 |
01.11.14
Мнение ученого. О Стратегии национальной безопасности России
«Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» была утверждена и введена в действие указом Президента РФ 12.05.2009 года.
Мнение ученого | Прошла половина срока реализации "Стратегии национальной безопасности России", но о ней, похоже, забыли все, она не упоминается в правительственных документах, хотя ситуация в мире резко изменилась, а угрозы России существенно выросли
Георгий Костин, доктор технических наук, профессор г.Воронеж Государственная стратегия национальной безопасности по определению является приоритетным и обязательным руководством к действию для всех без исключения структур, их руководителей, для всех проживающих в стране граждан. Прошла половина срока реализации Стратегии. Пора подвести итоги. Ситуация в мире резко изменилась, угрозы безопасности России существенно возросли. Но о "Стратегии национальной безопасности", похоже, забыли. Ссылок на нее в правительственных документах за этот период не было, ни один государственный чиновник, ответственный за ту или иную подсистему национальной безопасности, не отчитался о ее выполнении. Одна из субъективных причин такого пренебрежения к утвержденному на высшем уровне документу кроется в ненаказуемой безответственности российского чиновничества. Но есть и объективные причины, заложенные в сути и в содержании утвержденной указом Президента "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Прежде всего, это ее безадресность. Она не является руководством к действию. В Стратегии не возлагается ответственность за ее реализацию на то или иное конкретное ведомство. В Стратегии нет ни одной цифры, которая должна быть достигнуты к определенному сроку. В ней не определена конечная цель, не указаны конкретные угрозы национальной безопасности, их источники и их носители, нет конкретных механизмов предотвращения и нейтрализации угроз, не определены ресурсы, обеспечивающие национальную безопасность. В Стратегии говорится, что "Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века…". Но мировой финансовый кризис не прекратился, а перерос в социально-экономический и уверенно движется к кризису политическому. В России практически прекратился рост производства, вышла из под контроля инфляция, падает рубль, растут цены... Силится агрессия США, возрождается фашизм. И направлять стратегию надо не на преодоление последствий кризиса, а об уходе из под его топора. Имеющие место противоречия между странами и континентами преподносятся в Стратегии не как противоречия, порождающие конкретные угрозы безопасности России, а как общие, естественные и легко преодолимые противоречия между станами мира. Как противоречия, не требующие особых мер по обеспечению национальной безопасности России. Стратегические противоречия заложены в политической и экономической сути современного мира. И угрозы безопасности России изначально заложены в присущем современному миру паразитизме и грабеже чужих ресурсов. В провоцировании нестабильности, переворотов и войн. Заложены в росте мирового мыльного пузыря не подтвержденных материальными ценностями денег и их суррогатов, что ведет к все возрастающему социально-экономическому и политическому мировому кризису. Стратегические противоречия заложены в принципах и целях рыночной экономики: в погоне за прибылью и конкурентной борьбе. Приведенные в Стратегии общие тактические рекомендации по внешней политике России всего лишь обозначают угрозу, но не дают оценки соотношения сил "угроза-противодействие", не дают прогноза развития и возникновения новых угроз. В Стратегии говорится: "Национальные интересы РФ...заключаются: в развитии демократии... в повышении конкурентоспособности национальной экономики... в обеспечении незыблемости конституционного строя...". Национальные интересы – это по определению интересы нации, т.