 |
02.12.14
Мнение ученого. Что сказал бы Иван Крылов либералам в правительстве?
Когда будет установлен государственно регулируемый контроль за внешнеэкономической деятельностью и эффективностью использования собственности в базовых отраслях народного хозяйства, тогда появится возможность двигаться вперед если не советскими, то хотя бы досоветскими шагами
Много чего мог бы он сказать в образах героев своих басен. Вспомнил бы тех, кто сегодня тянет воз экономики и социальной сферы в разные стороны; сказал бы правду о стратегических собственниках, которые «под дубом вековым, наевшись желудей досыта, до отвала…»; возможно, даже назвал бы по имени музыкантов, меняющих руководящие кресла. Но для понимания ситуации, которая ныне сложилась в народном хозяйстве, пожалуй, полезно вчитаться и в другие жемчужины его басенного наследия.
Исаак Загайтов, доктор экономических наук, профессор Например, вспомним мудрое замечание: "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник". И почему беда? Иван Андреевич отвечает: "Примечено стократ, что кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней: он лучше дело все погубит..., чем у честных и знающих людей спросить иль выслушать разумного совета"... Постсоветская Россия давно теряет значительную часть своего ВВП на заниженном курсе рубля. Почему при паритете покупательной способности рубля и доллара в соотношении 18,5 к одному его рыночная цена в 2012 году составила 32 к одному а в начале 2014 года докатилась до 36 к одному? Совсем недавно это разъяснялось в "Коммуне" (16 октября 2014г.), и, в принципе, этого достаточно, чтобы понимать, почему и в октябре-ноябре рубль продолжил падение. В рамках законов рыночных отношений происходящее легко объяснимо: цена рубля, как и цена любого товара, зависит не только от затрат на производство товаров, которые он представляет, но еще от соотношений между спросом и предложением на различные виды валют. Если рубль падает, значит, к обмену предлагается мало долларов и многовато рублей. Но почему на валютный рынок поступает мало долларов? Ведь объем нашего экспорта, рассчитываемый в долларах, составляет около 50 процентов ВВП, созданного в отраслях реальной экономики, и значительно превышает доходную часть консолидированного бюджета страны. Чтобы при таком масштабе экспорта испытывать дефицит валюты, нужно очень основательно потрудиться над уводом выручки из российской системы денежного оборота. Так вот, в этом деле наши экспортеры серьезно преуспели. Особенно в последние пять-шесть лет. Под разными предлогами они стараются не возвращать в страну свыше третьей части экспортной выручки – ежегодно около 200 миллиардов долларов, создавая тем самым дефицит валюты в РФ, а потому и низкий курс рубля. Влияют и некоторые другие обстоятельства. Например, как быть получателям больших дивидендов и прибылей, если они предпочитают (а правительство им это позволяет) использовать свои сверхдоходы не на инвестиционные цели в России, а на приобретение имущества за рубежом? А ведь точно так же озабочены сбережением своих доходов крупные мошенники и коррупционеры, которые догадываются, что "лихие" доходы нужно лихо упрятать за рубежом. Всем этим счастливым участникам рыночных отношений очень нужна валюта, вместо рублей, которые они, в насмешку над нашими зарплатами и пенсиями, обзывают "деревянными". Статистика бесстрастно сообщает, что в последние годы у этих счастливчиков, благодаря либерализации валютного контроля, зарубежные ресурсы существенно выросли. Им есть, кого за это благодарить и в правительстве, и в Думе, и в СМИ. Важно, чтобы остальные граждане не заблуждались в отношении творцов и менеджеров удушающего российскую экономику курса на заботливое отношение не к трудящемуся люду, а к уютно устроившимся за его хребтом. Чтобы относились с пониманием к обещаниям "стабилизации" рубля и "модернизации" экономики, если одновременно провозглашается опора на "патриотические" чувства тех, кого заботит внешний, а не внутренний рынок. Экономисты, которых в правительстве не хотят слушать, давно настаивают, что под патриотические чувства наших олигархов нужны не вкрадчивые увещевания, а конкретные регламентирующие и обязывающие действия. Давайте и мы подумаем, что мешает господствующим в экономическом блоке правительства либералам восстановить систему нормального контроля за возвратом в страну экспортной выручки? В том числе с применением к нарушителям мощных штрафных санкций и угрозы лишения лицензий на выполнение экспортных операций. Похоже, мешает только желание не обижать ближнего. В уверенности, что руководство будет журить, иногда даже поругивать, но все равно не воспользуется советом И.А.Крылова - "Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить". Но такой вариант сохранения валютных ресурсов для стабилизации и модернизации экономики остается не использованным. В итоге парадокс - что имеем свое, вывозим и оставляем на Западе. И одновременно взываем к созданию привлекательного климата для притока зарубежных инвестиций. Вот последняя инициатива - готовится закон, который должен открыть дорогу к притоку в страну криминально ранее вывезенного капитала. Путем его амнистии, за минимальную ставку налогообложения. Не правда ли, это подсказка к следующему этапу криминального вывоза валюты, с надеждой на возможный в перспективе новый раунд амнистии - как только удастся вновь осложнить финансовое положение России? Не хотелось бы думать, что такая идея родилась задолго до того, как стало возможным представить ее в качестве способа локализации нынешнего финансового кризиса, и что поэтому ее можно рассматривать как давно готовившуюся, а ныне расчетливо реализуемую политическую акцию. Беды народного хозяйства России связаны не только с безответственной валютной политикой. Требует радикального пересмотра общий курс социально-экономической политики. В том числе и внешнеторговой. С каким опозданием, под давлением санкций, в высших эшелонах власти начало приходить осознание необходимости развития импортозамещения. Время идет, а где же конкретная правительственная программа материально обеспеченных действий по реализации импортозамещения? Снова надежды на "невидимую руку рынка", который сам решит, что, где и когда производить; кто, в какие сроки и на каких условиях изыщет на это необходимые средства. В этой связи обратимся к данным Госкомстата в части, касающейся структуры нашего импорта (таблица 1).
