29.02.12
Мультфильмы детям не игрушка
В воронежском кинотеатре «Спартак» прошел Большой фестиваль мультфильмов. Его программный директор Дина Годер рассказала "Воронежской неделе" о мультфестивалях и проблемах, с которыми сталкиваются аниматоры в России.
Дина Годер. Фото Виталия Черникова
- Дина, по специальности вы театровед. Как пришли к анимации?
- Это было во времена моей работы в журнале "Итоги", где я заведовала отделом искусства. Поскольку всегда любила анимацию, была убеждена, что про нее надо писать чаще. Как заведующая я пыталась добиться этого от своих сотрудников. Сначала от нашего кинообозревателя, но он ворчал: "Я не люблю анимацию"; потом от обозревателя по изобразительному искусству, который говорил: "Мультфильмы – это же кино, я в них ничего не понимаю".
Так получилось, что на российский фестиваль анимационного кино в Тарусу я поехала сама. На подобных мероприятиях очень специфическая обстановка - это такой пионерлагерь для взрослых. Там "капустники" проходят все время, с утра до ночи не прекращается веселье. Когда был опубликован мой первый репортаж с фестиваля мультфильмов, меня начали приглашать на другие. Следующим стал Международный мультипликационный фестиваль "КРОК".
Однажды друзья, которых я знаю по "Золотой Маске" и которые делали в это время фестиваль "Кинотеатр.doc", сказали мне: "Сколько можно рассказывать про мультфильмы? Надо их показывать". Мы начали с того, что я вела еженедельную программу мультфильмов по выходным в культурном центре "Актовый зал", приглашала режиссеров. Это был несомненный рывок вперед. Сегодня в Москве этим занимаются во многих клубах. Фестиваль мы начали делать позже.
- Возможно ли проводить постоянный показ мультфильмов в региональных центрах, например, в Воронеже?
- Конечно, гораздо круче, когда существуют арт-хаусные места и есть клубная система показов. Я считаю, что лучше, когда что-то появляется само на региональной почве, чем когда приезжают культуртрегеры и привозят это с собой. Что, в миллионом городе не найдутся люди, которым интересна анимация? Не верю!
Конечно, организатор должен понимать, что нужно заняться и просвещением людей, объяснить им, что мультфильмы - это очень интересно! Нередко даже интеллигентные люди, которых я приглашаю на просмотры, говорят, что не пойдут туда, потому что это только для детей. Хотя авторские мультфильмы рассчитаны на взрослых, некоторые детям даже показывать нельзя.
- И как, по-вашему, сломать эти стереотипы?
- Можно было бы устроить детскую анимационную школу в Воронеже с занятиями раза два в неделю, это очень развивает воображение и изобретательность. В прошлом году мы проводили в Сочи учебный проект "Фабрика мультфильмов": дети снимали их вместе с профессиональными аниматорами. К нам приходило много детей с родителями. Уже через 20 минут взрослых невозможно было оторвать от увлекательного процесса создания фильма. Они рисовали и вырезали, обсуждая, какие компьютерные программы можно использовать.
В нашей "Фабрике мультфильмов" участников становится все больше за счет увлеченных людей. Появился, например, парень, который занимается коллекционированием старинных оптических игрушек: он учит детей играть в них и самим делать такие же.
- Какие сегодня существуют способы знакомства широкой аудитории с авторской анимацией, кроме организации фестивалей?
- По телевизору ее почти не показывают. Выпускаются, конечно, диски, но их мало покупают. Самый легкий способ продвижения сегодня - Интернет. Но мультфильм, нарисованный настоящим художником в сложной технике, ты не сможешь оценить на YouTube. Например, фильмы нашего оскаровского лауреата Александра Петрова - это ведь настоящая живопись! Конечно, есть вещи, специально сделанные для Интернета, которые смотрятся там отлично - в них важна история, остроумие, парадоксы какие-то.
- В Интернете художник не имеет прибыли со своей работы. Как же зарабатывают аниматоры и художники?
- Художник обделен. Сегодня студии с мультипликаторами чаще всего заключают грабительские договоры. В Советском Союзе мультипликаторы владели персонажами. Если ты где-то использовал кусочек фильма, то деньги шли на студию, а если использовался персонаж, например, появлялся какой-нибудь сырок "Чебурашка", то деньги должны были идти художнику. В 90-е на эту тему было много споров и судов, у несчастных старых мультипликаторов воровали их персонажей. Закон изменился, и сейчас, теоретически, только если художник невероятно крут, он, подписывая договор со студией, может добиться того, чтобы персонажи принадлежали ему. На практике такого не происходит. В основном же студия платит только зарплату.
Что касается авторского кино, то во многих странах авторы существуют на гранты от государства. Например, так обстоит дело в Канаде, во Франции.
Но количество грантов в год ограничено. Поэтому если есть сильная студия, то она запускает коммерческие проекты. Если у них есть какой-нибудь известный режиссер, который был номинирован на престижную премию и получал призы, то он может договориться, что один раз в какое-то количество лет ему дадут сделать авторский фильм, при условии, что он много работает с коммерческой продукцией. Но в России студии пока не приносят прибыли. Поэтому про помощь авторскому кино со стороны студий у нас говорить не приходится.
- Как обстоят дела с телевизионным показом мультфильмов в России?
- Есть несколько телеканалов с мультфильмами, но они успешны не за счет отечественной анимации. Во всем мире студии работают на сериалы и полные метры. На Западе если ты вложил деньги в мультсериал, то покроешь все затраты - и еще останется небольшой излишек на развитие производства. Наши же каналы покупают в основном старую иностранную сериальную продукцию, а не новую отечественную, которая дороже.
Также не все идеально с законодательством.
Директор студии "Петербург", которая делает, в сущности, наш самый коммерческий продукт - "Смешарики", - говорила мне, что, если бы был отменен запрет на рекламу в детских передачах, то телевидение могло бы нормально платить за отечественные сериалы. И тогда студия смогла бы выживать и развиваться сама, не завися от государства. Сама по себе продажа права на использование анимационного знака у нас в стране дает не так много, проблем наших анимационных студий это не решит.
Беседу вел Павел Лебедев
Источник: "Воронежская неделя", N 9 (2046), 29.02.12г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012