е. подавляющего большинства коренного населения страны. А приведенные посылы представляют всего лишь интересы 10 процентов ее богатого населения. Национальные интересы предельно обеспечивались в СССР, обеспечиваются в Китае, нагло реализуются в США и меньше всего обеспечиваются в странах развитой западной демократии. Конкурентоспособная национальная экономика, прежде всего, обеспечивает обогащение владельцев предприятий. В России конкурентоспособными являются лишь сырьевые отрасли, что приводит к вывозу из страны в обмен на бумажную макулатуру невосполнимых ресурсов. Большинству общества нужна не конкурентоспособная экономика, а экономика, обеспечивающая высокий жизненный уровень всех граждан и защищенность страны от любой внешней угрозы. Нужна экономика, базирующаяся на высоких технологиях, на научном и производственном превосходстве над экономикой стран, несущих угрозу безопасности России. Незыблемость существующего конституционного строя нужна власти, но никак не большинству населения, потому что именно существующий конституционный строй порождает олигархию, коррупцию, расслоение населения на богатых и бедных... В Стратегии в качестве механизма обеспечения экономического роста приводится повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. Но разговоры об этом в России идут уже более 20 лет, а эффект экономического роста равен нулю. Рыночная экономическая модель может обеспечить при самых благоприятных условиях темпы годового экономического роста не более 3,5 процента. На ближайшие три года Правительство России планирует ежегодный экономический рост менее одного процента, т.е. без какого бы то ни было опережения темпов роста источников угроз. В то же время имеются экономические модели, позволяющие в короткие сроки довести на тех же ресурсах темпы годового экономического роста до 18%. Эти модели на протяжении 20 лет неоднократно предлагались правительствам России, но ими даже ни разу не рассматривались. Для обеспечения национальной безопасности, безусловно, необходимо укрепление роли государства. Только государство способно мобильно создать ресурсы национальной безопасности и организовать общество на создание эффективной системы национальной безопасности. Такого государства в России нет, укреплять просто нечего. Предложенный в Стратегии механизм "государственно-частного партнерства" противоречит и "укреплению роли государства", и самим принципам национальной безопасности. Цель государства - сосредоточить все ресурсы на создании и укреплении системы национальной безопасности. Цель частных партнеров - набить свой кошелек, в том числе за счет растаскивания ресурсов национальной безопасности. Необходимо не партнерство, а бескомпромиссный диктат государства. В Стратегии говорится о необходимости перехода к качественно новому облику Вооруженных сил РФ, развития ВПК и обеспечения Вооруженных сил РФ современными видами вооружения. Пять лет об этом не вспоминали, зашевелились, когда западные "друзья-партнеры" оскалили волчьи клыки. Но и это пока явно в не соответствующем ситуации объеме. Практически идут разговоры, но пока так и не начались модернизация и развитие ВПК. В Стратегии не нашлось места важнейшей подсистеме продовольственной безопасности. В Стратегии провозглашается обеспечение личной безопасности, снижение уровня организованной преступности и коррупции. Но все эти пороки общественной жизни продолжают из года в год расти, потому что борьба ведется с последствиями, а не с причиной их процветания. В Стратегии говорится: "Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере являются сохранение сырьевой модели развития... высокая зависимость важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры... потеря контроля над национальными ресурсами... низкая устойчивость национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции... Недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста..." Все верно. Но не говорится о причине этих негативов, которая заключается в дефектной модели развития, которая вместо устранения этих негативов плодит их и вскармливает. Все пожелания и мероприятия, приведенные в Стратегии, действуют в России в течение почти четверти века, и ни одно из них не привело к положительным результатам. А многие из них, наоборот, привели к снижению национальной безопасности Российской Федерации. В утвержденной Стратегии обозначены лишь некоторые второстепенные угрозы. Умалчивается стратегическая основа возникновения и развития внешних и внутренних угроз национальной безопасности России. Стратегия не содержит количественных оценок ресурсов России по нейтрализации угроз и не предлагает эффективных механизмов, обеспечивающих ее национальную безопасность. В современном мире важнейшим и непременным условием национальной безопасности, т.