19.01.10
Со знанием дела. Шкурный вопрос
Вместе со Светланой Андреевой, председателем Воронежского Центра защиты прав потребителей покупаем зимнюю одежду
- Прекрасный мех! – воскликнул Остап.
- Шутите, - сказала Эллочка. - Это мексиканский тушкан.
- Быть этого не может! Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайский барс. Видите, как мех играет на солнце!
И.Ильф, Е.Петров «12 стульев».
В отличие от Эллочки Щукиной, лично раскрасившей "тушкана" акварельными красками, и уж наверняка знавшей, что это не "шанхайский барс", у нас, покупателей, нет уверенности, что вместо дорогих норки или шиншиллы приобретаем какого-нибудь суслика. Так и вышло с одной воронежской модницей, пополнившей свой зимний гардероб норковой шубкой, отделанной мехом песца на воротнике и рукавах. Надеть обновку девушка смогла лишь в декабре (ноябрь, помните, был очень теплым). Через три дня "песец" стал сильно линять, а еще через неделю эффектная опушка и вовсе "облысела". Продавец наотрез отказался вернуть деньги, сославшись на 30-дневный гарантийный срок.
В Центре защиты прав потребителей, куда со своей бедой пришла эта жительница Воронежа, провели экспертизу злополучной шубки. Анализ показал, что изделие не просто некачественное. В роли благородного песца выступала заурядная лиса, окрашенная кустарным способом "методом Эллочки Щукиной".
Выводы эксперта и перспектива судебного разбирательства (а продавец, видимо, прекрасно понимал, что в этом случае придется нести все судебные издержки) сделали его сговорчивее: покупательнице вернули 90 тысяч рублей, компенсировав стоимость шубки.
Совсем иначе складывалась ситуация с владелицей частного ателье, которая долго и упорно отказывалась признать заведомый брак. Только недавно в этой истории, длившейся почти полгода, наконец поставлена точка.
А начиналось все с вполне понятного стремления жительницы Воронежа О. сшить элегантный норковый полушубок, чтобы он и по фигуре сидел, и скроен был по фасону из модного журнала.
Хозяйка ателье, она же и швея, посоветовала клиентке приобрети мех у своей приятельницы. 24 шкурки норки обошлись в 48 тысяч рублей, еще 16560 - ушли на пошив. Но радости обновка так и не принесла. В процессе шитья пять шкурок были украдены, и, чтобы скрыть "усушку", мех растянули. Надо сказать, что ателье располагается в полуподвальном помещении, и при скудном свете изъяны полушубка не были заметны. При ярком же освещении оказались отчетливо видны существенные дефекты как пошива шубки, так и качества меха.
На требование клиентки (вполне законное, отметим) вернуть деньги за испорченную вещь индивидуальный предприниматель ответила отказом. Не поддержал исковые требования и суд, ведь у заказчицы не было никаких документов: ни на приобретенный мех, ни на пошив шубки. Так что у О. в "сухом остатке" оказалась не пригодная к носке шубка и выброшенные на ветер 65 тысяч рублей.
В Воронежскую региональную общественную организацию "Центр защиты прав потребителей" О. обратилась как к последней инстанции, не рассчитывая особо на успех. Специалисты центра взяли на себя сбор всей доказательной базы. Была проведена экспертиза количества шкурок, пошедших на пошив, качества выделки меха и пошива.
Выводы экспертизы и представленные доказательства были столь убедительны, что мировой судья, исследовав все обстоятельства, поддержала исковые требования потерпевшей. Постановление мирового судьи заняло четыре странички убористого текста, где перечислены все нарушения владелицей ателье законодательства о защите прав потребителей.
По решению суда в пользу О. с индивидуального предпринимателя будет взыскано 90 тысяч 140 рублей - стоимость меха, пошива, проведения экспертизы, судебные и почтовые расходы, неустойка за просрочку исполнения требований потребителя, компенсация морального вреда. Кроме того, незадачливой предпринимательнице предстоит выплатить штраф в размере 44 тысяч 70 рублей и 2463 рубля государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Как видим, упрямство предпринимательницы, отказ в соблюдении требований Федерального Закона "О защите прав потребителей" весьма дорого обойдутся ей - почти в 137 тысяч рублей. Хочется надеяться, что это послужит ей хорошим уроком на будущее.
- Законодательная и исполнительная власти прилагают все меры к упрощению развития бизнеса, - говорит председатель Воронежской региональной общественной организации "Центр защиты прав потребителей" Светлана Андреева. - Помощь государства в открытии своего дела предоставлена безработным гражданам. Но, к сожалению, жажда наживы, причем быстрой наживы, "выключает" у многих бизнесменов совесть. В погоне за прибылью они не дорожат своей репутацией, берутся за дело, не обладая даже элементарными его навыками, не подчиняются нормам российского законодательства. Получается заколдованный порочный круг - выражаясь языком наших лидеров, перестаешь "кошмарить" бизнес - бизнес, не стесняясь, начинает "кошмарить" общество и отдельно взятых людей.
Но, уважаемые предприниматели, поверьте моему опыту работы в центре, рано или поздно, но обязательно, приходит время отвечать по закону за материальный, моральный вред, причиненный потребителям. Наши граждане наконец стали больше знать о своих правах, охотнее отстаивают их в судах.
