хорошо, и плохо. Надо учитывать, что прежние учебники были рассчитаны на средних учеников. Современные - на продвинутых. А сколько их в классе? Двое схватывают все на лету, еще шестеро понимают, о чем идет речь, а остальным приходится дома или в школе разбираться с новой темой дополнительно. Естественно, что не у всех на это хватает терпения, привычки и силы воли.
Чтобы не происходило отставания, учителю надо самому разобраться, в чем его сильные и слабые стороны учебного комплекта, можно ли его рекомендовать ребятам. Изучить методическую литературу, где есть рекомендации при выборе. Это главный совет от преподавателей института.
По сути, все новое - это хорошо забытое старое. Есть методики, наработанные опытными педагогами еще дореволюционной поры и советского периода. Они написаны предельно понятным языком - чаще всего это готовые талантливые разработки уроков. Надо ли их забывать, чтобы создавать новое о том же? Не проще ли использовать прежний опыт с учетом инновационных преобразований?
Эту миссию тоже взяли на себя сотрудники Воронежского института повышения квалификации и переподготовки учителей. Силами преподавателей создаются новые учебники и методики, востребованные по всей России. Задача при этом одна - научить преподавать предмет лучше и доступнее.
Автор: Евгения Лежанина.
Источник: "Коммуна", N 1 (25432), 06.01.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012