е. равноправного и независимого существования любого государства, является устойчивое функционирование всех его систем безопасности. Оборонная безопасность обеспечивается наличием долгосрочной оборонной доктрины и армии, которая должна по всем характеристикам не уступать армиям потенциальных агрессоров. Современная война - это война высоких технологий, передовой военной техники, создаваемой в оборонном комплексе. ВПК России деградировал. Практически прекратились разработки перспективной военной техники. Выпуск оборонной продукции многократно сократился в объеме, серийное производство превратилось в штучное, резко возросла себестоимость продукции, упала ее надежность. Переход на следующие поколения военной техники увеличился с 3-5 до 10-15 лет. Прямое финансирование было заменено кредитованием через коммерческих посредников, до предприятий доходит не более 50% выделенных средств. В начале XXI века лучшие ракетные дивизии с БРК СС-20, способные преодолеть любые ПРО, были уничтожены. Доля современного вооружения в Российской армии в первом десятилетии XXI века составила всего 20%. Поставка новой техники, соответствующей мировому уровню или превосходящей его, производится в ничтожно малых количествах. Корабельный состав российского флота сократился более чем в четыре раза. С 1990 по 2005 год боевые возможности ВВС по сравнению с уровнем 1991 года упали в пять раз, ПВО - в восемь раз. Сухопутные войска по боевому эквиваленту равноценны 10 дивизиям. И это - на 10 тысяч километров России. Высший командный состав российской армии после перевода ее обеспечения на рыночные условия поголовно коррумпирован. Россией подписано и ратифицировано несколько международных соглашений по разоружению, существенно нарушающих паритет сил с потенциальным противником США. Индустриальная безопасность обеспечивается собственными сырьевыми и энергетическими ресурсами и научно-производственным потенциалом, удовлетворяющим полную потребность государства и общества в стратегически важной продукции. В России она уничтожена разрушением академической и прикладной науки, промышленности и сельского хозяйства, переводом экономики с высоких технологий на нефтяную иглу. На начало XXI века страна оказалась по объему нефтедобычи на уровне 1972 года, по объему добычи угля - на уровне 1967-го, по выпуску станков и тракторов - на уровне 1931-го, по выпуску грузовых вагонов и тканей - на уровне 1910 года. Особый вред системе индустриальной безопасности был нанесен разрушением управления народным хозяйством по технологическим цепочкам, отменой плановой системы управления. Продовольственная безопасность обеспечивается 100-процентным собственным производством продуктов питания и лекарств в количестве и ассортименте, необходимом для жизни и здоровья граждан. При этом общий импорт продуктов питания и лекарств не должен превышать 20% от объема их потребления. По большинству показателей Россия лишилась продовольственной безопасности. По потреблению продуктов питания среди стран мира Россия перешла с 7-го места на 40-е. Общественная безопасность или общественная стабильность обеспечивается единством стратегических целей и интересов всех слоев общества, уверенностью граждан в будущем, их доверием к действующей системе власти. Обеспечивается здоровьем общества, высоким уровнем его интеллекта и образования, удовлетворенностью жизненных интересов граждан, их личной безопасностью и т.д. Доверие к власти, а вернее - к личности Президента России, резко возросло в связи с его позицией по возвращению Крыма в состав России. Но позиция руководства России по Донбассу этот взлет доверия к власти вернула на грешную землю. Не может быть доверия к власти, когда, по официальным данным, 50% взяточников сосредоточены в милиции и на таможне, 37% - в судах и в прокуратуре, остальные - в органах исполнительной власти. По индексу коррумпированности в 2005 году из 159 стран мира Россия уступает только 33 странам, по эффективности государственного управления из 209 стран находится на 140-м месте. Таким образом, все основные системы безопасности в России разрушены и утеряны, что лишает ее возможности вести независимую и подчиненную исключительно национальным интересам внешнюю политику, делает невозможным при полной ресурсной самодостаточности изолировать свою экономику от дискриминации на мировом рынке и от зависимости от катаклизм мирового кризиса.
