 |
13.03.12
Версия новая. Не последняя
Образование | В марте Правительство страны планирует рассмотреть третью версию проекта Закона «Об образовании в РФ»
Напомним, первая версия появилась еще в 2009 году, вызвав многочисленные разногласия в обществе. Чем же отличается новый вариант от предыдущих? С этим вопросом "Коммуна" обратилась к руководителю Департамента образования, науки и молодежной политики Олегу Мосолову и председателю Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамаре Бирюковой.
Равные условия и бесплатные учебники
|
Олег Мосолов | В том, что дошкольное образование разработчики законопроекта выделили в отдельный уровень, Олег Мосолов видит больше плюсов: - В законопроекте предлагается некоторые полномочия перевести с муниципального на региональный уровень, в частности, финансирование и реализацию образовательных программ по аналогии с общим образованием. Уже сейчас мы имеем федеральный документ, который регламентирует их содержание. Государство определяет рамки, в которых станет развиваться дошкольное образование. Потом оно же будет проверять: насколько данное учреждение этому соответствует, смог ли ребенок получить необходимый объем знаний? Это очень серьезный шаг вперед, способный решить поставленные задачи: ликвидацию очередности как таковой и выстраивание единых подходов к предоставлению гарантий и соответственно подтверждения этих гарантий ресурсами, прежде всего – финансовыми. Напомню, что в Воронежской области вместе с обязательствами повышения фонда оплаты учителям в 2011 году было принято решение об увеличении фонда оплаты труда всех педагогических работников. Так вот, в законопроекте записано: зарплата педработников должна быть не ниже средней по экономике в области, заложен механизм постоянной индексации. Эта норма позволит модернизировать всю систему образования, и дошкольного в том числе. В документе обозначены следующие уровни образования: дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее; среднее профессиональное; высшее - бакалавриат; высшее подготовка специалиста, магистратура; высшее - подготовка кадров высшей квалификации. Начального профессионального образования (НПО) не будет как такового, оно войдет в среднее профессиональное как подсистема. НПО — это тот уровень, который существовал в другой стране и в другой экономике. Сейчас абсолютно иные требования к рабочему. Поступить в среднее профессиональные учебные заведения можно будет всем желающим. Образовательные учреждения станут именовать образовательными организациями. С точки зрения закона правильней именовать то учреждение, которое оказывает образовательные услуги, организацией. Это никоим образом не приведет к изменению имущественных, юридических прав. По мнению авторов законопроекта, саморегулируемые организации (СРО)должны создать поле в системе образования для выработки критериев, внутренних регламентов, которые позволят более эффективно развиваться либо не совершать некоторых ошибок. У нас, к сожалению, система оценки качества, результативности находится на начальной стадии. Мы четко осознаем, что без внешней оценки, без внешнего аудита нам очень сложно развиваться дальше. Система образования - одна из самых консервативных. Конечно, консерватизм часто спасает ее от непродуманных действий. Но есть и минусы — очень тяжелый механизм реагирования на изменения, которые происходят. Объем знаний в современном мире меняется гораздо быстрей, чем 15-20 лет назад. Мы должны понимать, что одним из способов минимизации риска отставания системы образования от развития знаний и экономики служит выработка как законодательных, так и внутрисистемных правил. Система должна сама себя выстраивать под те новые задачи, которые появляются. Для этого необязательно Госдуме издавать новые законы или исправлять старые. Достаточно договориться: мы как профессионалы будем действовать так или по-другому. Сформировать правила игры, которые станут дополнять закон, а не противоречить ему. Если это СРО, то ее члены должны выполнять все задачи и договоренности, которые будут достигнуты. Это первая глобальная функция. А вторая — функция защиты. Очень часто мы имеем ситуации, когда общество не совсем адекватно реагирует на то, что происходит в системе образования, высказывая не совсем справедливые обвинения. Если кодекс учителя выполняется, то профессиональное сообщество должно защитить как отдельного представителя, так и профессию в целом. Это нормальная система взаимодействия. СРО выставит достаточно высокие требования, чтобы не пустить в систему случайных людей. А если окажутся, то система их отторгнет не через скандал, а мирным путем. И еще. В проекте закона записано, что обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы за счет бюджета в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, бесплатно обеспечиваются образовательными организациями учебниками и учебными пособиями. И сейчас есть норма, по которой мы обязаны обеспечивать школы всем необходимым для организации учебно-воспитательного процесса. Есть технологии обменного фонда учебников, есть общий фонд. В этом случае родители не платят за учебники практически ничего. Ситуация покупки учебников возникла лет 15 назад, когда появилась возможность использовать различные учебно-методические комплексы. С введением ФГОС в начальной школе происходит упорядочение. Учредители должны осознать, что родители не обязаны думать о приобретении книг. Это обязанность учредителя учебного заведения. Сейчас мы уже делаем шаги в этом направлении. В прошлом году примерно 60 процентов учеников начальной школы обеспечили книгами. В нынешнем должны полностью обеспечить тех детей, которые перешли на ФГОС. Потом учебники останутся в библиотеке. В 2011 году на их приобретение затрачено около 50 миллионов рублей из средств, выделяемых на модернизацию образования. В этом году планируем увеличить сумму. Чтобы понять масштаб, могу сказать: на полную замену фонда разово нужно потратить около миллиарда рублей.
