 |
19.11.14
Без декораций и костюмов
Фестиваль
Более бурно, чем жители других городов, встретили воронежцы спектакли «Страшная месть» и "Царевна-лягушка" в новом для них формате – сторителлинге
Анна Бодина
Непривычно видеть на сцене главного корпуса Воронежской академии искусств двух людей в повседневной одежде, пересказывающих известные сказки и повести. Сказку они начинают словами: "Были у царя Гороха три сына: два умных и один средний. Старший и младший - умные, а средний… ну, так, средний". Уже минут через пять сидящим в зале становится ясно: это не пересказ, а, по сути, новая история, в которую вложен личный опыт рассказчиков. К тому же история комическая. "Да ты и полотенце соткала из подручных материалов!" - говорит во время спектакля Илья Барабанов, исполняющий роль Ивана Царевича - или Ивана Гороховича. "Живешь с ней - жаба - жабой, а присмотришься - хороший человек", - шутит Владимир Стефанцов. - "Царевна-лягушка" - рассказ о собственном опыте семейной жизни, - объясняет Елена Новикова, жена одного из актеров. Жители нашего города также могли обучиться мастерству сторителлинга в сжатые сроки - за четыре дня, на фестивале "Большая Перемена". - Мы разобрались в том, что такое история. История - это герой. Герой - это тот, кто изменяется. Изменяется тот, кто совершает действие. Главное в истории - момент изменения... Сторителлинг - это в одном лице персонаж, личность и рассказчик. Рассказчик двигает сюжет, персонаж показывает важные моменты, личность дает им оценку. И эти все роли не одновременно существуют, а последовательно. Также мы изучили зрительское восприятие. Всю теорию, пройденную за три дня, выступающие пытаются использовать, опробовать. Они каждый день шли к своей истории. Сначала составляется схема, потом появляются персонажи, затем сюжет. А сегодня мы эти истории доводим до конца, рассказывая. Они сами придумывали себе тему, развили ее. Будет восемь историй: и одиночные, и групповые, - рассказывала на последнем занятии ведущая мастер-класса по сторителлингу Елена Новикова. Обучившиеся искусству рассказа также показали свои истории. Среди них - история о рыцаре Голубке, рассказ в стиле рэп про черепаху, которая не знала, что она за животное, и многое другое. Достаточно сложен и процесс работы над структурой рассказа. - У нас было задание: придумать персонажа, - продолжает Елена Новикова. - Любого: животное, человека... Дальше придумывается проблема героя. У него есть мечта и есть проблема. Нужно придумать, как герой осуществляет мечту. У героя в начале есть проблема. Счастье - это равновесие его основных четырех аспектов мыслей: социум (кто я? бедный или богатый? полезен ли для общества?), внутреннее состояние (кто я без маски? что я? как сам себя оцениваю?), окружающий мир (где я живу? в городе или у моря? тепло тут или холодно?) и личные связи (друзья, родные, любимые). Обычная любая история начинается с того, что один аспект отсутствует. Мы как люди-носители нормы видим, какой аспект отсутствует. И мы наблюдаем, как персонаж обретает друзей, переезжает в другое место или влюбляется. У него есть внешняя цель - стать богатым, а на самом деле у него нет друзей. Возникает план А и план Б. А - это всегда заблуждение, внешняя цель: "Я стану богатым, и тогда у меня появится семья, друзья". А на самом деле моя потребность план Б: мне нужен друг, любимая, дети. Все истории - про это. "А разве стэндап не тот же сторителлинг?" - спросите вы. Московский преподаватель сторителлинга ответила и на этот вопрос: - Сторителлинг - про норму, про свой реальный опыт. "Это произошло со мной". В сторителлинге мы не затрагиваем темы секса, религии, политики. Мы не касаемся тех вопросов, на которые не можем дать однозначный ответ. Стэндап - это всегда провокация: "Давайте поговорим о том, о чем не принято говорить в обществе". Это бесконечный вопрос без ответов. А сторителлинг дает ответы. Возьмем, к примеру, историю из мультфильма "В поисках Немо". В ней заложена реальная история режиссера Эндрю Стэнтана. Когда он был маленьким, его вытащили пятимесячным из утробы матери и растили до нормального состояния целых 9 месяцев. Родители теряли его каждый день. В мультфильме его история - о том, как маленькая рыбка защищает свою икринку, свое потомство в большом океане. Внутри любой истории лежит личный опыт человека. Самое сложное - работать со зрителем, признается Елена. В Москве на обучение сторителлингу пришли 150 человек, а остались всего 25: - Не все выдерживают бесконечный прессинг собственной личности, над собой нужно постоянно работать. Мы же работаем не только с людьми, которые привыкли смеяться и хлопать. Выезжаем в деревни, стелем на площади коврик и начинаем рассказывать проходящим мимо людям. Так проверяем, интересные ли мы рассказчики. "Лягушка" поначалу была в три раза длиннее. На площади стояли алкоголики, ребята им рассказывали, те подкидывали идеи. Эта история была сочинена благодаря тому, что люди делились своими впечатлениями, идеями. Мы искали, что же интересно людям, какая манера будет им приятна. Потом стали работать на городских площадях. Самая большая аудитория для сторителлинга - 30 человек. Иначе приходится брать микрофон, а это уже не то. Дома на родных мы проверяем персонажи и приемы. Но не часто. Друзья и родные - не та аудитория. Проверить стоит на злой аудитории, которой ты не нужен. На аудитории, которая не ходит в театр, не знает театральных правил. Жители Воронежа и здесь отличились особенной открытостью: - Мы ожидали, что придут дети, но пришли взрослые люди и ребята 15 лет. Вчера показывали сет-лист, по которому можно было учиться шутить. Люди сразу подключались к процессу обучения. Очень открытая аудитория! В первый же день было придумано историй 20. Люди свободно рассказывают про себя, не стесняясь. В Новосибирске даже актеры не могли себе этого позволить!
Источник: газета "Воронежская неделя" N 47 (2188), 19.11.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|