Угрозы национальной безопасности России и прогноз их развития
Все стратегические угрозы национальной безопасности России, направленные против исторической сущности Российской цивилизации, требующие для их нейтрализации системных мер и огромных ресурсов, вызваны постоянно действующими факторами, которые являются порождением механизмов и принципов жизни современного общественно-экономического строя. 1. Первая особенность современного общественно-экономического строя, порождающая угрозы национальной безопасности России, - периодически возникающие мировые финансовые кризисы, неизбежно перерастающие в кризисы экономические и социально-политические. В рыночной экономике оторванный от реального производства финансовый блок постоянно плодит деньги и их суррогаты. Опережающее по отношению к материальным ценностям накопление в мире мыльного пузыря не имеющей реальной ценности финансовой макулатуры и есть единственная причина мировых кризисов. Американский доллар обеспечен материальными ценностями всего на 1,7 - 2,2 %. Тем не менее, напечатав за 2,5 цента две стодолларовые купюры, США покупают за них тонну нефти. Весь современный "цивилизованный" мир живет в долг перед своими гражданами, перед сырьевыми странами, перед грядущими поколениями. Долг Америки в 2012 году увеличивался в сутки на 3,5 млрд. долларов. В 1937 году США не имели госдолга, сегодня он превысил 35 триллионов долларов и не может быть погашен в течение нескольких столетий. Бороться с финансово-экономическим кризисом в пределах рыночной модели экономики можно только за счет грабежа других стран и собственного населения. Сброс напечатанной денежной макулатуры в другие страны, развязывание войн, втягивание недальновидных стран в международную валютную систему и военные блоки дает мировой финансовой системе передышку, но пузырь виртуальных "ценностей" продолжает расти и обязательно лопнет. Разразившийся мировой кризис, его издержки и последствия - одна из главных угроз национальной безопасности России. Он порождает падение темпов экономического роста, падение производства и жизненного уровня населения. США пытаются переложить тяготы и последствия кризиса на другие страны, на Россию в первую очередь. Потому что Россия - единственная страна мира, самодостаточная по всем видам ресурсов. Потому что у нее сохраняется хоть и сырьевое, но все-таки материальное обеспечение национальной валюты. Потому что Россия менее других стран нуждается в совместных усилиях мирового сообщества по преодолению последствий кризиса и меньше других стран находится в политической зависимости от США. Потому что Россия остается единственным в мире поставщиком ресурсов и потенциалом расширения мирового рынка. С 1946 года российский рубль имел золотое обеспечение, но в 90-х годах прошлого века потерял его, и началось катастрофическое падение курса рубля. На 2012 год золото в ЗВР России составляло менее 2%, остальное - пустая денежная макулатура Запада. Отсюда еще один фактор угроз национальным интересам России - ее зависимость от мировой финансовой системы. Эта внешняя стратегическая угроза национальной безопасности России исходила, исходит и будет исходить от США. Потому что США - лидер западного мира, хозяин печатного станка международной валюты. Потому что американец привык к избыточному потреблению и не потерпит правительство, которое начнет это потребление сокращать. Потому что США - самый большой в мире должник. Потому что США приняли на себя обязанности мирового жандарма. Мировой кризис обуславливает и внутреннюю угрозу национальной безопасности России: незащищенность ее от внешних проявлений мирового кризиса. Эта незащищенность вызвана долгосрочной политикой руководства России на тесную и широкую интеграцию в финансово-экономическую систему западного мира. Вызвана зависимостью российской валютной системы от мировых финансовых институтов и банков, от ущербного соотношения рубля к доллару и евро. Наконец, внутренняя угроза национальной безопасности России заключается в подверженности действующей в России модели социально-экономического развития собственным периодическим финансово-экономическим кризисам. Эта угроза проявляется в существенной зависимости наполнения российского бюджета от состояния экономики зарубежных стран, от экономических и финансовых санкций, от колебания цен на внешнем рынке. Проявляется в неограниченном уровне прибыли частного бизнеса и утечке капиталов за рубеж, в допуске в стратегические отрасли иностранного капитала, в приоритете торговли, посредничества и финансового блока экономики перед реальным ее блоком, в приоритете сырьевых отраслей, в продовольственной зависимости. Проявляется в низких темпах экономического роста, во всеобъемлющей коррупции и экономических преступлениях. 2. Основная цель рыночной капиталистической модели экономики - не производство жизненно необходимых материальных ценностей, а прибыль, обогащение гражданина, фирмы, страны за счет их продаж и перепродаж. Максимальную прибыль обеспечивает не реальный, а финансовый блок экономики, финансовые аферы, спекуляция, посредничество, коррупция, а также наркоторговля и работорговля, бандитизм, войны и торговля оружием. Безудержное стремление к личному обогащению порождает все без исключения негативы общественного поведения граждан: обман, воровство, грабеж, коррупцию, бандитизм, наркоманию, проституцию и т.д. Россия находится на острие атак международных грабителей как мощнейшая кладовая природных ресурсов. Россия стоит на пути агрессивных устремлений Запада и, прежде всего, США. В этом - одна из внешних стратегических угроз ее национальной безопасности. 