27.01.10
Далекое - близкое. Хорошая жизнь
История Воронежского театра драма имени Алексея Кольцова тесно связана со многими громкими именами отечественного театра и кино. Одно из них - Алексей Эйбоженко.
Леонид Филатов в своей знаменитой телепередаче сказал о нем: «У меня было убеждение, что в Советском Союзе Алексея Эйбоженко знают и любят все». Удивительный театральный актер! Всенародную популярность ему принесла роль комиссара Данилова в сериале "На всю оставшуюся жизнь". Были и другие заметные кинороли. Но главную признательность и любовь зрителей он заслужил именно как театральный актер, один из лучших своего поколения, и без того щедрого на таланты.
А.Эйбоженко в фильме "На всю оставшуюся жизнь".
В начале февраля Алексею Сергеевичу Эйбоженко исполнилось бы 76 лет. А самые первые театральные шаги он сделал на сцене Воронежского театра драмы имени Кольцова в 1956 году.
Римма Несмелова, заслуженная артистка России, ветеран Кольцовского театра вспоминает: "В Воронеже Алексей появился после окончания Щепкинского училища, вместе с Юрой Платоновым и Костей Дубининым. Это были замечательные ребята: интеллигентные, воспитанные. Очень хорошие актеры, правдивые… И прекрасные партнеры – это важно в театре. Бывает так, что партнер и не стремится к контакту во время действия, а какой без этого может быть психологический театр? Алексей же был очень чутким... Вообще, у него был богом данный актерский талант. Знаете, если боженька не поцеловал в макушку, то никакие режиссеры и студии таланта не вытянут..."
В "Молодом коммунаре" за май 1958 года я нашла заметку под красноречивым заголовком "Первая роль". Ее автор - прима воронежской сцены того времени, заслуженная артистка РСФСР Вера Рощина - так пишет о своем молодом партнере:
"Алексей Эйбоженко почти ребенком остался сиротой. Погиб на фронте отец, умерла мать. Как и многие в юности, он увлекся театром, стал заниматься в драматическом кружке Дома пионеров. Потом - театральное училище имени Щепкина. Упорная работа, первые любимые роли: Ромашка в пьесе "Два капитана", Аркаша из "Леса". Способный юноша получал стипендию имени Садовского.
Первые шаги двадцатитрехлетнего актера в театре начались удачно. Ему пришлось экспромтом выступать в пьесе "Когда цветет акация" в роли Бориса. И он успешно с этим справился. Впоследствии ему доверили ответственную работу - роль Олега в пьесе "В поисках радости". Это большая удача актера..."
Да, его первая главная роль в воронежском театре была выигрышной, эффектной и... очень сложной. В то время пьеса Виктора Розова "В поисках радости" была популярной и даже в какой-то степени революционной - поднималась тема борьбы с мещанством, не только в бытовом смысле, но и в духовном. А то, что такую объемную роль сыграл вчерашний выпускник, стало маленьким явлением в театральной жизни города. Молодого актера заметили сразу же. Можно сказать, сценическое крещение Алексей Эйбоженко получил в нашем театре драмы.
В то время нынешний заместитель главного редактора газеты "Коммуна" Анатолий Бавыкин занимался в театральной студии. Он рассказывает:
- Было обычным делом, когда актеры без отрыва от театра брались руководить самодеятельными театральными кружками. Вот и Эйбоженко по приезде в Воронеж появился в нашей студии. Занятия вел интересно, самозабвенно, с полной отдачей. Со временем ближе познакомились. Хотя он на несколько лет был старше меня, мы подружились, и эти отношения сохранились в будущем.
И вот на что тогда обратил внимание - он был необыкновенно пытлив и желал постоянно учиться. Говорит однажды: "Слушай, Толя, у нас в театре появился удивительный актер. Забираюсь на галерку, чтобы не увидел режиссер, наблюдаю за его репетициями. Так точно лепит образ, так мыслит!.." Речь шла о Леониде Броневом.
Алексей всегда искренне восхищался успехами других. О личной славе он абсолютно не заботился. Парадокс: он, известный и любимый многими, так и умер без звания. Он мог ради режиссера переходить из театра в театр, уезжать в другие города...
Алексей Эйбоженко был одним из любимых актеров Петра Фоменко - режиссера, который и сейчас по праву считается одним из интереснейших в России. Работа с Фоменко принесла актеру театральную славу. С ним был сделан легендарный спектакль "Смерть Тарелкина", в котором Эйбоженко исполнял главную роль. Постановка произвела такое впечатление, что ее запретили и... показывали подпольно. И не было, наверное, в то время истинного театрала, который не слышал бы о Тарелкине в исполнении Эйбоженко.
