19.01.10
Актуальный разговор. Проверка кризисом
Как совместить пожелания работодателей и потенциальных работников?
За последний год проблема поиска работы стала для многих воронежцев определяющей. Значительные сокращения персонала произошли как в государственной, так и в частной производственной сферах. Естественно, что в этот момент для поиска работы необходим достойный помощник. Этими помощниками являются кадровые и рекрутинговые агентства. О воронежском рынке труда, о влиянии на него кризиса и о "левых" кадровых агентствах мы поговорим с руководителем Воронежского филиала Интернет-портала "HeadHunter" Ириной ВЕРЕТЕННИКОВОЙ.
- Ирина, что же такое рекрутинговые и кадровые агентства?
- Все это - организации, помогающие своим клиентам найти работу либо работников. Рекрутинговые агентства занимаются непосредственно поиском подходящих работников, "работой" с ними, вплоть до их переманивания. Кадровые агентства, напротив, собирают анкеты потенциальных работников и просто предоставляют их потенциальным работодателям. Мы в этом плане более универсальный вариант - на нашем Интернет- портале, являющемся своеобразной площадкой для встречи работников и работодателей, каждый может оставить свою заявку. Мы ее проверим, если надо - исправим. А в дальнейшем работодатели получают доступ к этой базе и отбирают самых достойных кандидатов. Мы не рекомендуем каких-то конкретных работников или конкретные предприятия, это, скорее, "сведение" заинтересованных сторон.
- Оказал ли кризис влияние на количество обращений к вам?
- Да, изменения были, и изменения весьма серьезные. В начале 2009 года мы ощутили большое снижение обращений от потенциальных работодателей. Многие из них не были готовы платить за поиск работников, более того - начали массовые сокращения в своих коллективах. В то же время количество резюме, свидетельствующих о поиске работы, выросло. К концу года наметилось некоторое оживление: многие предприятия вновь начали набирать персонал.
К слову, многие наши коллеги - кадровые агентства - не пережили этот год и вынуждены были закрыться. Ничего не поделаешь - кризис.
- А были ли какие-то отличительные черты поиска работы в кризисный период?
- Вопреки устоявшемуся правилу, не снизилась интенсивность поиска работы в летние месяцы. Традиционно в период отпусков интерес к трудоустройству падает. В ушедшем году все изменилось: уже в июле активизировались и работодатели, и те, кто ищет новое место. И если первое полугодие было временем затишья, то второе стало временем оживления. С июля у нас пошел уверенный рост. Работники вновь стали нужны.
- Есть ли какие-то особенности поиска работы в Воронеже? Отличаемся ли мы от других регионов?
- Да, отличия имеются. Я недавно просматривала статистику по другим регионам и хочу сказать, что мы находимся еще в очень хорошем положении. Нас задело, но не фатально. Очень сильно пострадали производственные компании - заводы, в которых прошли большие сокращения, а многие работники попросту были отправлены в неоплачиваемый отпуск. Некоторые компании практиковали сокращенную рабочую неделю, чтобы платить меньшую зарплату. Поэтому те работники, которые не были уволены, но и зарплат своих фактически не видели, начали самостоятельный поиск работы.
Менее всего пострадали небольшие частные предприятия. Да, прошли сокращения, но достаточно быстро началось восстановление коммерческой активности и набор нового персонала.
- Представители каких профессий пострадали в кризис больше всего? В каких отраслях жизнь оказалась более стабильной?
- В разгар кризиса без работы массово оставались маркетологи. Все понимали, что в кризис рекламные бюджеты будут урезаны, поэтому этих специалистов можно и сократить. Зато сейчас маркетологи пользуются наибольшим спросом у работодателей. Например, из двух тысяч вакансий на нашем сайте около 300- маркетологи.
Если коротко, то "на коне" сейчас все, кто связан с продажами, информационными технологиями. В целом по стране неплохо смотрится медицина и фармацевтика, бухгалтерия и финансы. Вместе с тем заглохло строительство, тяжелая ситуация в туризме,
Сейчас все ждут новую волну кризиса. Но даже если она и придет, больших сокращений не будет. Все дело ограничится "точечными" увольнениями непроизводственных работников, людей пенсионного возраста. В общем, пройдет оптимизация производственного процесса.
- А если проследить динамику интереса работодателей к потенциальным работникам, можно выявить какие-то закономерности, связанные с временами года, экономическими периодами?