3. Рыночная модель экономики по своей природе не может обеспечить годовые темпы экономического роста более 3,5%, а практически - не более 1-2%. Такие темпы не позволяют России в короткие сроки войти в группу ведущих стран мира. Не позволяют мобильно и своевременно отвечать на возникающие внешние и внутренние угрозы ее безопасности. Рыночная модель экономики России порождает и подпитывает такие негативные явления, как коррупция, организованная преступность, экономические и финансовые аферы, рост имущественного расслоения, неэквивалентные утечки за рубеж всех видов российских ресурсов. 4. Следующий спектр угроз национальной безопасности России вытекает из проповедуемого в современном мире в качестве "высшей ценности" приоритета интересов личности над интересами общества. При современном уровне науки и производства совокупные интересы населения Земли на порядки превышают имеющиеся ресурсы и возможность их удовлетворения. Поэтому полное или избыточное удовлетворение личных интересов одного человека может реализоваться и реализуется исключительно за счет ущемления интересов многих других людей. Факторами внешней угрозы национальной безопасности России от реализации приоритета интересов личности являются агрессивное устремление правящих элит западных стран по отношению к России, проникновение в Россию с Запада политических и экономических проходимцев, голодных безработных и прочего негативного и преступного контингента. Факторы внутренней угрозы национальной безопасности России постоянно возникают из-за того, что приоритет интересов личности противоречит чувству и проявлению патриотизма, т.е. одного из основных ресурсов и механизмов обеспечения национальной безопасности. Приоритет личных интересов порождает и поддерживает все без исключения негативы общественного поведения: обман, воровство, бандитизм, заказные убийства, коррупцию, финансовые преступления. Он рождает олигархию, гонит за рубеж российские таланты, порождает безразличное отношение к национальной безопасности России.
Принципы и механизмы стратегии национальной безопасности России. Меры по нейтрализации угроз
Стратегия национальной безопасности России должна строиться исходя из наличия и прогноза долгосрочных стратегических угроз. Все перечисленные выше внешние и внутренние стратегические угрозы национальной безопасности России имеют единый источник и единую природу - особенности современного мира, они тесно между собой взаимосвязаны, дополняют и усиливают друг друга. Поэтому конкретные меры и механизмы нейтрализации угроз и сама комплексная стратегия национальной безопасности России должны разрабатываться исходя из устранения долгосрочной основополагающей их причины, а не из попыток в пожарном порядке гасить или нейтрализовать уже возникшие или проявившиеся угрозы. Есть два диаметрально противоположных пути стратегического обеспечения национальной безопасности России. Первый путь - переход России на социалистический путь развития и плановую модель экономики. Этот путь кардинально меняет стратегию национальной безопасности и ведет не к парированию внешних и внутренних угроз, а к их ликвидации. Исчезает большинство факторов, ресурсов и механизмов возникновения и реализации угроз. Исчезают факторы возникновения внутренних финансово-экономических кризисов и зависимость развития страны от мировых кризисов. Появляется реальная перспектива в 4-6 раз увеличить ежегодные темпы экономического роста. Исчезает олигархия и утечки за рубеж ресурсов и финансов. В производстве создается не прибавочная стоимость, присваиваемая частным капиталом, а прибавочный продукт, идущий на нужды общества и государства. Уничтожаются факторы, рождающие и питающие негативы общественного развития и поведения. Но одновременно усиливается агрессивность окружающего мира, его консолидация против России. Переход на этот путь в ближайшей перспективе нереален, общество к кардинальному пересмотру и преобразованию своей парадигмы развития пока не готово. Второй путь - противостоять стратегическим угрозам современного мира, не прибегая к кардинальному изменению политической и, в определенной степени, социально-экономической парадигмы развития. Угрозы национальной безопасности России в этом случае не исчезнут, и придется заниматься не ликвидацией их, а ограничиваться лишь их парированием, сдерживанием. Тем не менее, при стратегическом подходе к проблемам национальной безопасности и переходе на эффективную модель социально-экономического развития и внешние, и внутренние угрозы могут быть нейтрализованы до уровня безопасности политической и экономической независимости российского государства. Противодействие внешним угрозам в политическом плане должно заключаться: 1. В отказе от доктрины полной открытости западному миру и вхождения России в политическое и экономическое пространство Запада. Наша полная открытость нужна ему исключительно для того, чтобы грабить наши ресурсы и опутывать Россию неравноправными обязательствами, подчинять ее международную позицию не национальным, а корпоративным западным интересам, использовать российские ресурсы для решения проблем мирового кризиса. Политическая доктрина России должна исходить из жесткого приоритета национальных интересов. Все внешнеполитические выпады против России должны немедленно пресекаться и политическими, и экономическими действиями. Не отвечать на санкции, а вводить свои. 2. В воссоздании в кратчайшие сроки ракетно-ядерных средств, превосходящих по своим тактико-техническим характеристикам аналогичные средства США и НАТО, способных преодолеть любые системы ПРО и нанести ответный удар в любую точку планеты. Запад должен усвоить, что любая агрессия против России будет немедленно наказана на их территории. Необходимый задел и все виды ресурсов для этого есть. 3. В ликвидации системы упрощенного пересечения российской границы. 4. В отмене главенства международных законодательств и соглашений над российскими.
