30.01.10
"Вишневый сад" - это Россия
К 150-летию А.П.Чехова | Его пьесы будут вечными на сцене жизни
Наступивший год объявлен ЮНЕСКО Годом Чехова. И это естественно, потому что Чехов - удивительно интернационален. Его пьесы ставят от Парижа до Токио и от Токио до Буэнос-Айреса и Торонто.
Германия считает его "своим". Он там умер. В Баденвейлере - очаровательном курорте на юге Германии в горах Шварцвальда, в июле 1904 года. И сегодня местные жители говорят: "Чехов здесь жил...". Хотя был он там, уже тяжелобольной, менее месяца. Знал, что приехал умирать.
Моя американская знакомая присылает мне время от времени проспекты театральных постановок Нью-Йорка. Как-то посчитал: только в течение одного месяца пьеса Чехова "Иванов" значится в репертуаре четырех театров Бродвея и около Бродвея, в двух театрах - "Чайка", еще в двух - "Дядя Ваня".
В частности, именно загранице принадлежит первенство постановок ранней пьесы Чехова "Без названия". Она была на сценах Токио, Парижа, Лондона, Варшавы и Праги. В Воронежском театре драмы имени Алексея Кольцова эту пьесу под сценическим "псевдонимом" "Прости меня, мой ангел белоснежный..." (строка из стихотворения раннего Чехова) после тридцатилетнего забвения воспроизвел в 1992 году Анатолий Васильевич Иванов. Театр выезжал с ней на пять фестивалей, включая Второй Международный фестиваль имени А.П. Чехова в Москве в 1996 году. Постановку воронежцев восторженно оценили многие ведущие критики России. И не только России.
Американский критик Джон Фридман в журнале "American Theatre" свой обзор по итогам фестиваля начинает с воронежского спектакля и не жалеет поэтических сравнений для его оценки:
"Режиссер Анатолий Иванов, один из наиболее известных учеников выдающегося театрального мастера ХХ столетия Анатолия Эфроса, создал в этом спектакле удивительную атмосферу. Два момента особенно впечатляют: отличный ансамбль и прекрасная музыкальная партитура, сопровождающая все действие. Она удивительно гармонировала с манерой общения актеров - мягкой, едва уловимой, почти эфемерной. Особенно это проявлялось в сценах, когда все герои пьесы собирались вместе, как бы создавая групповой портрет общества. И эти непостижимые музыкальные волны общения лились со сцены в зал подобно тому, как легкий вечерний бриз приносит освежающий запах моря..."
И уже после воронежцев раннюю пьесу Чехова стали ставить и в Москве, и в Петербурге, и в других городах России. Так, в эти юбилейные дни к постановке "Пьесы без названия" приступил драмтеатр в Иркутске.
Но из всех пьес Чехова, на мой взгляд, особую, можно сказать, полумистическую притягательность имеет "Вишневый сад".
Если вы сегодня посмотрите театральный репертуар Москвы, Петербурга, других городов страны, то увидите это название на афишах многих театров. Хорошо, мы - русские, это наш "сад": наши типы, наши проблемы. Наша история, наконец. Но вот великий итальянец Джорджо Стрелер, основатель Театро Пикколо ди Милано, в 1974 году во второй раз ставит эту пьесу. И так объясняет причину своего интереса к чеховскому творчеству: "Сегодня удивленному собеседнику, который спросил бы: зачем мне еще один "Вишневый сад"? - я ответил бы очень просто: затем, что "Вишневый сад" - это шедевр. Потому что только великие произведения, формирующие в человеке отправную точку зрения на все сущее, преодолевают границы сиюминутного. Да, "Вишневый сад" - это шедевр, шедевр со всех точек зрения. Может быть, "Сад" - это самое великое из всего, что оставляет буржуазное общество в области театра, великое тем знанием самого себя, которого другие не умеют достичь".
Лично для меня три произведения двух великих авторов объясняют, почему случился 1917 год и все, за ним последовавшее. Это повести Ивана Алексеевича Бунина "Деревня" и "Суходол", изданные в 1910 и 1911 годах и пьеса "Вишневый сад", созданная Чеховым в 1904 году.
Для меня название "Вишневый сад" есть метафора России. В начале действия, когда помещица Раневская со свитой прибывает из Парижа в свое имение, она застает вишневый сад в майском цветении. "Какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!", - восклицает ее приемная дочь Варя. Восклицаний вначале много. Восклицает сама Раневская, ее пустозвонный брат Гаев, восклицает ее дочь Аня. Поглощенные собой, собственными эмоциями, они даже не хотят слышать предупреждение начинающего дельца Лопахина том, что 22 августа состоятся торги, то есть имение будет выставлено на продажу из-за долгов. Отмахиваются от него, как от назойливой мухи, прогоняют. В самый день торгов Раневская приглашает еврейский оркестр и устраивает бал. Прямо "пир во время чумы"!
И вот уже купивший имение Лопахин восклицает: "Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!.. Музыка, играй!". Раневская со свитой уезжает в Париж, забыв верного слугу Фирса в заколоченном холодном доме.
А другой сосед-помещик, Сименов-Пищик, тоже в финале пьесы, радостно сообщает, что выгодно сдал участок англичанам на 24 года. Те купили, потому что в его имении обнаружены залежи редкой белой глины. Катастрофа в пределах конкретного географического места России, кстати, богатого и лесом и рекой и даже железной дорогой, свершилась.
"Вишневый сад" на воронежской сцене.
В сущности, "Вишневый сад" и о наших днях. Вспомним, в 1990-е ушлые проходимцы приватизировали крупные предприятия, созданные трудом поколений, свернули производство, раздробили гиганты на мелкие части и продали в розницу. Точь-в-точь, как Лопахин имение Раневской. С одной только разницей, что Лопахин все-таки будет трудиться как-то и останется на этой земле. А многие современные нувориши с деньгами удрали в Париж и еще дальше.
Так что оценка, которую Джорджо Стрелер дал Чехову, вполне объективна. Чехов - едва ли не единственный феномен мировой драматургии, которого великие люди разных культур называли ПОЭТОМ, имея в виду именно его пьесы. Для нас, ныне живущих в России в эпоху перемен, живое поэтическое наследие Антона Павловича Чехова, весь образ его мирочувствования и мироотношения дает и смысл, и надежду жить дальше...
Автор: Николай Тимофеев.
Источник: "Коммуна", N 13 (25444), 30.01.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012