Потом Фоменко снял телевизионный сериал "На всю оставшуюся жизнь". Роль комиссара санитарного поезда Данилова подарила актеру поистине всесоюзную популярность, хотя до нее на счету у Эйбоженко были десятки фильмов. Впрочем, отношение его к кинематографу не отличалось пылкой любовью. Его слова: "Кино - это фабрика. Я туда иду, чтобы заработать". Конечно, это не означает, что он шел халтурить. Опять же, не на каждую роль соглашался.
После работы в Воронеже Эйбоженко пригласили в Московский театр драмы и комедии. С приходом главным режиссером Юрия Любимова театр стал "Театром на Таганке". Эйбоженко был достаточно активно занят в репертуаре. Например, играл роль Водоноса в самом, наверное, известном спектакле "Таганки" тех лет "Добрый человек из Сезуана". Это была очень заметная роль, которую потом играл Валерий Золотухин.
И вот Эйбоженко уходит из Таганки, к удивлению многих.
- Как-то при встрече в Москве, - рассказывает Анатолий Бавыкин, - я тоже не удержался от вопроса о причинах ухода. Алексей ответил: "Знаешь, я учился у великой русской актрисы Веры Николаевны Пашенной. Меня учили работать над ролью со всех сторон - психологически ее прорабатывать, находить мотивации, выстраивать линии в защиту героя и многое другое. А когда режиссер говорит "Становись на куб, и когда три раза свистнут, вскидывай руку и кричи "Ура!", - я так не могу..." И добавил, что это его принцип, который никак не снижает значения спектаклей Театра на Таганке.
Он был очень четок и правдив в выборе. Искренен. Знаете, как его в воронежском театре звали? "Эй, Боженка". Чистый, незащищенный и очень добрый человек. Не от мира театрального сего.
- Если отойти от чисто творческой стороны жизни Алексея Эйбоженко, то невольно обращаешь внимание на целую цепочку грустных обстоятельств - словно какой-то рок был над ним. Судите сами. - говорит Анатолий Бавыкин.
Во время учебы в театральном училище он с товарищами снимался в массовых сценах фильма "Школа" по А.Гайдару. Студенты изображали драку гимназистов. Режиссер не был доволен съемкой, требовал, чтобы дрались "натуральнее". В результате сокурсник проломил Алексею голову медной бляхой ремня.
Сделанный на документальной основе фильм "Третий тайм" рассказывал о том, как в концлагере пленные футболисты киевского "Динамо" играли "матч смерти" с немцами. Эйбоженко исполнял роль одного из "динамовцев". Известный футболист Крутиков, изображая немецкого защитника, так грубо обошелся с Алексеем, что бутсой выбил ему передние зубы.
Дикий случай произошел в 70-е годы. Тогда в Москве среди криминальных "отморозков" в моде была игра в карты на "живой интерес". Проигравшему наугад называли ряд и место в кинотеатре, и человек, сидевший на этом месте, должен был быть лишен жизни. Вот так слепой жребий выбрал Эйбоженко. Когда закончился сеанс и Алексей вышел на улицу, его догнал картежник-неудачник и пырнул ножом. К счастью, удар оказался не опасным для жизни.
Да и преждевременный уход из жизни артиста имеет трагическую предысторию. Его на улице жестоко избила группа хулиганов. Избила просто так, без повода, он чем-то им не понравился. На этот раз удары оказались опасными для жизни.
Творчество Эйбоженко получило признание. Его имя - в энциклопедии "Русский драматический театр". Но и здесь нашлась "ложка дегтя". На глаза попалась относительно недавно выпущенная книга Зиновия Анчиполовского об истории Кольцовского театра. В ней - ни слова об Алексее Эйбоженко. Не знаю, почему это случилось.
В фильме "На всю оставшуюся жизнь" есть такой эпизод. Комиссара Данилова спрашивают: "Легкая, что ли, жизнь у тебя была?.." Он отвечает: "Легкая, не легкая - не знаю... Хорошая. Я бы таких жизней штук сто прожил - не устал бы"
Это о нем, об Алексее Эйбоженко.
Автор: Татьяна Юрина.
Источник: "Воронежская неделя", N 4 (1937), 27.01.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012