 |
17.11.14
К 70-летию Великой Победы. Первые потери среди летчиков в Воронеже в годы войны
Город Воронеж осенью 1941 года стал прифронтовым городом. В октябре фашисты заняли Орел и Елец. Линия фронта в это время проходила в 100—120 км от Воронежа. Начались первые налеты немецкой авиации.
Валентин Котюх председатель Воронежского регионального отделения ООПО «ВСС М.Т. Калашникова» Защиту неба Воронежа, важного стратегического пункта, крупного железнодорожного узла, вместе с зенитчиками осуществляли 487-й, 572-й и 573-й истребительные авиационные полки, находившиеся на аэродромах "А", "ОСО" и "Репное" 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО, которой командовал полковник Константин Иванович Смирнов. Дивизия, имея на вооружении 47 истребителей, отражала налеты вражеской авиации на подступах к Воронежу. В любую погоду, днем и ночью взлетали с аэродромов истребители и останавливали вражеские разведывательные самолеты, бомбардировщики, стремившиеся к военным объектам Воронежа. В нашем городе в 1941 году размещался штаб 63-й смешанной авиационной дивизии под командованием полковника Петра Николаевича Анисимова. В дивизию входили 209-й и 289-й ближнебомбардировочные полки и 17-й истребительный авиационный полк. Командиры полков – капитан Котович, подполковник Михаил Петрович Огиенко и майор Михаил Степанович Дервянов. Эти полки находились в прифронтовой зоне и вели боевые действия по поддержке пехоты, сдерживая наступление фашистов. В Воронеже ремонтировались в мастерских поврежденные самолеты. Регулярно приземлялись самолеты с донесениями о проведенной разведке, фотографировании войск противника, которые затем доставлялись в штаб Юго-Западного фронта. Защитники воронежского неба взлетали в любую погоду, днем и ночью. Часто посадки самолетов из-за непогоды, при отказах техники и неопытности пилотов, заканчивались авариями. Первыми жертвами войны среди летчиков стали пилоты 573-го ИАП москвич сержант Борис Николаевич Кононов и младший лейтенант 572-го ИАП днепропетровец Алексей Захарович Тупикин. Они шестнадцатого и двадцать первого октября 1941года, возвращаясь на аэродромы после патрулирования погибли при катастрофе самолетов. В ноябре 1941 года произошло наибольшее количество трагедий. Седьмого декабря погиб при аварии самолета пилот 572-го ИАП младший лейтенант Дмитрий Никитович Ковалев. Он родился на станции Починок в Смоленской области. Похоронен на территории дома отдыха "Репное". Его могила до сих пор безымянная.
Капитан Николай Яковлевич Фомин
Десятого ноября 1941 года жители Воронежа простились с капитаном Николаем Яковлевичем Фоминым - командиром эскадрильи 17-го истребительного полка, который дислоцировался на аэродроме у города Старый Оскол. Доставляя донесение, Фомин погиб при посадке самолета ЛАГГ-3. Нам удалось восстановить биографию летчика. Родился Николай Яковлевич в 1916 году в многодетной семье в городе Дзержинске Нижегородской области. Отец, Яков Хрисанфович Фомин, работал в речном хозяйстве Волжского пароходства нижегородского купца Маркова. Мама - домохозяйка. У Фомина были две сестры, Евгения и Елена, и брат Валентин. В 1934 году восемнадцатилетний Николай поступает в 9-ю военную школу летчиков в Харькове, которую заканчивает в 1937 году. Служит младшим летчиком 4-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. В июне-октябре 1938 года добровольцем участвует в гражданской войне в Испании. Несмотря на заключительный период войны, Фомин выполнил 53 боевых вылета с общим налетом 80 часов. Проведя 27 воздушных боев, лично сбил один вражеский самолет. Награжден орденом Красного Знамени 22 февраля 1939 года с присвоением ему звания "капитан". В сентябре 1939 года Николай Яковлевич участвовал в освободительном походе частей Красной Армии в Западную Украину. Об этом периоде в своей книге "Воздушная война в Испании" С.В.