 |
29.10.13
Мнение ученого. От "пятилетки эффективности" - к трехлетке роста безработицы
Лучше «затягивать» не пояса трудящихся, а зарубежные счета олигархов
Совсем недавно, 31 января 2013г., Дмитрий Медведев провозгласил на период до 2018г. пятилетку эффективности российской экономики, отметив особым ее достоинством - ежегодный рост ВВП на уровне пять процентов. Что же чрезвычайное произошло в стране и в мире, если спустя всего восемь месяцев пришлось забыть о приуроченной к очередным президентским выборам пятилетке оптимистических темпов экономического роста - в пользу трехлетки более скромных намерений: всего три процента роста в год. Причем с условием опережающего ВВП повышения производительности труда (пять-шесть процентов в год), а иными словами – за счет сокращения занятости населения и удвоения безработицы.
Исаак Загайтов, профессор, г.Воронеж
Для тех, кто не знает, как связаны между собой показатели роста ВВП, производительности труда и спроса на рабочую силу, Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что уже в 2014-2016гг. "Россия должна отказаться от политики сохранения занятости любой ценой, людям необходимо научиться менять не только место работы, но и профессию и место жительства". К сожалению, данное пожелание нашего Премьер-министра оставило обреченных менять место работы в неведении о том, появится ли реальная возможность приобрести жилье по новому месту жительства. Кроме того, неясно, что реально может дать ВСЕМУ трудящемуся люду смена профессии и места жительства при ОБЩЕМ сокращении занятости? Несложно подсчитать, какой прирост численности безработных в России проектирует Правительство к 2016 году в своих расчетах плана и бюджета на ближайшую трехлетку. Если намечается рост ВВП на три процента в год (9,3 процента за три года), а производительность труда предполагается увеличивать ежегодно на пять-шесть процентов (за три года 15,7 - 19,1 процента), то нужно ожидать сокращение численности занятых суммарно на 6,4 - 9,8 процентов, то есть примерно на 4,6 - 7,0 млн. человек. И это дополнительно к тем четырем млн. человек, которые зафиксированы Госкомстатом РФ в середине 2013г. В данном случае полезно учесть мнение профессора Е.Ясина, наставника и Е.Гайдара, и нынешних разработчиков "трехлетки". Именно ему была доверена экспертиза качества утвержденного Правительством проекта плана и бюджета на 2014-2016 гг. Так вот он считает, что рост ВВП в данный период будет скромнее трех процентов. Значит, согласно прогнозу Е.Ясина, при достижении роста производительности труда на уровне пяти-шести процентов, рост безработицы превысит выше приведенные оценки. Спору нет, рост производительности труда - благое дело. Но почему это благое дело должно быть направлено против значительной части населения? Причем, не только против тех миллионов, которые пополнят ряды безработных, но и против членов их семей, включая детей и родителей. Больше того, это ударит и по семьям бизнесменов, а также тех счастливцев, которые сохранят свои рабочие места, но почувствуют на себе, что увеличение безработицы на один процент вызывает рост преступности на четыре-шесть процентов. Трудно поверить, что в этом случае не пострадает выполнение ранее принятых государством социальных обязательств. Объясняя свою позицию по данной проблеме на сочинском экономическом форуме, Дмитрий Медведев заметил: "Считаю, что именно сейчас, в этот период, который мы переживаем, нам нужно воспользоваться нашим очень серьезным преимуществом. Оно заключается в том, что у нас низкий по сравнению с европейскими странами уровень безработицы, и поэтому УЙТИ от политики сохранения занятости населения любой ценой". Но зачем нужен уход от политики сохранения занятости - на политику роста безработицы? Если во всем равняться на европейские страны, то нельзя забывать, что даже в такой бедной стране, как Греция, среднемесячное пособие по безработице в 2012 году составило 480 долларов, в небогатой Португалии - 1260, в богатой Германии - 2340 долларов. А поскольку эти платежи существенно обременяют бюджет, разумные европейские чиновники всех уровней нацелены НЕ НА УХОД от политики сохранения занятости, а на поиск резервов увеличения рабочих мест. В РФ в прошлом году пособия по безработице составили всего 140 долларов в месяц. Предположим, что теоретики российского либерализма - от Е.Ясина и В.