|
14.01.10
Наболевшее. От вымысла слезами обольюсь
Россию упорно хотят сделать шоу-страной без своей истории и своего языка
В пламенные двадцатые В.В.Маяковский, написал, как думалось тогда, вещие слова: Да будь я и негром преклонных годов, и то без унынья и лени я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. Ленин сегодня у многих не в чести, а порою и более чем не в чести. Но не в чести на своей Родине и тот русский язык, которым, по мысли Маяковского, сегодня должны бы были владеть негры преклонных годов. Самый яркий пример – недавний проверочный диктант у первокурсников МГУ, о котором поведала одна из московских газет. Писали диктант «отличники» по итогам ЕГЭ, принятые на святая святых журфака МГУ - газетное отделение. В принципе, это те студенты, из которых должны бы вырасти будущие корифеи публицистики и глыбы отечественной словесности. Но эти "глыбы" наворочали такое, что обескуражили видавших виды преподавателей. В МГУ пришло поколение "двоечников", делающих до 25 ошибок на странице. Надо глубоко и основательно разбираться с ситуацией, чтобы понять, что же происходит с нашим образованием. Что мы имеем на примере МГУ - закономерный итог ЕГЭ или издержки роста? Похоже, что издержки и являются закономерным итогом. То, что написали вчерашние "отличники", выходит за все рамки: "рыца" вместо "рыться", "нез наю", "через-чюр". И это далеко не все, чем "порадовали" своих наставников журфаковцы. Лет семьдесят назад Николай Бердяев, размышляя о судьбах России и русского коммунизма, высказал почти пророческие слова, что в России после коммунизма воцарится невиданное доселе шкурничество. Как в воду глядел Николай Александрович! Примерно в это же время Лев Троцкий в своей "Преданной революции" почти с натуры срисовал разгул приватизации после сталинской эпохи и превращение верхушки советской бюрократии в верхушку буржуазии. По времени Троцкий ошибся лет на 40-45, но сама нарисованная им картина впечатляет. Однако ни Бердяев, ни Троцкий, ни кто-либо другой не додумались описать тот парад безграмотности и невежества, который торжественным маршем проходит по сегодняшней России, заполняя экраны кинотеатров, страницы газет и журналов, теле- и радиоэфир. Этот парад экономического и политического шкурничества, пересекающийся с парадом безнравственности и безграмотности, во сто крат полнее, чем все 20-30-е годы, отражает того торжествующего хама и жлоба, который явился в постсоветскую Россию, охамил и ожлобил нашу общественную жизнь, оплевал отечественную историю и героический труд нескольких советских поколений. Так что диктант в МГУ - это не просто факт, пусть даже из ряда вон выходящий. Это симптом утраты коммуникативной и интеллектуальной основы общества. Да, "двоечники" были во все времена. Но "двоечники" в МГУ - это завоевание нашего времени. В принципе, три школьных дисциплины формируют не просто личность, а гражданина конкретной страны: родной язык, отечественная литература и отечественная история. Математика, физика, химия, биология, астрономия, а во многом и география, - интернациональны, если не сказать космополитичны. Язык, литература и история - национальны по своей сути. Кстати, именно на эти дисциплины все время покушаются реформаторы российского образования, и именно их отстаивает как педагогическая общественность, так и не педагогическая, а просто общественность, не равнодушная к будущему страны. Перлы русского языка в исполнении "отличников" ЕГЭ поражают. Но еще больше поражают перлы исторические, которые мы видим и слышим ежедневно. Совсем недавно отмечалось двадцатилетие сноса Берлинской стены. Вечером, будучи на даче, слушал беседу двух журналистов в радиоэфире. Это была не беседа - это был просто кошмар. Оказывается, и Берлин-то стал столицей Германии в прошлом веке, с приходом к власти нацистов. Сама стена проходила по линии встречи советских и американских войск в 1945 году. Насколько я помню, через Берлин протекает Шпрее, а знаменитая встреча союзников произошла на Эльбе. В школе за это поставили бы двойку. Но почему-то это можно молотить в эфире. А как вам нравится передача об адмирале Владимире Александровиче Корнилове, родившемся в 1806 году и погибшем на Малаховом кургане в 1854-м? Ведущий не только не знал, что адмирал пал геройской смертью в Крымской войне, но и умудрился сообщить, что с началом Первой мировой войны Корнилов добровольно пошел на фронт (это в 108-то лет!), прошел всю войну, летом 1917 года возглавил мятеж в Петрограде, а затем служил в "белой армии". Умудриться соединить в одной передаче двух Корниловых - адмирала Корнилова Владимира Александровича и генерала Корнилова Лавра Георгиевича - тут надо не просто не знать историю, тут надо иметь особый талант. Скажи такое на вступительных экзаменах - и прости-прощай. А тут - пожалуйста. Еще бесцеремонней обходятся с реальной историей в сериалах. Ладно, простим западноевропейцам, что в их "Войне и мире" Андрей Болконский приходит к Ростовым в форме барабанщика русской армии. Они этого могли просто не знать. А вот яркая форма приглянулась. Нашим отечественным режиссерам приглянулась парадная форма офицеров "СС". Из фильма в фильм, даже в боевых и полевых условиях, щеголяют группенфюреры, штандартенфюреры, штурмбанфюреры и прочие в парадной форме, при белых рубашках и красных нарукавных повязках. Щеголяют, несмотря на имевшиеся в германской армии соответствующие правила ношения формы. И это снимается о немцах - самых главных педантах строя, формы и устава! А вот в сериале о Махно генералы "белой армии" носят погоны советских генералов. Неужели так трудно, работая над историческим фильмом, изучить приметы тех лет, без которых время ставится недостоверным?! Черт гнездится в деталях. Почему это понимали М.А.Шолохов и С.А.Герасимов, работая над "Тихим Доном"? Понимал Сергей Бондарчук, в фильмах которого соблюдаются требования даже строевого устава тех лет. Если вспомнить "императорские сериалы" "Бедная Настя" и "Адъютанты любви", то бедной окажется не Настя, а российская история. Там что ни серия, то исторический ляп. Но главное в том, что там полностью искажены дух того времени, нравы, руководившие главными героями. Надо абсолютно не понимать духа русского дворянства, чтобы показать мордобой князя и барона или пляшущую в кабаке княжну. Князь и барон могли стреляться, могли драться на шпагах, но молотить друг друга кулачищами - вот уж извините, господа хорошие, не могли. Это вам, милостивые государи, не нынешняя элита, способная бить друг другу морду и нести в пинки коллег по творческому цеху. Жлобья среди аристократии в ХIХ веке вообще-то не было. Это не век ХХI. Во многих фильмах о прошлом у авторов присутствует то ли уникальное, то ли маниакальное стремление не самим подняться до лучших образцов ХIХ века, а опустить всех до уровня современной тусовки "псевдоэлиты".
