 |
18.12.13
Страницы истории. Поэт с воронежскими корнями
 | Дмитрий Веневитинов | Недавно телеканал «Культура», рассказывая о поэтах пушкинской эпохи, упомянул Дмитрия Веневитинова – романтика и философа, умершего, к сожалению, очень рано, но оставившего яркий след в отечественной литературе… Мне же вспомнилось время работы над фильмом об этом поэте с воронежскими корнями и его удивительная биография. Когда 20 лет назад в литературно-драматической студии "Останкино" возникла идея создания передачи о поэзии "Поэтический альбом", то мы с редактором Диной Чупахиной предложили ее первого героя - Дмитрия Веневитинова. В основу сценария были положены стихи поэта и наиболее важные факты его короткой, но необычайно насыщенной жизни. В Москве идею фильма горячо поддержали писатели Булат Окуджава, Андрей Битов, Олег Волков, а в Воронеже моими сподвижниками стали научные сотрудники Литературного музея Елизавета Корчагина и Галина Мазина. Собирая материалы для будущего музея-усадьбы Веневитинова в Новоживотинном, Галина Павловна Мазина была тесно связана со всеми сопутствующими музеями и архивами Москвы и Петербурга. Она и стала главным консультантом фильма. Вместе с ней мы объездили и обошли все предполагаемые места съемок - от дома Веневитиновых в Кривоколенном переулке (там Пушкин читал "Бориса Годунова") до последнего приюта поэта на территории Новодевичьего монастыря, где он покоится рядом с Гоголем, Аксаковыми, Чеховым и другими славными представителями русской литературы. Неожиданная смерть Дмитрия Веневитинова в марте 1827 года повергла в шок современников. Не дожив до 22 лет, поэт, которому прочили одно из первых мест в отечественной словесности, умер от воспаления легких в Петербурге, вдали от своего московского дома. Многие в те дни откликнулись на нелепый, преждевременный уход эмоциональными поэтическими произведениями. Литературное же наследие самого Веневитинова сравнительно невелико, но и то, что есть, - более чем яркое свидетельство незаурядного, блестящего таланта, проявления натуры неповторимой и выдающейся. Московский дворянин с воронежскими корнями, аристократ и интеллектуал, он получил прекрасное домашнее, а потом и университетское образование, владел несколькими языками, хорошо музицировал и рисовал. К его стихам, суждениям о литературе и истории с глубочайшим уважением относился Пушкин, находящийся с ним в родстве, и многие другие известные в России личности... Общество молодых московских литераторов, тяготевших к философии и называвших себя "любомудрами", признавало Дмитрия Веневитинова одним из своих бесспорных лидеров. Известно, что именно с ним поделился Пушкин своими сокровенными творческими замыслами - идеями "Самозванца", "Моцарта и Сальери", сцен из "Фауста", "Графа Нулина", новых глав "Евгения Онегина". А юный любомудр беседовал с Александром Сергеевичем на равных от имени нового поколения романтиков как поэт и один из основателей журнала "Московский вестник". Общение с автором "Евгения Онегина" имело немалое значение для духовного развития Дмитрия Веневитинова. Пушкину поэт посвятит несколько своих стихотворений. Когда вышли впервые его сочинения, в одной рецензии говорилось: "Веневитинов и в жизни был Поэтом: его счастливая наружность, его тихая и важная задумчивость, его стройные движения, вдохновенная речь, светская, непритворная любезность, столь знакомые всем, вблизи его видевшим, ручались в том, что он и жизнь свою образует, как произведение изящное". Именно поэтому его смерть так потрясла и объединила всех. "Пушкин и Мицкевич провожали гроб Веневитинова и плакали об нем как о друге", - свидетельствовал Николай Полевой, шедший в похоронной процессии вместе с другими писателями. Пророческий и даже мистический дар поэта, о котором столько говорили исследователи его творчества, мне в некотором смысле пришлось испытать на себе. Рабочее название веневитиновского сценария - "Как знал он жизнь! Как мало жил!" - казалось неокончательным. Это была строчка одного из его последних стихотворений, выбранная на момент предварительных разговоров о фильме. Когда же однажды, вернувшись с кладбища Новодевичьего монастыря растроганным от нахлынувших там чувств, я, желая сменить название, открыл произвольно книгу его стихов, то первое, что удалось прочитать, оказалось: Сбылось пророчество поэта, И друг в слезах с началом лета Его могилу посетил... Как знал он жизнь! Как мало жил! Начинался июнь. Полюбив веневитиновскую поэзию, я считал себя его другом, а потому название-эпиграф осталось прежним... Были и другие "знаки" во время той памятной работы. Так, однажды, репетируя с актрисой театра на Таганке Любовью Селютиной сценарный текст и стихи, мы вдруг оказались в гримерке Владимира Высоцкого - другого близкого и дорогого нам поэта. Читали Веневитинова вперемешку с Высоцким; слова звучали диалогом двух эпох, перекличкой двух незаурядных, рано умерших поэтов... Вскоре нашу поэтическую передачу показали по самым разным каналам, и благодарные письма стали приходить в останкинскую литературную редакцию со всего света. А позднее в Новоживотинном, близ Воронежа, открылся и музей-усадьба Дмитрия Веневитинова - как еще одна существенная дань нашей памяти и любви.
Владимир Межевитин
Источник: газета "Воронежская неделя" N 51 (2140), 18.12.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|