Абросов пишет: "Двое из "испанцев", командир 12-го ИАП И. Зыканов и командир звена этого полка капитан Н. Фомин, во время этого конфликта пополнили свой боевой счет сбитым 17 сентября 1939 года в составе звена польским самолетом "Люблин Р-8". Начало Великой Отечественной войны Николай Фомин встретил на аэродроме под городом Ковель. После двух налетов вражеской авиации в полку осталось шесть самолетов И-153. Оставшихся без самолетов летчиков отправили в город Таганрог, где они получили новые ЛАГГ-3. С начала войны по ноябрь 1941 года авиаторы полка совершили 1827 боевых вылетов и сбили пятьдесят два самолета и два аэростата противника. Капитан Фомин произвел сорок восемь боевых вылетов. Первого сентября 1941 года командир эскадрильи летит на перехват вражеского бомбардировщика Хe-11 и сбивает стервятника, но и его самолет был подбит. Летчик идет на вынужденную посадку. Самолет приземляется неподалеку от города Чернигова, на линии фронта. Под минометным обстрелом фашистов Николай Фомин подцепляет самолет к машине и эвакуирует его в тыл. Девятнадцатого сентября на отремонтированном самолете он сбил под городом Лубны фашистский истребитель. Шестого ноября 1941 года отважный сокол был награжден орденом Ленина. Доставляя донесение командиру дивизии, опытный летчик погиб во время посадки самолета. Пятнадцатого ноября 1941 года, возвращаясь с боевого задания по разведке неприятельских войск, погибла при катастрофе бомбардировщика СУ-2 младший лейтенант Клавдия Ивановна Суслик. В ходе выполнения боевого задания самолет был поврежден фашистами. При заходе на посадку не выбрасывалось шасси. Бомбардировщик Клавдияа посадила на фюзеляж, но он, ударившись о землю, загорелся. От аварии заклинило "фонарь" кабины, и летчица не смогла выбраться из горящего самолета. Подбежавшие на помощь солдаты спасли только тяжелораненого штурмана Семерного. Похоронены отважная летчица и капитан Фомин, вероятнее всего, на Коминтерновском кладбище в Воронеже. Их имена не увековечены до сих пор. В донесении в графах место гибели и захоронения указан город Воронеж. Клавдия Ивановна родилась в Мариуполе, в семье плотника, на улице 4-я Слободка, 54. Учась в школе N30, она занимается в планерной школе при Мариупольском аэроклубе имени Героя Советского Союза В.С.Молокова. В 1936 году Клавдия - лучшая планеристка школы. В 1937 году в критической ситуации она мастерски посадила планер с неисправным шасси, предотвратив катастрофу. Сдав выпускные экзамены на "отлично", Клавдия поехала поступать в Ворошиловградскую военную авиационную школу имени Пролетариата Донбасса, но девушек в школу не принимали. Добиваясь воплощения своей мечты, Клава едет в город Москву и идет на прием к заместителю начальника Управления ВВС РККА Герою Советского Союза комкору Якову Владимировичу Смушкевичу. Выслушав мариупольскую планеристку, Смушкевич зачисляет ее в авиационную школу. Клавдия закончила ее в предвоенном 1940 году. Служила сначала в 9-м скоростном бомбардировочном полку, а затем в 289-м ближнебомбардировочном полку. Совершила летчица, по данным краеведа Сергея Самодурова, пять боевых вылетов, налетала на боевом самолете 70 часов, а на учебных - 86 часов. Это была первая гибель женщины в городе Воронеже. Седьмого декабря 1941 года военнослужащие 572 ИАП простились с заместителем авиационной эскадрильи старшим лейтенантом Петром Гавриловичем Савельевым, погибшим при аварии самолета. Он - уроженец села Бабино Тверской области. Похоронен Петр Гаврилович на территории дома отдыха "Репное". Его могила остается безымянной. Пятого января 1942 года, возвращаясь с боевого задания, попал под огонь своей зенитной артиллерии и погиб командир звена 487 ИАП лейтенант Василий Антонович Забара. Уроженец города Валуйки похоронен на Комитерновском кладбище. Рядом с ним лежит летчик-истребитель старший лейтенант Михаил Николаевич Федоров, который родился в селе Тележье Орловской области. Его жизнь оборвалась двадцать седьмого марта 1942 года. Кроме катастроф были сотни боевых вылетов, сбитые на подступах к городу вражеские самолеты. Благодаря нашим летчикам фашистам не удалось в грозном сорок первом году нанести серьезные удары по Воронежу, все силы которого были направлены на разгром врага.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|