Мау до прислушивающихся к ним чиновников высокого ранга - считают столь низкие пособия нашим преимуществом перед европейскими странами и сохранят их нынешний уровень на 2014-2016 гг. В таком случае несложно подсчитать, что подготовленный ими проект "трехлетки" потребует израсходовать на "УХОД" от политики сохранения занятости дополнительно 7,7-11,8 млрд. долларов. То есть сумму, которая примерно в 6,5 раз больше ущерба от стихийного бедствия, поразившего в нынешнем году районы нашего Дальнего Востока. Но может быть, произошедший всего за восемь месяцев отказ от "пятилетки эффективности" в пользу "трехлетки" роста безработицы связан с некими чрезвычайными внешними обстоятельствами, которые в начале нынешнего года нельзя было предвидеть? В этой связи обратим внимание, что цены на главный ресурс нашего экспорта - энергоносители - устойчиво высокие. Почти все наши внешнеторговые партнеры вступают в фазу неспешного экономического подъема, что, в принципе, должно благоприятствовать перспективам сбыта нашей продукции за рубеж. Так в чем же проблема? На первый взгляд кажется, что основным фактором смены приоритетов оказались первые неприятные последствия вступления России в ВТО. Доля правды в этом есть. Но думаю, что ВТО в данном случае сыграло роль только "спускового механизма", обнажившего общую ущербность и бесперспективность проводившегося до последнего времени либерального курса социально-экономической политики. Напомню, что еще в 2006г., опираясь на учение К.Маркса о циклической повторяемости кризисов капиталистической экономики, нами был представлен не только прогноз очередного циклического спада в 2009-2011гг., но и отмечалось, какие меры необходимо предпринять, чтобы в последующих фазах депрессии и оживления можно было осуществить обновление основного капитала. В частности, отмечалось, как важно использовать механизмы государственного регулирования доходов, чтобы заблаговременно подготовиться к обострению конкурентной борьбы в последующей фазе экономического подъема. Указывалось, какую роль в этом отношении должны сыграть ужесточение контроля за внешнеэкономическими операциями и экспортом капитала, переход от фискальной к стимулирующей системе дифференцированного налогообложения. Как все это могло бы стать шансом экономического благополучия до кризиса, прогнозируемого примерно на 2017-2019гг., - неоднократно писала "Коммуна". А как в период депрессии и оживления последних лет развивалось народное хозяйство наших зарубежных партнеров? У них это было время существенного изменения технико-технологической, отраслевой, региональной, а частично и социальной структуры производства. В итоге им удалось несколько снизить энергоемкость и металлоемкость производства, диверсифицировать поставки сырья, заметно расширить внутренний платежеспособный спрос. Благодаря этому они не только укрепили свой внутренний рынок, но и повысили свои возможности эффективной конкуренции на внешних рынках. Наоборот, в России подобную структурную перестройку осуществить не удалось, поскольку либеральный курс социально-экономической политики не позволил мобилизовать внутренние инвестиционные ресурсы для обеспечения большей независимости страны от внешнеэкономической конъюнктуры. Подтвердилась старая истина - "чтобы управлять, нужно предвидеть". Предвидеть не смогли, а прислушиваться к рекомендациям науки не желали. В результате имеем то, что имеем. И упрямо повторяем, что право на ошибку имеют все, забывая, что оправдания достойны лишь те, кто ошибается не часто, не долго, не по злому умыслу, а главное, готов свои ошибки исправлять. Забываем, что в управлении народным хозяйством должен действовать принцип: неспособный предвидеть не вправе управлять. Восемь месяцев между отказом от пятилетки эффективности в пользу "трехлетки" роста безработицы, естественно, не лучшим образом характеризует прогностический потенциал подготовителей этих документов. Потребовалось затяжное ухудшение экономических показателей в первом полугодии 2013г., чтобы даже самые упрямые из управленцев поняли, что нынешний неспешный промышленный подъем в развитых зарубежных странах в перспективе 2014-2016гг. для России угрожает превратиться в период стагнации производства. Положение еще больше ухудшилось тем, что наши руководители приурочили вступление в ВТО именно к периоду дальнейшего укрепления конкурентоспособности зарубежного капитала. Попытаемся определить, каким образом все эти новации должны повлиять на экономическое положение различных социальных групп российского общества в перспективе 2014-2016гг. Прежде всего - в части доходов. Поскольку российские экспортеры в основном представлены сырьевыми монополиями, стратегический анализ, естественно, указывает на возможность, как минимум, неуменьшения в перспективе их прибылей. Неуменьшения потому, что на мировом рынке в период до очередного циклического экономического кризиса (а он ожидается примерно в 2017-2019гг.) мало вероятно существенное падение цен на энергоносители, металл, лесоматериалы и удобрения, которые на 2014-2016гг. предполагается сохранять в качестве важнейших статей российского экспорта. Тревожней перспективы среднего и малого бизнеса, обслуживающих по преимуществу внутренний