Второй мой совет касается уже потребителей: качественную вещь вам, по определению, не сошьют в полуподвале. И уж если вы решились на дорогую обнову, выбирайте для этого специализированное ателье, с хорошим освещением и оборудованием, устоявшейся репутацией, чтобы были зеркала и примерочная, чтобы вы имели возможность прийти с родными или знакомыми, которые со стороны оценили бы качество изделия. Не стесняйтесь попросить "Книгу отзывов", узнать мнение других клиентов ателье.
И, конечно, должны быть оформлены все необходимые документы. Нередко фирмы предлагают более выгодные условия, если сделка не будет документально оформлена. Для фирмы подобный вариант - способ ухода от налогов. Для вас это может обернуться серьезными проблемами, ведь в случае необходимости вы не сможете защитить свои права.
Документы будут необходимы, если ваша шуба или дубленка оказались кустарного производства. Сшитые из шкур разной обработки и выделки, они при носке ведут себя по-разному. Таким кустарным изделиям противопоказан процесс химической чистки: они могут изменить цвет, размер, а то и вовсе порвутся.
Михаил Ломоносов был прав, утверждая, что "химия широко распростирает руки своя". Неведомые зверушки сегодня с помощью химии приобретают благородный блеск. В Китае благодаря различным химическим добавкам норки в рекордно короткий срок приобретают необходимые кондиции. Правда, изделию из такой "норки" уготован еще более короткий срок.
- Зимой у нас в центре настоящий "меховой бум", - отмечает Светлана Андреева. - В Турции, к примеру, шубы не шьют, а склеивают. Долго ли в нашем климате продержатся такие склеенные шубы? Разумеется, нет - они попросту "осыпаются" в подкладку. Недолговечны и шубы из обрезков меха, которые привозят из Греции. А в одном из городков Краснодарского края изготовление шуб поставлено буквально на поток - их шьют в каждом доме. И кто знает, где и как выращены все эти норки, шиншиллы, каракуль, песцы, как выделаны шкурки? Меховой бизнес всегда был выгодным, сейчас он - сверхприбыльный, и потому всяк хочет получить свой кусок пирога.
В том, что бизнес, стремясь получить как можно больше прибыли, идет на любой обман, убедилась на собственном опыте. Шубу решила покупать на выставке, которую уже много лет организует одно из предприятий Кировской области. Во Дворце культуры авиазавода для выставки отвели темный закуток в гардеробной. В полутьме, тесноте, в потемневшем от времени зеркале шубу как следует рассмотреть не удалось. Смущало и то обстоятельство, что шуба сшита не на фабрике фирмы, проводящей выставку.
- Не кустарное ли это производство? - поинтересовалась у продавца.
- Нет, мы работаем только с фабриками, у нас проверенные партнеры, - заверили меня. - Гарантийный срок - шесть месяцев, это два сезона. А в случае чего, вы всегда можете вернуть шубу, мы же приезжаем в Воронеж постоянно…
Уже дома, при ярком освещении, внимательно изучив ярлык, увидела, что сшита шуба в поселке на Ставрополье, ни телефона, ни фамилии товаропроизводителя не указано. Не поленилась позвонить в Кирово-Чепецк, благо, на пакете были все реквизиты. Попросила владельца фирмы разобраться в этой ситуации, а в следующий приезд или вернуть деньги, или заменить шубу. И мне это было обещано. Чудес, как известно, не бывает. А потому ни денег, ни шубу в обмен я не получила.
Понимая бессмысленность своего вопроса, все же задала его продавцу: "А если в течение гарантийного срока в шубе обнаружится изъян, обращаться к вам?" - "Нет, обращайтесь к изготовителю, мы - только продавцы".
В общем, получили деньги - и на этом их ответственность заканчивается. Не писать же, в самом деле, письма на манер Ваньки Жукова "на деревню дедушке"....
- Покупать дорогую шубу или дубленку у заезжих "гастролеров" - большая и, к сожалению, весьма распространенная ошибка, - говорит Андреева. - Ваш случай - не первый и, боюсь, не последний. Приобретая вещь на выставках и ярмарках, которые в изобилии проходят в Воронеже и области, вы ставите себя в заведомо сложную ситуацию, потому что невозможно предъявить требования к продавцу. Он продал - и уехал. Согласно статье 25 ФЗ "О защите прав потребителя" вы имеете право, в случае если вещь не подошла по цвету, фасону, размеру, в течение 14 дней ее обменять. В вашем случае реализовать это право невозможно. Нет гарантии и в том, что среди доброкачественных изделий, представленных на выставках и ярмарках, не окажется контрафакт с "Черкизона".
Вот вы, например, пришли покупать шубу конкретного товаропроизводителя, довольно, кстати, известного, а что получили?.. И хотя закон на вашей стороне, отстоять свои права будет чрезвычайно сложно.
Светлана Михайловна, увы, права. Где Воронеж, и где - Кировская область? Кому вручать повестки, и будет ли кто вообще являться в суд? И перед тобой стоит выбор: либо потратить дни, месяцы своей жизни на написание жалоб, хождение по судам и добиться наконец своего, либо - махнуть рукой. Каждый выбирает сам. Свой выбор я тоже сделала.
Мне вспомнился девиз российского купечества: "Прибыль превыше всего, но честь - превыше прибыли". Для нынешних бизнесменов, потомков русских купцов, актуальна лишь первая часть девиза, вторая отброшена за ненадобностью. Действительно, под хруст купюр к чему думать о чести?..
Автор: Надежда Долинина.
Источник: "Коммуна", N 6 (25437), 19.01.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012