 |
21.10.14
Сочинить танец
Билет на балет
Дмитрий Антипов с Народным артистом СССР Владимиром Васильевым после удачного выступления на балетном конкурсе «Арабеск». Фото из личного архива Дмитрия Антипова
На XIII Международном конкурсе артистов балета "Арабеск", проходившем в апреле в Перми под патронажем Народного артиста СССР Владимира Васильева, земляк воронежцев – двадцатичетырехлетний танцовщик и хореограф Дмитрий Антипов получил серебряную медаль. А сегодня на сцене Воронежского театра оперы и балета пройдет премьерный показ его постановки "Необарокко".
Виктор Силин
О Дмитрии Антипове, как это ни удивительно, впервые услышал от Ренада Ибатуллина, без малого два десятка лет возглавляющего балетную школу в Мексике. Но каждый год он приезжает в ставший для него родным Воронеж. Здесь он работал главным балетмейстером театра оперы и балета, был художественным руководителем Воронежского хореографического училища и потому пристально и пристрастно следит за успехами наших танцовщиков. "Воронежскому театру давно и долго не везет с самобытным хореографом, сказал Ибатуллин в нынешний приезд в июле. - После яркой Дины Ариповой что-то больше и назвать некого. А ведь когда это было! И вот появился шанс иметь своего доморощенного (в смысле - одаренного и надежного) постановщика полноценных балетных спектаклей в лице Дмитрия Антипова. Профессия ведь крайне редкая…" А потом мне попалась общероссийская газета "Культура", в которой напечатана статья критика Елены Федоренко, на мой взгляд, самого искушенного и непредвзятого балетоведа современности, о конкурсе "Арабеск". Всего лишь две строчки отдано Воронежу и Дмитрию Антипову, но они дорогого стоят. - Итак, ты занял второе место и удостоен серебряной медали как хореограф-постановщик на таком престижном балетном конкурсе... - И не только лауреатом, но еще и дипломантом. Участвовал и в конкурсе танцовщиков. Хоть не добился звания лауреата в этом виде творческого состязания, но, думаю, все равно выступил неплохо - все классические па-де-де из "Эсмеральды", "Дон Кихота", "Щелкунчика" станцевал ровно и, кажется, даже очень прилично. - А современную хореографию ты представил двумя авторскими номерами? - Тремя. Дуэтный танец - "Когда музыку видно", сольный - "Я умру, не умирая" и еще один номер придумал и поставил для солистки Кремлевского балета Ксении Хабинец. - Конкуренция была? - Восемнадцать стран представили полторы сотни исполнителей. Эти цифры, думаю, красноречиво говорят сами за себя. - Дмитрий, насколько я знаю, ты, скажем так, из военно-спортивной семьи. И вдруг - балет... - Все правильно: отец у меня - подполковник, мама - тренер по спортивной акробатике, между прочим, мастер спорта международного класса. Родители меня ни в чем не неволили. Когда мне исполнилось десять лет - могли бы и на год раньше - мы всей семьей пошли на День открытых дверей в Воронежское хореографическое училище. Ходили по классам, смотрели, как проходят уроки. Посмотрели и на меня: имеются ли природные данные к хореографии? Сказали, что мальчик вполне подходит к занятиям балетом. Таких нас набралось четырнадцать человек. К пятому году обучения осталось лишь восемь. Остальные отсеялись: кто-то просто не выдержал напряжения, кто-то понял, что это не его дело... А в пользу правильности моего выбора профессии (улыбается) и моей обусловленности ею говорит один факт семейной истории: моя прабабушка Анастасия работала костюмером в Большом театре. Так что в чем-то судьба подтолкнула меня к сцене. - И на пятом году обучения тебя взял в класс Заслуженный работник культуры России Анатолий Дубинин? - Да, мне повезло с педагогом. Анатолий Григорьевич воспитал и воспитывает достойных учеников. Ведь в те годы, когда он был солистом Воронежского театра оперы и балета, многие ходили на спектакли именно "на Дубинина". - А ты был прилежным учеником? Какие твои сильные стороны как танцовщика? - Старался быть прилежным. А о сильных сторонах мне трудно сказать: в какой-то вариации оказывался наиболее выразительным в прыжке, в какой-то - во вращении... Не получается так: вот сейчас сделаю этот элемент технически безупречно. Если будешь подобным образом себя настраивать, то ничего не выйдет. Сцена требует естества, недаром же говорят, что на ней надо жить. И жить ею. Это я уже понял. Тогда же, в годы прохождения курса наук в Воронежском хореографическом училище, существовала замечательная традиция - ежегодный конкурс "Я - хореограф". Он подталкивал совсем юных попробовать самим сочинить танец. А у меня подобное желание было всегда. Поэтому то время, когда мы готовили свои номера, что-то придумывали, до сих пор вызывает у меня трепет и волнение. - Но ведь профессия балетмейстера настолько редкая, штучная... - Это так, но из нас и не делали хореографов. Просто пытались развить образное, пластическое мышление. А вот я пошел дальше. Задатки хореографа во мне оказались сильные и прочные. - И ты поступил в Московскую академию хореографии? - Да. Сразу на два факультета - балетмейстерский и исполнительский. Процесс обучения там идет, как и везде, - от простого к сложному: сначала ставили миниатюры собственного сочинения, потом более расширенные с усложненной задачей, затем ставили или восстанавливали классические балеты, и, наконец - постановка собственного спектакля. - Что же явилось венцом твоего обучения в Московской академии? - Балет "Сфумато", что в переводе означает "дымка", "мираж". Мои фантазии основывались на музыке эпохи барокко. Курировал же мою постановку Михаил Лавровский, человек более чем известный в балетном мире. Без ложной скромности замечу, что балет "Сфумато" пять раз прошел на сцене Большого театра. - Но тебе повезло еще на одного куратора по жизни - Народного артиста СССР Владимира Васильева. - Это уж точно. И не только мне одному повезло. Владимир Викторович - человек потрясающего видения, сопереживания и желания помогать и наставлять. Опекает он очень тактично, не навязывая, как бы подталкивает к тому или иному хореографическому решению. - А сколько на твоем счету хореографических сочинений? - Насколько я понял, нужна статистика? Если на вскидку, то балетных миниатюр я поставил больше двадцати и четыре спектакля. Это в год получается три-четыре постановки. - Что-то из ранее созданного мы увидим сегодня? - Да, "Забавы в стиле рококо" и "Фантазии на босу ногу" - это мои дипломные спектакли. А вот "Руады" - новая вещь. В основу музыкальной версии положены сочинения европейских композиторов XVI-XVII веков. - И как тебе работалось с земляками? - Замечательно! Не знаю, как им, но мне с ними было интересно и хорошо. У нас не такая большая команда, поэтому назову всех - Михаил Ветров, дипломант международного конкурса Дина Болотова, Максим Данилов, Ольга Бородина, Елизавета Мальковская, Вадим Мануковский, Анна Никулина, Светлана Кудрина и самая молодая участница проекта "Необарокко" Софья Дякина, она - выпускница Воронежского хореографического училища нынешнего года.
Источник: газета "Коммуна" N 143 (26359), 21.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|