 |
15.10.14
Только рыжему коту и все равно
Книга
Воронежский поэт Алексей Ряскин опубликовал свою новую повесть
Ярослав Солонин
По всей видимости, событие осталось незамеченным, не считая презентации книги «Чучело рыжего кота», что состоялась еще в июне в книжном клубе "Петровский". Зато многие, верно, затаив дыхание, ждали выхода новой книги Пелевина. Кликушествовать по поводу "пророка в своем отечестве", конечно, было бы глупо. Тем более, что никто ни на кого не в обиде. И если уж говорить начистоту – политика автора и издателя сыграла свою роль в этом самом информационном отчуждении.
Алексей Ряскин на презентации повести. Фото Виталия Черникова
Издательской судьбе "Чучела" немало поспособствовал поэт Павел Глаголев, близкий друг Алексея. Он выступил как литературный и технический редактор, а также корректор книги. Выпущена она на свои средства и, как я понял, без участия какого-либо издательства. Тираж - динамический, то есть допечатывается по мере необходимости. На просторах Рунета, по крайней мере, публикаций, посвященных новой книге Ряскина, очень мало. Быть может, и, как я уже говорил, потому, что о событии известно не очень широкому кругу, куда, как правило, входят друзья и близкие, либо друзья близких. А хвалить либо ругать своего знакомого не так-то просто. Рискую предположить, что в книге усмотрели множество тайных смыслов, и теперь никто не пикнет, не рискнет прослыть дурачком, что-то понявшим не так. Ведь можно усмотреть здесь и зашифрованную историю психоанализа (авторская ловушка, как я считаю), и псевдопелевинский солипсизм, и интеллектуальный завуалированный детектив. Кто-то узрит кое-где зашифрованные автором размышления о природе творчества, в частности, писательского труда. Я же считаю, что нужно просто наслаждаться чтением и ни о чем постороннее не думать, плывя по течению. Насчет авторских ловушек. Они - как мед в сказке "Винни-пух": "очень странный предмет - то они есть, то их сразу нет". Да и в аннотации то ли автор, то ли кто-то еще, предупреждает: "Повесть о том, что было, хотя этого могло бы и не быть". Что может смутить или направить по ложному (или нет) следу какого-нибудь интеллигента (именно интеллигента, а не интеллектуала). Имена центральных героев, вокруг которых и заворачивается сюжет, - таксидермист Зигмунд и доктор Адлер, еще, если не ошибаюсь, там фигурирует число 37, недвусмысленно связанное с жизнью (точнее, одним из аспектов-антиподов ее) психиатра Альфреда Адлера. События развиваются, как в хорошем сне: смотреть интересно, но что будет через минуту, сложно предугадать. Фактически - невозможно. Поэтому я и не рискую пересказывать сюжет, а тем более - фабулу событий. Читатель идет за героем, влекомым, в свою очередь, сначала сочувствием, потом любопытством. Поле событий - очень странный дом или сон. Самое интересное - какую роль здесь играет чучело рыжего кота. И тут приходит на ум аналогия с "Кашей из топора". Казалось бы - для "каши" сюжета этот кот вовсе не обязателен, но попробуй исключи его - и напряжение, столь необходимое здесь, испарится без следа. А может, и нет. В любом случае - "тему с котом" никто за читателя не решит. Автор либо бросает нас на произвол, либо говорит с усмешкой: "Учитесь плавать сами!" Если сравнивать с каким-нибудь произведением искусства, то можно припомнить "Головуластик", фильм Дэвида Линча. Атмосфера повести Ряскина тоже уникальна, притягательна и непонятна. И в той же мере глупо спрашивать автора: "А вот это как, а вот это зачем?" Как было сказано в пресс-релизе посвященной выходу книги встречи, "Это та самая книга, о которой в двух словах не получится. В ней есть тайна, погоня, фрустрация, неоднозначность. В ней нет того, о чем мы умолчим. Видите, не все так просто". Вот благодаря названным четырем элементам сюжет и держится, не рассыпается на части. Пятым элементом в таком случае можно назвать авторский стиль - не вычурный, не претенциозно-минималистичный, не фамильярный и не снобистски-отстраненный. По поводу чучела рыжего кота я скажу словами Романа Сенчина, написавшего о "Черной обезьяне" Захара Прилепина: "Правда, смысл черной обезьяны, которая, наверняка, символизирует что-то серьезное, я понять не сумел. Ну да писатель не обязан все разжевывать. Может быть, пойму позднее".
Источник: газета "Воронежская неделя" N 42 (2183), 15.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|