Импорт РФ из стран дальнего зарубежья, 2013г.
Виды товаров |
Млрд.дол. |
Удельный вес ,% |
Машины и оборудование |
140 |
50,8 |
Продукция химической промышленности |
46 |
16,8 |
Продовольственные товары |
36,9 |
13,4 |
Текстиль и обувь |
16 |
5,8 |
Металлы и драгметаллы |
16,4 |
6,0 |
Прочие |
20,7 |
7,2 |
Как видим, основными направлениями импортозамещения в России должны стать машиностроение, химия и АПК, для развития которых в бюджете на ближайшие годы сколько-нибудь существенных средств не предусматривается. А предусматриваются - обращения к частному бизнесу с просьбами об участии в решении данной проблемы. И повторение выступлений на тему "Это нужно, это очень важно, над этим трудимся как рабы на галерах". Не будем вспоминать, как быстро и эффективно решались даже более сложные задачи в советские годы, благодаря использованию преимуществ государственной собственности на основные средства производства при плановой системе ведения хозяйства. Усилиями антисоветских реформаторов эти преимущества потеряны, и обстановка сегодня другая. Тем не менее возможности такой перестройки структуры производства, которая позволит защитить российскую экономику от любых грядущих санкций, еще сохраняются даже в условиях капиталистических отношений. Правда, это потребует взять из советского опыта хотя бы то, что с успехом используют Япония, США, ряд стран западной Европы. А они, как известно, не только отказались от принципа - "что выгодно придворным олигархам, то выгодно стране". Они пошли дальше - серьезно регулируют хозяйственную деятельность, с учетом интересов среднего, а частично и малого бизнеса, в известной мере с учетом нужд наемного труда. Поэтому они регулируют вывоз капитала и импорт, не пускают на самотек проблему ставок процентов за кредит, инфляции, занятости населения, регулируют динамику показателей дифференциации доходов своих граждан. Уже это позволяет им иметь, по сравнению с РФ, значительно более емкий и более устойчивый внутренний рынок - как по предметам потребления, так и по средствам производства. В условиях современных реалий западные способы регулирования хозяйственной деятельности не обязательно копировать в деталях. Главное, что необходимо перенять - политическую волю к тому, чтобы употребить власть для ограничения неуемных аппетитов нашего олигархата, паразитирующего на национальном достоянии. Повторю пример, который неоднократно приводился в наших публикациях. Стратегические частные собственники металлургических компаний (А.Мордашов, В.Лисин, И.Зюзин, О.Дерипаска, А.Усманов и др.) в последние шесть лет испытывают серьезные трудности в получении высоких прибылей на внешних рынках. Естественно, они постарались компенсировать повышением цен на металл внутри страны, что основательно усилило кризис российского машиностроения. Отсюда, с одной стороны, рост зависимости страны от импорта, а с другой - дальнейшее сужение внутреннего рынка спроса на металл. Так, в погоне за максимальной прибылью металлургические компании подпиливали сук, на котором можно было неплохо сидеть. А теперь просят о бюджетной поддержке. Помогать им придется, но для этого вовсе не обязательно изымать средства из инвестиционных, а тем более социальных программ. Достаточно предоставить им целевой кредит на приобретение акций пока что дышащих на ладан предприятий сельмаша, текмаша, дормаша, химмаша, строймаша, авиапрома и др. Но при этом обусловить обеспечение этого кредита - акциями металлургических компаний. Предусмотреть льготирование налогов для тех из них, кто за счет сокращения непроизводительных издержек понизит цены на металл и в качестве сособственников-акционеров позволит ускорить восстановление отечественного машиностроения. В интересах подъема машиностроения может быть задействован льготный целевой кредит предприятиям АПК и легпрома - под заказы на приобретение необходимой им техники и оборудования. Когда среднесрочный и долгосрочный кредит для большей части юридических лиц станет государственно регулируемым целевым, тогда кредит, цена которого сегодня душит процесс даже простого воспроизводства, превратится в инструмент развития внутреннего рынка и стимулирования экономического прогресса. Когда будет установлен не либеральный, а государственно регулируемый контроль за внешнеэкономической деятельностью и эффективностью использования собственности в базовых отраслях народного хозяйства, тогда вместо топтания вокруг близкой к нулю цифры роста ВВП появится возможность двигаться вперед если не советскими, то хотя бы досоветскими шагами. Правда, чтобы отказаться от либерально-олигархического курса социально-экономической политики, нужно вспомнить еще один завет И.А.Крылова "Важнейшая наука для царей: знать свойство своего народа и выгоды земли своей" (басня "Воспитание орла").
Источник: газета "Коммуна" N 162 (26378), 2 декабря 2014 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|