"Образование - не услуга, а служение"
|
Тамара Бирюкова | По мнению Тамары Бирюковой, третья версия проекта практически не отличается от второй. -Изменения коснулись лишь нюансов, суть же законопроекта осталась прежней. Ни одно из предложений Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ не учтено. Так, мы предлагали статью 5 "Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование" дополнить пунктом о гарантии государства по ежегодному выделению на образование финансовых средств в размере не менее семи процентов валового внутреннего продукта. Этого не сделано. Но ведь это как раз тот минимальный уровень, от которого отталкиваются страны, осуществляющие модернизацию. У нас же сегодня финансирование образования вдвое ниже. Мы настаивали на установлении единых минимальных нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений, закладке в законопроект нормы о получении ими не менее 30 процентов средств по смете. Но все осталось без изменений. Нормативы финансирования образовательной деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, согласно законопроекту, устанавливаются самими субъектами исходя из их финансовых возможностей. Это, плюс использование принципа подушевого финансирования в качестве единственного, приведет к резкому росту неравенства возможностей в сфере образования. Мы требовали: ликвидация и реорганизация сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений и их филиалов должна допускаться только с согласия схода жителей поселений, обслуживаемых данным учреждением. Как в первой, так и в двух последующих редакциях законопроекта слово "филиал" было опущено. Хотя сегодня преобразование малокомплектных сельских школ в филиалы для властей является первой ступенькой к их последующей уже беспрепятственной ликвидации, поскольку в ныне действующем Законе РФ "Об образовании" согласие схода жителей требуется на ликвидацию только образовательного учреждения, но не его филиала. Кроме того, третьей редакцией по сравнению со второй статья 22 еще и ухудшена. Если во второй редакции речь шла о том, что реорганизация и ликвидация осуществляются либо по решению депутатов сельсоветов, либо по решению схода граждан, то в третьей редакции сход граждан имеет право выносить такое решение только в поселениях, где численность жителей, обладающих избирательным правом, не превышает 100 человек. Мы по-прежнему убеждены в том, что уровень начального профессионального образования должен быть сохранен. Но и эта наша позиция не нашла понимания у разработчиков законопроекта. Нет никаких изменений и в отношении заработной платы. Здесь наши предложения заключались в следующем: учителям и другим педагогическим работникам необходимо установить зарплату выше среднего размера оплаты труда в промышленных отраслях субъектов Российской Федерации; уровень оплаты труда мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования должен не менее чем в полтора раза превышать средний размер оплаты труда в промышленных отраслях субъектов Российской Федерации, а уровень оплаты труда преподавателей вузов - не менее чем в два раза. В законопроекте в отношении зарплат мастеров производственного обучения в системе начального профобразования, преподавателей ссузов, вузов нормы вообще отсутствуют. В отношении же учителей установлен "потолок": их зарплата должна быть не выше средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации. Такой подход нас ни в коей мере не устраивает. Академическую стипендию студентов вузов мы предлагали довести до 80 процентов прожиточного минимума трудоспособного населения. Стипендия учащихся, осваивающих программы начального профессионального образования, по нашему мнению, не может быть меньше 40 процентов, а осваивающих программы среднего профессионального образования - 60 процентов. По законопроекту, стипендия для разных категорий обучающихся рассчитывается в долях минимального размера оплаты труда (МРоТ). На уровне МРоТ она только у аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров. Но даже и эти крохи власти планируют выплачивать начиная с 1 января 2016 года, что отражено в статье 113 законопроекта. Мы же считаем, что "новые" стипендии должны выплачиваться с момента вступления в силу нового закона об образовании. Есть и еще ряд принципиальных моментов, с которыми мы не согласны. Однако самая большая беда заключается в том, что идеологическая основа проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" как была, так и осталась прежней: образование - это рыночная услуга. Но образование нельзя рассматривать иначе как социальное служение. И в этом смысле нашему профсоюзу полностью импонирует законопроект "О народном образовании", ведущим разработчиком которого является депутат Государственной Думы РФ Олег Смолин. Его наша организация поддержала на всех уровнях.
Тамара Гашимова
Источник: газета "Коммуна" N34 (25862),13.03.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|