Противодействие внутренним угрозам в политическом плане должно включать: 1. Бескомпромиссный и адекватный нанесенному ущербу спрос с представителей власти и граждан за проступки и действия, дискредитирующие Россию и наносящие ей вред. Наказания за политические и экономические антироссийские действия должны быть пропорциональны занимаемой должности и нанесенному ущербу. 2. Патриотическое воспитание и патриотическую пропаганду. В последние годы, пропаганда патриотизма наконец начала возрождаться. 3. Восстановление высокоэффективной отечественной системы образования.
Противодействие внешним угрозам в экономическом плане должны включать: 1. Немедленное восстановление полной независимости России от внешнего мира во всех секторах экономики, во всех сферах жизнедеятельности. Эта проблема уже встала перед Россией в связи с санкциями Запада. Но пока руководство страны ограничивается всего лишь точечными ответными мерами. Необходима комплексная программа обеспечения полной экономической независимости, обеспечивающей жизнедеятельность страны в любых условиях. 2. Переход на социально-экономическую модель, не подверженную финансовым и экономическим кризисам внутри страны, не восприимчивую к мировому кризису, обеспечивающую не менее 10-12 процентные темпы ежегодного экономического роста. Подобные модели применяют Япония (рост до 10%) и Китай (рост до 15 процентов). В России разработана Планово-управляемая двухуровневая модель экономики, позволяющая на ее ресурсах достичь 18 процентные годовые темпы роста. 3. Меры по финансовой независимости, в том числе переход в международных расчетах на соотношение валют по их золотому содержанию или покупательной способности, продажу энергоресурсов за рубли, введение золотовалютной государственной монополии. 4. Пересмотр внешнеторговых соглашений, включая поставку российских энергоресурсов, со всеми странами, проявляющими по отношению к России политическую недоброжелательность. 5. Введение государственной монополии внешней торговли стратегической продукцией, включая сырье и энергоресурсы. Приоритетом внешней торговле должна быть не прибыль поставщика, а приемлемость политической позиции страны-покупателя.
Противодействие внутренним угрозам в экономическом плане должно включать: 1. Переход на эффективную социально-экономическую модель развития. 2. Восстановление единых государственных систем: электроэнергетики и транспорта. 3. Государственную программу восстановления ВПК и превращения его предприятий в локомотивы восстановления научно-промышленного потенциала России. 4. Государственную программу обеспечения продовольственной независимости. 5. Освобождение финансовых активов от долларовой макулатуры и денежных суррогатов. 6. Введение прогрессивного налога и освобождение от налогообложения предприятий-локомотивов. 7. Исключение посредничества при прохождения средств от Центробанка к потребителю. 8. Ужесточение наказаний, введение полного возмещения ущерба и полной конфискация имущества за особо тяжкие экономические преступления против государства и общества. 9. Регламентацию верхнего предела получения прибыли по видам деятельности: максимальную - в производстве, минимальную в торговле, финансовой отрасли и посредничестве.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|