- Вообще, у нас есть два сезона активности в поиске и предложении работы. Один из них начинается в сентябре. В это время люди возвращаются из отпусков. У некоторых появляются свежие идеи, скажем, о создании нового отдела или проекта. Второй период - это январь-февраль, когда начинается как новый календарный год, так и новый экономический год с большими производственными бюджетами.
Существуют и периоды "затишья". Это декабрь, когда все готовятся к Новому году, а также летние месяцы. Но, как я уже сказала, прошедший год был нестандартным: все смешалось.
- Поговорим о "социальном срезе" потенциальных работников. Кто к вам чаще всего обращается?
- Специфика нашего агентства состоит в том, что наши клиенты - это люди, имеющие навыки работы в Интернете и обладающие, по меньшей мере, высшим образованием. Если описать среднестатистического работника, то это человек 22-45 лет с вузовским дипломом.
- Бытует мнение, что хорошую работу в наше время можно найти только после окончания престижных вузов и факультетов. К примеру, экономического или юридического. Это так?
- Не совсем. Можно закончить юридический факультет, но если в процессе учебы человек не приобрел необходимых знаний, то и с поиском работы у него будут серьезные проблемы. Кстати, сейчас очень сильно упал спрос на выпускников. Работодатели не хотят "возиться" с неопытной молодежью, предпочитая людей постарше, с опытом работы.
- Какие крупные воронежские предприятия набирали работников через вас в прошедшем 2009 году?
- Хорошие планы были у завода "Рудгормаш". Еще в сентябре-октябре они разместили у нас достаточно много вакансий, но сейчас, после ареста владельца предприятия Анатолия Чекменева, набор сотрудников приостановлен. Остальные наши партнеры - "Эфко", "Бунге", "Ангстрем", "Мебель Черноземья". Эти компании понимают, что бизнес делают все-таки люди, поэтому, несмотря на кризис, они продолжили грамотный подбор персонала.
- Считается, что женщине, особенно молодой и без детей, сложнее найти работу, тем более в кризис. Так ли это?
- Откровенно говоря, доля истины в этом есть. Кстати, среди многих руководителей бытует мнение, что лучший работник - это женщина в разводе и с двумя детьми. То есть, детей она больше рожать не будет, в декрет не уйдет, а для того, чтобы заработать больше для детей, будет трудиться более усердно. Но, выбирая между молодой женщиной и мужчиной, выберут, скорее всего, мужчину. Однако не во всех профессиях. Там, где необходима плотная работа с клиентом, в том же отделе продаж, свой выбор остановят, скорее всего, на девушке.
- А бывает такое, что работодатель сразу указывает, что женщину он не примет?
- Согласно Трудовому Кодексу РФ, это запрещено. Но на практике все бывает. Иногда работодатель заранее поясняет рекрутерам, кого он хочет видеть. И нежелательные кандидатуры просто не рассматриваются. А бывает и наоборот, когда работодатель решает для улучшения настроя в отделе "разбавить" мужской коллектив девушкой. Тут все зависит от конкретных запросов.
- Совпадают ли желания и возможности у работников и работодателей?
- Еще пару лет назад был определенный дисбаланс: работники хотели зарплату большую, чем им готовы были платить работодатели. Кризис расставил все по своим места. Требования первых снизились, вторые в итоге стали иметь большую базу потенциальных работников и с большим пристрастием отбирают сотрудников. К примеру, если раньше было, в среднем, 10-12 человек на вакансию, сейчас - уже 30-40. К тому же в цене стала универсальность работника.
- Сегодня, открывая любую газету с объявлениями, мы видим огромное число вакансий. Не секрет, что большинство из них ведут в полулегальные "фирмы по поиску работы", в которых предлагают либо продавать очередную "целебную" косметику, либо попросту требуют деньги за трудоустройство. Насколько, по-вашему, надежны такие фирмы?
- Мое мнение однозначно - ни одна уважающая себя фирма не станет брать деньги за трудоустройство. Можно попросить оплатить составление резюме, допуск к базе данных работодателей, но не сам факт поиска работы. Фирма не может гарантировать главного - того, что соискателя примут в штат и будут с ним работать. Ведь человека могут не взять не из-за его низкой квалификации, а просто из личной антипатии, из-за "не того" цвета галстука. Может, это и не совсем хорошо, но это есть.
Автор: Роман Герусов.
Источник: "Коммуна", N 6 (25437), 19.01.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012