28.01.10
Общество. Увеличение жестокости
Станут ли наши дети добрей и воспитанней после нового сериала о школе?
Так уж повелось, что любой фильм о школе вызывает неоднозначную реакцию в нашем обществе. Спорили до хрипоты вокруг хрестоматийного теперь уже «Доживем до понедельника». Скандалили, просмотрев пропитанный романтическими настроениями "А если это любовь?". "Большую перемену" называли далекой от действительности, эдакой идеальной зарисовкой на тему вечерней школы. Потом на экранах страны появилось "Чучело". На него ходили классами, школами. Вслух, на собраниях говорили, что в советской школе такого быть не может по определению. Себе и друзьям – что подобные истории встречаются сплошь и рядом. Современные сериальчики о школьной молодежи - не в счет. Смешно, красиво, сиропно-сладко. Пусто.
"Смотреть больно и противно. Но правда есть…"
Теперь вот новый фильм. Принимай, школа, подарок в Год учителя!
Кадр из телесериала "Школа".
Интернет и пресса забиты высказываниями всех от мала до велика. Министр образования и науки Андрей Фурсенко оторвался от насущных дел, чтобы изучить две записанные для него серии. Больше смотреть у него нет никакого желания. "Ничего нового я там не увидел. Те вещи, которые необходимо менять в школе, для меня очевидны. Для этого не нужно смотреть сериалы, а надо взять результаты ЕГЭ. И если иметь немного логического мышления, то можно понять, откуда это взялось. Я знаю цифры по наркомании, цифры по беспризорникам, и это более страшно, чем то, что показывают в сериале", - сообщил прессе министр.
По его мнению, обстановка в школе больше соответствует 90-м годам: "Рассказ - не о школе. Рассказ - об обществе, о смене поколений, которые находятся в момент перелома формаций, развала государства и создания нового".
Депутаты Государственной Думы призывают снять фильм с эфира. На пленарном заседании Госдумы коммунист Владислав Юрчик, назвал сериал "спланированной диверсией, нравственно калечащей детей и внуков".
Уполномоченный по правам ребенка в Москве, заслуженный учитель России Евгений Бунимович сомневается в необходимости показа на телевидении этого сериала, "поскольку дети все понимают слишком буквально. Этот сериал - не зеркало того, что происходит, а жесткое осознанное увеличение существующей ситуации", - сказал он.
Первый российский телеканал в ответ на критику распространил заявление с предложением не делать поспешных выводов, а сесть и разобраться в проблемах школы.
Чтобы узнать мнение воронежцев, мы решили не копаться в безликом Интернете, а выйти в народ.
Педагоги средней школы N87 Воронежа признаются, что "Школа" - не для широкого зрителя, особенно детей. По их мнению, в нем много жестокости. "Сериал не способствует формированию нравственных ценностей молодого поколения, унижает достоинство учителя. Эпизоды, в которых учителя берут взятки, дети бьют своих сверстников, не показывают объективную картину происходящего в современной школе".
Их поддерживают коллеги из МОК N 2, отмечая, что в фильме "много смоделированных сюжетов со знаком "минус".
К сожалению, многие дети принимают поступки главных героев как проявление индивидуальности, как пример для подражания. Эмоциональный отклик со стороны взрослых говорит о безусловном таланте создателей фильма, но какой вред принесет фильм подрастающему поколению?.. Гораздо тяжелее показывать отрицательное, но при этом способствовать позитивному, созидательному мышлению учащихся".
Тем не менее в целом собравшиеся на бюро Воронежского регионального отделения "Всероссийского педагогического собрания" учителя вынуждены были признать, что "смотреть больно и противно. Но правда есть..."
Родители также "кроют" сериал, но, вспоминая своих учителей, сетуют, что нынешние совсем обмельчали.
"И наркомания, и пьянство, и вымогательство - все это в школах есть, в большей или меньшей степени. Другое дело, что учителями сейчас работают случайные люди, которые не нашли себя в жизни. Почему студентов в педвузы принимают без профтестирования. Ведь далеко не каждый из них способен учить детей", - считает воронежец Иван Сапехин, закончивший школу в 2000 году.
Дети признаются: не все так страшно, как показывают. "В нашей школе такой чернухи нет. Да, курим, иногда выпиваем, но не в школе. Материмся, конечно, но не на уроке. Не так мы страшны, какими нас показали в этом кино", - считают подростки, живущие по соседству со мной.
Кто виноват?
Снова и снова все шишки сыплются на школу и учителей. Действительно, кто же станет стегать самого себя?! Больно. Да и непривычно. "Учитель недосмотрел, не научил, не привил, не воспитал. Только взятки берут, да к ЕГЭ натаскивают. А дети пьют, курят да шляются по улицам", - ругаем "Марь-Иванн", с ними и всю систему образования. Но как только дитятко звездочку с неба ухватило, то сразу бьем себя в грудь: вот мы какое чудо вырастили-взлелеяли! Тут про школу и не вспоминаем.
