 |
23.10.13
У времени в плену
Театр
В Воронежской государственной академии искусств состоялся трехдневный семинар «Документальный театр»
"Вербатим (от лат. verbatim — дословно), или документальный театр — вид театрального представления, получивший определенную популярность на рубеже XX—XXI веков. Типологически соответствует литературе нонфикшн. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актерами", - сообщает Википедия.
Виталий Черников
Интерес драматургов (и – шире - литераторов) к документалистике возник давно. Можно вспомнить поездки советских писателей на производство, мечты ЛЕФовцев о "литературе факта". Теория у них не расходилась с практикой, пример - поставленная Всеволодом Мейерхольдом пьеса Сергея Третьякова "Рычи, Китай!" Но чаще всего результатом столкновения литератора с советской реальностью становился газетный очерк, и как раз с реальностью описанный там мир был связан мало. Хотя "художественными достоинствами" текст вполне мог обладать. Показателен итог командировки ссыльного Осипа Мандельштама от "Коммуны" в Воробьевский район Воронежскойо бласти. С огромным интересом общался он с жившими и работавшими там людьми, в том числе "о глубине деятельной социалистической жизни". Однако задуманной книги о колхозной жизни написать не смог. Потому что понимал: книга будет лживой. А вот другой пример. На организованном академией искусств семинаре участники вспоминали книги Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики", "Чернобыльская молитва". Они целиком построены на интервью с очевидцами Чернобыльской катастрофы, участниками Великой Отечественной и Афганской войн. Некоторые из книг стали основой для спектаклей. Представители нового поколения российских драматургов, заявившие о себе на рубеже веков, нередко используют фрагменты окружающей нас реальности для создания пьес. Одиннадцать лет назад в Москве возник Театр.doc. Уже название говорит о том, что большая часть спектаклей сделаны как результат общения с реальными людьми. Одна из особенностей постановок - острота поднимаемых тем. Часто спектакль - повод для разговора о проблемах общества. Одним из экспериментов, к которым причастен ректор ВГАИ Эдуард Бояков, стал проект "Человек.doc" - десять принципиально разных по форме спектаклей-монологов российских композиторов, поэтов, философов, художников - представителей разных поколений с очень разными жизненными воззрениями. В восьми случаях на сцену выходят в роли себя сами персонажи. Например, художник и коллекционер Александр Петлюра, композитор Владимир Мартынов. - Начинаешь говорить: "Мартынов, выдающийся композитор…" Но ведь нужно сказать и о том, что он писатель, философ! Нельзя не поведать и о его церковном опыте: он был правой рукой Владыки Питирима. А дальше хочется сказать о путешествиях в Индию и Тибет... - признается Эдуард Бояков. Показанный в Воронежском концертном зале спектакль о судьбе известного советского драматурга Александра Гельмана - некоторым образом исключение из правила. В персонажа перевоплощается актер Федор Степанов. Совсем не важно, что персонаж моноспектакля был "самым знаковым драматургом брежневской эпохи", "признанным мастером производственной пьесы", лауреатом каких-то премий. Бояков признался даже, что не ставил перед актером задачи точно копировать, "снимать" персонажа. О себе рассказывает старик, переосмысляющий свою жизнь. Человек, в годы Второй мировой потерявший в еврейском гетто всех родных и, чтобы не сойти с ума, силой воображения превративший происходивший вокруг ужас в часть детской игры. - Я старею, старею. Это обстоятельство меня сильно занимает. Мне бесконечно интересно наблюдать, как это происходит со мной, - с этого признания начинается спектакль. Перед нами - один из шестидесятников, пришедших в этот мир в начале 1930-х и завершающих свой жизненный путь. Это поколение идеалистов так, по сути, и не осуществило свои мечты. "Мы состарились, износились, свое отработали, и нам не повезло. Не успели вырваться из-под всевластия КПСС, как попали под всевластие старости. Опять - это нельзя, то нельзя, ничего нельзя!" Сначала эти люди, с горечью признается Александр Гельман, поверили в социализм с человеческим лицом, потом решили, что в России можно запросто построить капитализм с человеческим лицом. А теперь уже и не важно, какой госстрой на дворе. Жизнь прожита; "главное в жизни - это то, что она очень короткая". Автор советских производственных драм на склоне лет внезапно начал писать стихи о более важном, чем "социализм с человеческим лицом" и тем более, чем Госпремия. Стихи странные, порой как бы не очень "умелые" и оттого местами очень пронзительные - об уснувшем времени, о смерти и ежедневном ее преодолении. В семинаре приняла участие театральный критик Елена Ковальская. Студенты академии узнали, что такое вербатим, на практике, получив задание: взять интервью у одного или нескольких людей о том, как они прожили 1990-е, и на основе этой беседы составить рассказ на три минуты. Не забывая, разумеется, о речевых особенностях рассказчиков. На следующий день студенты показали первые результаты своих "полевых исследований".
Источник: газета "Воронежская неделя" N 43 (2132), 23.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|