15.01.10
Театр. Эффект головоломки
Искать современный смысл стоит все-таки в самом авторе, а не во внешних признаках стиля
Тем, кто привык при словосочетании "пьеса Островского" представлять себе неспешные разговоры за самоваром в жарко натопленном уюте купеческой столовой, лучше не ходить на новый спектакль Воронежского академического театра драмы имени А.Кольцова "Без вины виноватые". Ибо ничего привычного в спектакле, поставленном народным артистом Армении Ваге Шахвердяном, он не увидит. Более того, ему покажется, что он смотрит совсем не А.Н.Островского, а какого-то неизвестного автора, использовавшего фабулу его пьесы.
Эк удивили! - скажет какой-нибудь "насмотренный" зритель. Да после "Леса" Кирилла Серебренникова, где Гурмыжская появлялась в костюме и гриме Аллы Пугачевой, да "Грозы" Нины Чусовой, где свидание Катерины и Бориса проходило в клетке с голубями, - да чем же нас можно поразить?
Слава Богу, подобных крайностей на сцене "кольцовцев" мы не увидели. Но удивило многое.
Во-первых, вся пьеса перемонтирована так, что и узнать ее трудно. Думаю, кто вообще ее не читал (а таких сейчас много), тот мало что поймет. Наиболее сценически выигрышные куски подаются крупным планом, и зритель должен сам сложить из них сюжет, наподобие того, как складывается рисунок в пазле.. Может быть, эта задача и не лишена увлекательности, но все время недоумеваешь: а зачем? Неужели режиссеру пьеса кажется настолько простенькой, что поставить ее так, как она написана, ему не интересно?
Островского очень трудно представить без быта, без мира вещей. Помнится, в спектакле покойного Анатолия Иванова "Доходное место" Юленька приносила сестре шляпную коробку с изумительной бирюзовой шляпкой, и Поленька благоговейно примеряла этот символ благополучия и богатства, которого сама была лишена.
Можно ли представить себе "Без вины виноватых" без медальона, который в конце пьесы Гриша Незнамов срывает с себя, швыряя его Кручининой, которая именно по медальону и узнает своего сына? Нет, медальон-то есть, как же без него, только вот швыряет его Гриша почему-то в одиночестве, а потом его подбирает какой-то уличный мальчишка и вполне буднично вручает владельцу. Так и не понятно, встретились ли мать и сын, - они бредут по сцене в каком-то тумане друг за другом.
Сцена совершенно пуста, если не считать легких занавесок, перемежаемых канделябрами (художник - заслуженный художник Армении Евгений Сафронов). Справа - какое-то возвышение, может быть, символизирующее подмостки. Во всяком случае, именно на нем декламирует артистка Кручинина (заслуженная артистка РФ Надежда Леонова) монолог из трагедии К.Гуцкова "Сын одной матери", долженствующий продемонстрировать нам ее мастерство. Ну, это еще можно понять. Но зачем свой проникновенный монолог о собственном сыне, которого она считает умершим, она произносит на том же возвышении, как бы читая монолог из очередной драмы? Ведь это так противоречит сути героини - милой, скромной, печальной.
Сцена из спектакля.
Сюжет о потерянном и обретенном ребенке, конечно, мелодраматичен, но А.Н.Островский дает его на фоне нравов провинциального театра, милого его сердцу актерского быта. Именно любовь автора к театру стала основой знаменитого спектакля Петра Фоменко в буфете театра имени Евгения Вахтангова (реплика Шмаги: "Мы - артисты, наше место - в буфете"). Но театральный сюжет, похоже, так же мало волнует Шахвердяна, как и мелодраматический. И Коринкина (Магдалена Магдалинина), и Миловзоров (Михаил Агапов), хоть и выглядят эффектно, но остаются фигурами малопонятными. Более рельефно обрисован Шмага (неожиданен в этой роли народный артист РФ Юрий Кочергов, но ему удается в рамках режиссерского решения не забывать об А.Н.Островском).
Уже не в первом спектакле так называемого современного стиля я с грустью вижу, как актеры вместо полнокровного многогранного образа вынуждены выделять в нем только одну доминирующую черту, которая нужна режиссеру для его замысла.
Старухе Галчихе (заслуженная артистка РФ Татьяна Егорова) он придает какой-то мистический смысл, и она преследует бедную Кручинину, как нечистая совесть. Купчиха Шелавина (Ольга Рыбникова) хохочет демоническим смехом в страшных воспоминаниях Кручининой. Муров (народный артист РФ Сергей Карпов) ведет себя то как страстный любовник, то как вальяжный бандит. Гриша Незнамов - обиженный мальчик, такая трактовка, в принципе, с Островским не расходится, и Юрий Смышников играет его ярко, эмоционально, страстно.
Самая трудная задача - у Леоновой. Она должна показать и талантливую актрису, и страдающую мать. Она должна сыграть судьбу, а судьба не складывается, как картинка в головоломке. Ее нужно прожить - от доверчивой девушки Любы Отрадиной в прологе, который снят режиссером, до много пережившей женщины Елены Кручининой. Пока что образ строится чисто внешними средствами, без внутреннего наполнения. Не думаю, что это вина артистки. Роль вполне ей по силам. Но как найти правильное решение в этом внешне эффектном, но довольно холодном зрелище?
Понятно стремление режиссера придать современное звучание старой пьесе. Но стоило ли так кардинально разрушать ее структуру?
Автор: Людмила Романова, театровед.
Источник: "Коммуна", N 4 (25435), 15.01.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012