 |
23.09.14
"Живая газета" против мелодрамы
Поиски и находки
1920-е – самый малоизученный период культурной жизни Борисоглебска
Виталий Черников
Летописцу провинциального театра могло бы сильно помочь изучение местных газет того периода. Возможно, однажды мне доведется листать чудом уцелевшую подшивку. Реконструировать хотя бы отдельные фрагменты картины приходится порой на основе косвенных «улик». Прежде всего надо понимать: после 1917 года в театре появился новый зритель. Участь большинства из тех, кто приходил перед войной в городской сад на представления музыкально-драматического кружка любителей, была незавидна. Кто-то бежал из города, кого-то убили; оставшиеся станут при Советской власти в значительной части бесправными маргиналами. "Обычная наша театральная публика, состоящая из богатых, зажиточных и интеллигентных людей, постепенно исчезла, - вспоминал Федор Шаляпин. - (…) скоро солдаты, рабочие и простонародье уже господствовали в составе театральных зал". "Дело в том, - объясняет историк Виолетта Гудкова, - что на какое-то время вход в театры стал бесплатным, и теперь на спектакль мог забрести и случайный прохожий. И в театр потянулись толпы любопытствующих обывателей". Шаляпин не склонен был к умилению: "Правда то, что народ в театр не шел и не бежал по собственной охоте, а был подталкиваем либо партийными, либо военными ячейками. Шел он в театр "по наряду". То в театр нарядят такую-то фабрику, то погонят такие-то роты". Реакция аудитории во время представления была крайне непривычной для актеров: зал дружно ухохатывался над умирающим персонажем и молчал там, где следовало смеяться. По словам Виолетты Гудковой, "прежняя сцена и обновленный зал говорили на разных языках. Пластика (психология) актера старой реалистической школы, воспитанного на высоких классических образцах, диссонировала с поведенческими привычками "сырого зрителя" улицы". В то же время "появилось множество самодеятельных спектаклей и собственноручно сочиненных пьес, будто вся страна превратилась в сценические подмостки, на которых разворачивалась самозабвенная игра". Опыт Народных домов оказался гораздо более ценен для новой власти, чем опыт академических театров.
Здание, в котором в 1918 году располагался Борисоглебский уком РКСМ. Фото из фондов ГАОПИ Воронежской области
Костяк театральной студии, созданной осенью 1919 года в Тамбове сторонником Мейерхольда Н.М.Ряжским (Варзиным), составили студийцы Губпролеткульта. В ее задачи входила агитационно-просветительская работа. Выступали на заводах, в воинских частях, под открытым небом. В книге Андрея Крусанова "Русский авангард" сообщается, что самое масштабное представление было разыграно на Соборной площади города 1 мая 1920 года: в нем участвовали около 400 человек - представители театральных кружков и красноармейцы. Агитколлектив в 1921-м получил помещение и статус Первого Пролетарского театра Губполитпросвета. В сентябре труппа показала в Козлове "Мистерию-буфф" Владимира Маяковского и "Зори" по Эмилю Верхарну. Обращаясь к этим пьесам, Ряжский также следовал за Мейерхольдом. Вскоре театр был закрыт "в связи с общим переходом на хозрасчет". Ряжский, организовав в апреле 1922 года театральные курсы, замыслил новую версию "Мистериибуфф" - куда более масштабную. Представление под открытым небом, однако, удалось доиграть лишь наполовину: хлынул сильный дождь, и зрители разбежались. За происходящим в Тамбове борисоглебские единомышленники Ряжского, конечно, следили. Хотя о такой массовке, как в губернском центре, местным энтузиастам "живых газет" оставалось лишь мечтать. Некоторые детали работы земляков сохранил в своих мемуарах художник Петр Шолохов. Весной 1920 года он, тогда девятнадцатилетний учитель рисования, по распределению школьного совета был командирован в комсомольскую агитбригаду как художник-декоратор. Вернемся немного назад. Дело в том, что первые шаги будущей уездной комсомольской организации были связаны с театром напрямую. В начале 1918-го группа молодежи, работавшей в железнодорожных мастерских, объединилась в кружок "для подготовки партии новых членов и для участия в общепролетарской борьбе против капитализма", рассказывается в краткой истории организации, подготовленной, видимо, к ее пятилетию и хранящейся ныне в Государственном архиве общественно-политической истории Воронежской области. В общепролетарской борьбе молодые рабочие участвовали, прямо скажем, не совсем канонично: кружок "занимался устройством вечеров, постановкой спектаклей, но планов и программы своей работы как политическая организация он не имел, указаний же ниоткуда не было". Так и ставили бы спектакли, если бы один из рабочих П.М.Корольков не отправился в Воронеж на съезд железнодорожников и не узнал о существовании местной организации молодежи. Так кружок обрел новый статус. Интерес к театру продолжал играть важную роль и в жизни свежеобразованного союза рабочей молодежи. В привезенном из Воронежа и принятом (за исключением нескольких пунктов) его уставе говорилось о необходимости создания секций: драматической, музыкальной, хоровой, спортивной, а также библиотеки, читальни и собственного печатного органа. Часть средств удалось собрать, поставив два спектакля на выделенной союзу сцене (впоследствии "железнодорожный театр" сгорел). "Через три месяца, - сообщается далее в "Истории Борисоглебской уездной организации Российского коммунистического союза молодежи", - союзом был занят железнодорожный сад. В саду стали устраивать спектакли и вечера с танцами, что очень привлекало молодежь". Два года спустя у энтузиастов (или тех, кто продолжил их дело) уже имелся опыт воздействия на зрителя. В окрестностях Борисоглебска таились антоновцы; мать юного художника Шолохова, провожая его в дорогу, не скрывала тревоги. На склоне лет Петр Иванович вспоминал: "В нашей группе пять подвод, комсомольцы-агитаторы, любители-артисты обоего пола, соответствующая литература, оружие для охраны и скудное продовольствие. Маршрут Чегорак - Богана - Малая Грибановка. Конечный пункт - село Уварово, центр борьбы, бандитских налетов и всяческих неожиданностей. Мой приятель Борис Карасик, худенький, небольшого роста еврей, едет в качестве суфлера и дублера на все несложные роли".
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна" N 130 (26346), 19.09.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|