спрос, - государственный, предпринимательский, потребительский. По мере более полной реализации условий ВТО, он будет более предметно осознавать трудности, связанные с грядущим обострением конкурентной борьбы на российском внутреннем рынке. Это поставит перед значительной частью среднего бизнеса вопрос на уровне: "Быть, или не быть?". И чтобы "быть!", собственники менее успешных компаний, опасаясь банкротства, весьма вероятно, пополнят ряды экспортеров капитала в страны с более благоприятным инвестиционным климатом. Суммируя эту перспективу с известным "патриотизмом" наших олигархов, следует ожидать, что без серьезных мер государственного регулирования вывоз из страны капитала остановить не удастся, а потому и надежды на три процента ежегодного роста ВВП вполне могут не оправдаться. У малого бизнеса, по крайней мере, в сфере реальной экономики перспектива еще хуже, поскольку уходить за рубеж ему не с чем. На основе принципов ВТО, мелкого товаропроизводителя в перспективе 2014-2016гг. импорту будет нетрудно теснить и давить. Поэтому основным условием выживания для конкурирующего с зарубежьем для малого бизнеса станет снижение цен и "затягивание поясов". Что же касается наемного труда, то в условиях одновременного роста производительности и безработицы, его ожидает усиление конкуренции за рабочее место. А поскольку это уменьшит расходы предпринимателей на зарплату, то следует ожидать, что конкурентоспособность российской продукции действительно несколько повысится - как на мировом, так и на внутреннем рынке. Оценивая в целом перспективы формирования доходов различных групп населения РФ в рамках ориентиров разработанной Правительством "трехлетки", можно предвидеть: для олигархического капитала, кующего свои доходы, прежде всего во внешнеторговом обороте, уход от политики сохранения занятости населения любой ценой - это, однозначно, позитивное решение назревающих трудностей конкурентной борьбы. А вот для среднего бизнеса не все так просто. Не просто потому, что средний бизнес в основном оперирует на отечественном рынке, а значит, часть того, что он приобретет благодаря экономии на фонде зарплаты, он неизбежно потеряет, за счет снижения платежеспособного спроса утратившего работу населения, за счет расходов на локализацию растущей преступности и др. Прозрачней всего перспектива "трехлетки" для экономического положения малого бизнеса, наемных рабочих и прочего люда (примерно 80 процентов населения). Им нужно будет "затягивать пояса", надеяться на лучшее будущее и быть готовыми "менять место жительства". В ближайшее время либеральную "трехлетку" рассмотрят в Государственной Думе РФ. Следовательно, от того, в какой мере и в каком направлении она будет корректироваться, можно будет судить о силе влияния различных социальных групп на курс социально-экономической политики страны. Хотелось бы надеяться, что, по крайней мере, в ходе обсуждения подготовленного Правительством документа, будет озвучена альтернативная позиция нашей экономической науки, которая способна показать, что рост производительности труда возможен БЕЗ СОКРАЩЕНИЯ занятости населения. Что для этого достаточно обеспечить опережающие темпы роста производства. Скажем, при увеличении производительности труда на пять процентов необходимо добиться роста ВВП не на три, а на 5,1 процента. Понятно, что управленцам-либералам, для которых доходы олигархов - священная корова, это не под силу. Но вот конкретный пример - Воронежский авиационный завод. Достаточно его финансово обеспечить, и в течение "трехлетки" он может увеличить объемы производства не на десять и даже не на двадцать процентов, а в три-четыре раза. Остановка за малым - нужно экономически ЗАСТАВИТЬ тех, кому выгодно с "откатом" приобретать самолеты за рубежом, потратить те же средства на финансирование их производство в Воронеже. То же касается пока что не бездыханных предприятий сельскохозяйственного машиностроения, судостроения, станкостроения, легпрома, сельского хозяйства и др. Они частично еще располагают дееспособными основными фондами и рабочей силой. Остановка и здесь за малым - нужно опять-таки ПРИНУДИТЬ тех, кто привык ежегодно не возвращать из-за рубежа свыше 100 млрд. долларов экспортной выручки - взять на себя функцию инвесторов, ответственных за рост производства в РФ. Сегодня только такой, не либеральный должен быть инвестиционный климат. Без долговременных надежд на зарубежных рвачей и без романтического ожидания наивных благодетелей. Тогда не нужно будет проектировать рост безработицы. Затягивать придется не пояса, а зарубежные счета. Менять придется место жительства не тем, кто хочет работать, а тем, кто хочет и дальше жить паразитом.
Источник: газета "Коммуна" N 160 (26182), 29.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|