Признайтесь сами себе: сколько раз за последний год вы были в школе? Почему, когда дети учатся в начальной школе, мы ходим за учителем по пятам? Спрашиваем, интересуемся, советуемся. В пятом классе интерес угасает, уже позволяем себе пропустить родительские собрания. Деньги в фонд школы сдали? Ну и все. Нам же некогда. Работа, командировки. В девятом - одиннадцатом снова появляемся на собраниях, но только для того, чтобы решить вопрос, где и на сколько отгулять выпускной. Вся забота о детях - поиск и оплата репетитора, без которого к ЕГЭ, а значит, и к вузу не подступиться.
Но если нам не нужны собственные дети, то почему мы решили, что они нужны учителям?
Вот и получается, что наши "сокровища", по большому счету, никому не нужны. Они сидят в Интернете, курят, пьют, матерятся, влезают в группировки. Пытаются привлечь наше внимание. Пусть вымахали выше нас, но мышление-то осталось детское!.. Живут по принципу: "Чтобы мама посмотрела на меня, надо чашку разбить".
Если бы чашку... Судьбы ломают, жизни калечат. Недавно на Первом телеканале показывали мальчишку-подростка, нашего, воронежского, которого родители за собственную разбитую машину отправили за решетку. Ну не справляются с ним!.. "Пусть колония воспитает", - говорят они, не стесняясь, на всю страну. А паренек-то, как внешне, так и по словам соседей, друзей, - хороший. Но нелюбимый, а значит - ненужный.
Не надо быть большим психологом, чтобы понять: подростковая бравада - это нечто иное, чем желание выделиться из толпы. Шелуха, которая исчезнет без следа, если суметь подобрать к ребенку "ключик".
Одна знакомая учительница истории как-то в разговоре призналась: у нее на уроках старшеклассники, от которых ходуном ходит вся школа, плачут навзрыд над переломанными судьбами мальчишек, прошедших Афганистан. Она до сих пор забывает о доме и семье, когда чувствует, что Саши и Светы вот-вот "сорвутся с катушек". Оставляет их после уроков и, слово за словом, исподволь, выуживает из них причину срыва. Шелуха слетает и обнажает сердечко- доброе, ранимое, открытое всем ветрам.
Что делать?
Поймите меня правильно: я не призываю вас надеть розовые очки, за которыми не будет видно подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, проституции, и умиляться "шалостям" детей. Но и грести всех под одну гребенку не стоит. Если человека все время называть жабой, то он ею и станет.
Режиссер телесериала "Школа" Валерия Гай Германика (Валерия Чаганава).
Неужели все годы реформирования школы ни к чему не привели? Сегодня в каждой школе есть компьютеры и интерактивные доски, спортивные площадки и школьные автобусы. Но два главных звена, если верить "Школе", как были, так и остались без изменения. Дети - "оторвы и тупицы", а учителя - "бездари и взяточники"?
- Меня не удивляет, что показ "такого" фильма совпал с началом Года Учителя. Это тенденция современных российских СМИ ознаменовывать событие "клубничкой" к праздничному столу, - говорит председатель местного отделения "Всероссийского педсобрания" Ольга Картавцева. - Огорчает, что в нем практически нет позитива. Не стоит забывать, что школа - это зеркало общества. Да, надо показывать, говорить, писать, но - со всей полнотой.
Надо комментировать, расставляя акценты, выделяя лучшее, вскрывая причины худшего. Необходимо менять законы в части повышения ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения и неотвратимости общественного осуждения или наказания со стороны государства. И пора созидать "нашу новую школу" не на словах, а на деле - через принятие норм законов, обеспеченных финансами.
- Давайте посмотрим правде в глаза, - предлагает нам учитель химии гимназии N2, член Общественной палаты Воронежской области Ирина Москалева. - Разве цинизм, обман, равнодушие к человеку характерны только для учителей, показанных в фильме? Разве полное отсутствие интереса к знаниям, замененного стремлением к сексуальным отношениям, признание власти силы как первоосновы человеческих отношений существуют лишь в школе, показанной на экране? Не мы ли воспитывали это в молодежи на протяжении многих лет? Результат - налицо. Так почему "Школа" получает отрицательные оценки? Задача искусства - обнажать раны. А кто будет лечить их? Депутатам, чиновникам, каждому из нас пора понять, что школа - это наше общее дело, наша общая боль! Понять и начать действовать уже сегодня.
Вот только захотим ли мы? Или после бури вновь наступит затишье, как всегда это бывает?
Автор: Тамара Гашимова.
Источник: "Коммуна", N 11 (25442), 28.01.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012