Коллаж Андрея Дорофеева.
Вне истории жить невозможно, даже если принципиально ничего серьезного не читать. История сама придет в ваш дом. Придет с экрана, из анекдотов, из "желтой" прессы, из личных ощущений дня вчерашнего. И здесь уместно сказать пару слов по поводу нашего отношения к истории. Во всем мире история пишется и изучается с позиций "как это было", но лишь только у нас - с позиции "кто виноват". Во всем мире объективно существует "история - наука" и "история - народная память". Очень часто они не совпадают. Но у нас есть еще одна история: "история-сплетня". Конечно, на все есть свои объективные причины. Вчерашние недомолвки, умолчание и приукрашивание оборачиваются сегодняшней демонизацией и низвержением недавних кумиров. Чтобы этого низвержения не было, не надо творить кумиров творить ни из кого. Кроме "истории-сплетни", есть еще одна разновидность - "история-звон". Это когда слышали звон, да не знают где он. Подобный звон прозвучал недавно в одной из воронежских газет. Звонили о том, что большевики, в частности Дзержинский, явились пионерами в организации концлагерей. Поводом для "звона" являются реальные факты, связанные с принудительными общественными работами, на которые в первое послереволюционное время привлекались представители бывших эксплуататорских классов. Чаще всего их размещали на территории бывших воинских частей. Вот эти-то военные городки и назывались концлагерями, от слова "концентрация", то есть "сбор". Первые же в истории концлагеря были созданы в англо-бурскую войну англичанами. Помещали туда, как правило, гражданское население без документов - для выяснения личности и характера занятий. В годы Первой мировой войны в Западной Европе концлагеря получили широкое распространение, в том числе и как пересыльные лагеря для военнопленных. Зловещее же содержание слово "концлагерь" приобрело в фашистской Германии. Путать сегодня лагерь временного размещения с лагерями смерти Дахау или Бухенвальдом - это все равно, что спутать артистическую уборную с гальюном. В советской истории есть немало не только славных, но и тяжелых, а то и кровавых, страниц. Поэтому, даже не прибегая к "звону", можно найти примеры для обоснования любого положения. Можно не любить тех или иных исторических деятелей. Можно ненавидеть целую эпоху. Но все-таки следует при этом оставаться в лоне реальных, а не надуманных фактов. Когда-то была популярна фраза, что мы сами творим свою Историю. Вряд ли имелись в виду такие "творения" и такие "творцы". История, как известно, не Невский проспект. Более того, она - "мамаша суровая". Поэтому обращаться с ней надо бережно. И, главное, уважать первоисточники. Но, даже роясь в первоисточниках, не следует забывать слов В.О.Ключевского, что историк - "объективный наблюдатель, а не следователь". И уж тем более, он не судья. У нас же, к сожалению, история - это следствие, историческая публикация - обвинительное заключение, исторический сериал - приговор, а "история - молва" - это те самые пересуды, раны от которых в отличие от пистолетных не заживают. Рынок уничтожил нашу промышленность, разрушив все, что не дает скорой прибыли. Через два десятилетия реформ перед страной встала проблема новой индустриализации. Но рынок уничтожил и то, что вскоре уже невозможно будет восстановить. Рынок заменил искусство на шоу-бизнес и постоянно убирает все, что не несет в себе функцию коммерческого зрелища, причем, чем более скандального - тем лучше. Скандал - верный путь к прибыли и известности. Через двадцать лет реформ выросло целое поколение специалистов по постановке скандалов и поколение "скандалистов-потребителей". Самое страшное, что в итоге оскандалиться может не шоу-бизнес, а Россия, которую кто-то упорно хочет сделать шоу-страной, с шоу-историей, шоу-политикой и шоу-нравственностью. Но в шоу-стране нет народа. Есть шоу-толпа. Вот ею-то и хотят одарить Россию.
Автор: Валерий Соляник, г.Воронеж. Источник: "Коммуна", N 3 (25434), 14.01.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|